Спустя неделю после выхода в мировой прокат до казахстанского зрителя наконец добралась новая работа именитого режиссёра Алекса Гарленда «Падение империи». Идея фильма пришла к постановщику во время съёмок его предыдущей картины «Род мужской» (2022), когда в США вовсю шла президентская гонка 2020 года. В итоге, за проект взялась главная инди-студия современности А24, для которой лента Гарленда стала самой дорогой за всю историю существования.
Вложения определённо того стоили, ведь за первые выходные фильм заработал половину своего бюджета, а американские зрители разделились во мнении. Так, одни начали расхваливать, а другие активно критиковать картину из-за поднятых в ней тем. Кинокритик Ораз Керейбаев считает, что работа Алекса Гарленда «Падение империи» не просто так вызвала столько шума и рекомендует каждому зрителю посмотреть столь бескомпромиссную и ошеломительную ленту в кинотеатрах.
Сюжет
Фильм открывается речью американского президента, которую тот очень клишированно записывает для народа США. Как выясняется из его монолога, страна находится в состоянии гражданской войны, где штаты Калифорнии и Техаса сформировали альянс, и теперь их войска пытаются захватить Вашингтон и свергнуть правительство.
За конфликтом зрители наблюдают с точки зрения военной корреспондентки Ли, сыгранной великолепной Кирстен Данст. Она буднично фотографирует столкновения военных с гражданскими и теракты. Там где любой человек ужасается от вида трупов, Ли спокойно берёт свою камеру и пытается найти наиболее подходящий кадр.
Понимая, что скоро режиму диктатора придёт конец, Ли вместе со своим напарником Джоэлом, журналистом The New York Times Сэмми, и молодой девушкой фотографом Джесси отправляются в путешествие в Вашингтон. По приезду они планируют взять интервью у президента, а также сфотографировать его в последние часы существования империи. По пути герои проезжают через разные контрастирующие регионы США, где им встречаются и различные военные из альянса, и пугающие рэднеки, и даже маленькие города, которых война как будто бы никогда не касалась.
Они выполняли свою работу
Фильм Гарленда шокирует зрителя с первых минут и не отпускает до самых титров. Пугают тут даже не столько перестрелки, взрывы и оставленные в последствии горы трупов, а героиня Кирстен Данст, спокойно фотографирующая всё вышеперечисленное. В то время как между ней и ужасами войны нет никакой физической дистанции, её персонаж Ли чётко расчерчивает ментальную дистанцию, используя свой фотоаппарат в качестве защиты. Девушка постоянно фиксирует реальность, стараясь не вдаваться в рассуждения о морали и этике. Как говорит Ли, этими вопросами будут задаваться читатели.
По замыслу Гарленда, Ли, Джоэл и Сэмми — это опытные журналисты, работавшие во множестве горячих точках, где США так или иначе принимали участие. В одной из вставок с флэшбеками зрители видят, как Ли продолжала снимать ужасы войны, даже когда она могла спасти человека от гибели. Тут Гарленд будто в очередной раз поднимает вопросы об этичности работы журналиста, который способен спасти чужую жизнь, но вместо этого выбирает фиксировать происходящее на плёнку.
Тем интереснее становится сеттинг «Падения империи», ведь в этот раз война происходит не в тысячах километров от Америки, а прямо на глазах у героев. Как говорит Ли в одной короткой, но проникновенной сцене, она верила, что её фотографии смогут уберечь США от войны. Но города её страны не отличаются ни от Кабула, ни от Багдада. Единственная разница заключается в том, что теперь у Ли появляется молодая подопечная в виде Джесси, которой только предстоит научиться овладевать эмоциями и фотографировать происходящие вокруг ужасы войны.
Нейтралитет и политика
При том, что Гарленд выбрал тему возможной гражданской войны в Америке, он постарался сделать войну максимально абстрактной. По словам постановщика, такое решение было принято с целью показать, что любая война ужасна. Несмотря на то, что «Падение империи» выходит в год очередных выборов президента США, Гарленд хотел уйти от конкретики в своей работе. Именно поэтому, к примеру, альянс был сформирован именно между штатами Калифорния и Техас, которые в реальном мире находятся на разных точках политического спектра.
Гарленд скорее хотел поставить себя в нейтральную позицию внутри выдуманного им конфликта, не объясняя зрителям, чья сторона является правой. В этом смысле можно провести параллели между Гарлендом и его героями — военными корреспондентами, которые также не придерживаются определённой стороны во время выполнения работы. Тем не менее одна позиция Гарленда превалирует в течение всей ленты: войны нельзя оправдывать ни при каких обстоятельствах. И если бы постановщик выбрал сторону внутри конфликта, то эта идея сразу начала бы рушиться.
Натурализм
Во время просмотра «Падения империи» каждый зритель сам погружается в военные действия. Создаётся это целым рядом факторов, первый из которых — это великолепная операторская работа Роба Харди, снимавшего все предыдущие картины Гарленда. Грамотно соединяя ручную камеру во время сцен перестрелок с более дистанцированными кадрами в других эпизодах, у Харди получается посадить публику на своего рода аттракцион, где в одни моменты получается испугаться, а в другие расслабиться и ненадолго выдохнуть.
Помимо технических аспектов привлекает и детализация будней военных корреспондентов. Они бегают среди пуль наравне с военными, но их единственное оружие — это фотоаппарат, а защита — это надпись «пресса» на шлеме и жилете. Отец Гарленда сам был военным картунистом и поэтому режиссёр с детства был окружён журналистами, работавшими в горячих точках. Уже повзрослев, он перенёс все услышанные истории в формат кино, показав то, как корреспонденты взаимодействуют с военными, оказываются в центре событий и порой чудом остаются в живых во время перестрелок.
Вывод
«Падение империи» — это страшный фильм, от которого тем не менее невозможно оторваться. Хотя за каждым поворотом подстерегает новая опасность, героям и зрителям нужно пройти этот путь, чтобы запечатлеть и запомнить весь происходящий ужас. Гарленд смог создать на экране очень простое, но сильное высказывание, показав роль журналиста во время войны чуть ли не со всех сторон. При этом все эти рассуждения остаются интересными и захватывающими из-за визуального языка постановщика, который предпочитает детально показывать реальные этические дилеммы, происходящие в жизнях корреспондентов.
Что примечательно, универсальность поднятых вопросов позволяет перенести темы, затронутые в фильме, на реалии практически любого государства, где хоть раз случалась гражданская война или же попытка военного переворота. Поэтому «Падение империи» — это важное, большое и бескомпромиссное кино, которое нельзя пропускать.
Автор: Oraz Kereibayev