От Наполеона до Гитлера: как изображали правителей в кино

I
ileru Автор
04 декабря 2023

В прокате по-прежнему можно посмотреть новый блокбастер Ридли Скотта «Наполеон», роль в котором исполнил бесподобный Хоакин Феникс. По такому случаю вспоминаем другие знаковые фильмы о правителях, заслуживающие внимания.

Наполеон (1927)

Режиссер Абель Ганс — один из новаторов киноязыка и ключевой представитель французского киноавангарда 1920-х годов, а «Наполеон» — его главный шедевр. В 5-часовой эпопее отображены как юные годы Бонапарта, когда будущий император учился в кадетской школе, так и события Великой французской революции. Не обошлось и без масштабных батальных сцен по мотивам реальных сражений, от которых по сей день захватывает дух. В «Наполеоне» Ганс впервые в истории кино применил полиэкран, создав триптих, соединяющий в себе три разных сюжета. Кроме того, использование новомодной портативной камеры позволило постановщику превратить пассивного зрителя в действующее лицо, поместить его в гущу военных действий.

Несмотря на тот колоссальный объем работы, который был проделан Гансом за два с половиной года съемок, «Наполеон» не имел успеха в прокате. И дело не только в невозможности повсеместного создания кинотеатров, способных демонстрировать кино на трех экранах одновременно. Проблема в том, что Наполеон Бонапарт, каким его увидел Ганс, не имел с реальной исторической фигурой практически ничего общего. Однако формальная сторона киноэпопеи позволяет считать ее одной из вех мирового кинематографа.

Граф (2023)

Как оказалось, Аугусто Пиночет вовсе не умер, а инсценировал собственную смерть. Все потому, что чилийский диктатор — безжалостный вампир, которому свыше 250 лет. Оставив политику, Пиночет тихо доживает свой век в компании верного слуги Краснова. Когда уставший от жизни тиран все же решает отправиться в мир иной, на пороге его дома появляются отпрыски, мечтающие о наследстве.

«Граф» — самый необычный фильм в нашей сегодняшней подборке. Черно-белая лента режиссера Пабло Ларраина, ранее поставившего костюмные драмы «Джеки» и «Спенсер», далека от формата традиционного байопика. Перед нами не столько портрет диктатора, сколько политический фарс, отсылающий то к немецкому киноэкспрессионизму, то к камерным драмам Ингмара Бергмана. Визуальная часть — главное достоинство этой картины. Операторская работа Эдварда Лахмана, прежде работавшего над фестивальными хитами вроде «Кэрол», завораживает с первых кадров, побуждая скринить каждую вторую сцену. Настоящий подарок всем ценителям экспериментального авторского кино, снятого вне США.

Иван Грозный (1944)

Сложно отыскать более противоречивую фигуру в русской истории, чем Иван Грозный. Биография царя всея Руси обросла множеством жутких легенд, а о периоде его правления пишут тома и спорят до хрипоты исследователи всего мира. Немудрено, что столь инфернальный персонаж всегда интересовал кинематографистов, вот уже сто лет с переменным успехом оживляющих самодержавца на экране. Лучше прочих, безусловно, это удалось выдающемуся советскому режиссеру Сергею Эйзенштейну.

События разворачиваются в 1547 году, когда состоялась коронация Ивана IV. Бояре, рассматривавшие молодого царя в качестве марионетки, с ужасом осознают, что тот намерен править единолично, а также грезит о восстановлении утраченных территорий. Кино о становлении Ивана Грозного создавалось Эйзенштейном по заказу с «самого верха». По задумке Иосифа Сталина, монументальная историческая панорама, съемки которой развернулись на территории Алма-Аты (ныне Алматы) в разгар Великой Отечественной войны, должна была отражать современные реалии, где в образе Грозного без труда угадывался бы он сам. И первая часть предполагаемой трилогии получилась именно такой, какой ее хотел видеть вождь, но затем все пошло не по плану.

Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор (1945)

Как уже было сказано, первая часть «Ивана Грозного» — комплиментарный и вычищенный от авангардных экспериментов портрет царя-реформатора, укрепившего Русь. Между тем продолжение, снятое Эйзенштейном всего год спустя, со скандалом легло на полку и было выпущено лишь с наступлением хрущевской оттепели, тогда как производство третьей части свернулось, не успев толком начаться. По сюжету царь продолжает усиливать собственную власть, но путем коварства и жестокости. Обезумевший Иван Грозный одержим мыслью о том, что бояре замышляют заговор с целью его убийства.

Даже из краткого синопсиса ясно, сколь сильно «Боярский заговор» не похож на предшественника. От благообразного образа правителя из предыдущего фильма не осталось и следа. Великий царь в мастерском исполнении Николая Черкасова предстает параноиком и маньяком, коим движет исключительно всепоглощающая жажда власти. Исторические аналогии, на которых столь активно настаивал Сталин, сыграли с ним злую шутку, в результате чего вдохновляющая история монарха-объединителя обернулась приговором тирании.

Бункер (2004)

Берлин, апрель 1945 года. Кровопролитная война, развязанная Адольфом Гитлером, близится к своему завершению. Советская армия в шаге от того, чтобы взять Берлин, но верхушка Третьего рейха отказывается покидать столицу, во главе с фюрером укрываясь в секретном бункере. Гитлер и думать не желает о поражении, настаивая на том, что победа Германии близка, как никогда прежде.

«Бункер» — немецкий военный фильм, знакомый даже тем, кто никогда не смотрел его полностью. Причина — разошедшаяся на интернет-мемы фрагмент с бешеной тирадой Гитлера, сыгранного Бруно Ганцем. Однако ничего мало-мальски веселого в творении Оливера Хиршбигеля, конечно же, нет. В основу мрачной военной драмы легли воспоминания Траудль Юнге, секретарши фюрера, а также книга «Падение. Гитлер и крах Третьего рейха» историка Иоахима Феста. На экране с пугающей точностью воссоздаются последние дни жизни диктатора, в итоге покончившего с собой. 

Линкольн (2012)

И вновь перед нами детальная реконструкция эпохальных событий, предшествовавших смерти влиятельнейшего человека. Вот только на сей раз речь пойдет не о монстре вроде Гитлера, а о национальном герое, коим уже свыше 150 лет остается Авраам Линкольн. В политической драме Стивена Спилберга рассказывается о небольшом отрезке жизни политика, а именно о об окончании Гражданской войны в США и принятие 13-й поправки к Конституции, искоренившей рабство.

Техническая сторона «Линкольна» безупречна, в то время как достоверность происходящего не вызывает сомнений. Но все это бы не имело значения без актерского таланта Дэниэла Дэй-Льюиса, закономерно получившего за сыгранную роль третий «Оскар» в карьере. Несмотря на тот факт, что львиную долю хронометража занимают речи президента, кино нельзя назвать скучным. Благодаря аутентичному воссозданию эпохи и харизме Дэй-Льюиса история наверняка найдет отклик даже у тех, кто плохо знаком с американской политикой XIX века.

Прощание со Сталиным (2019)

Конечно же, говоря о правителях в кино, невозможно игнорировать документалистику. «Прощание со Сталиным» — уникальный в своем роде фильм украинского режиссера Сергея Лозницы, смонтированный им из архивных кадров.

Центральная тема — траурные мероприятия по Сталину, продолжавшиеся с 6 по 9 марта 1953 года. Беспрецедентные по своему размаху похороны были запечатлены по меньшей мере на две сотни камер, но отснятый материал так и не был показан, отправившись на хранение в государственный архив. Лозница вместе своей командой проделал феноменальную работу по реставрации пленки и аудиозаписей, собрав из разрозненной хроники цельное кинопроизведение, повергающее в шок. Ввиду поразительного качества изображения и звука у зрителя возникает ощущение, будто бы эти кадры сделаны не 70 лет назад, а вчера или сегодня. При этом никаких авторских комментариев нет, кроме разве что информации о количестве жертв сталинских репрессий перед финальными титрами. Зрелище, надолго оседающее в памяти.


Автор Максим Федоров

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше