Один из самых известных современных европейских авторов Паоло Соррентино представил на Лазурном берегу свою новую картину «Парфенопа». Сразу после просмотра критики разладились на тех, кому фильм понравился, и на тех, кому работа мастера показалась вторичной и безыдейной. Тем не менее, и те, и другие отмечают невероятную красоту ленты, прославляющий Неаполь.
Кинокритик Ораз Керейбаев остался в восторге от фильма и теперь рассказывает, почему «Парфенопа» заслуживает вашего внимания, даже есть это и не самый сильный фильм Паоло Соррентино.
Сюжет
События фильма рассказывают историю жизни Парфенопы — девушки внеземной красоты, рождённой в Неаполе в 1950 году. Она получила столь необычное имя от некого Командора (на самом деле, бывшего мэра города), подарившего семье колыбельную в виде кареты, и заранее предсказавшего пол ребёнка. Практически сразу после эпизода рождения девушки, зрителей переносят на 18 лет вперёд, чтобы показать молодость Парфенопы. В неё влюблены абсолютно все мужчины, начиная от друзей детства и заканчивая случайными прохожими. Тем не менее девушку больше интересует не личная жизнь, а учёба. Так, Парфенопа всерьёз задумывается изучать антропологию.
В течение фильма мы наблюдаем за различными отрезками жизни Парфенопы, которые позволяют нам увидеть всю красоту и трагизм её судьбы.
Великая красота Парфенопы
Имя Парфенопа в первую очередь отсылает на сирену из древнегреческих мифов. В новой работе Соррентино девушка и впрямь становится современной сиреной, желанной всеми представителями мужского пола, но при этом столь далёкой от человеческого мира. В неё влюбляются как священники, так и обычные работяги. Но девушка остаётся неподступной ни для первых, ни для вторых. Причиной этому является горе, пережитое главной героиней ещё в юном возрасте.
С тех пор для неё главной целью жизни стало понять природу человека. Именно поэтому в течение всего фильма Парфенопа шутливо спрашивает своего профессора: «Что такое антропология?». Этот вопрос выглядит комично, ведь девушка является самой успешной студенткой на факультете. Поэтому, конечно же, вопрос здесь не столько об академической дисциплине, сколько о людях.
По сюжету Парфенопа была рождена в море. Этот мотив сопровождает зрителей на протяжении всей картины, ведь девушка практически постоянно находится в воде, что, естественно, ещё раз напоминает нам о сиренах. При этом, Соррентино уходит куда дальше простой метафоры, расставляя метафоры, связанные с водой, на протяжении всей картины. Так, один важный драматический поворот не показывается на экране, и вместо него зрители наблюдают за красивейшим морем у берегов Неаполя. Из таких противопоставлений красоты и трагизма и состоит вся лента Соррентино.
«Парфенопа» идеально вписывается в фильмографию постановщика, который на протяжении многих лет посвящает свои ленты Италии ХХ века и её городам. Так, «Великая красота» — это любовное письмо Риму, в котором протагонист вспоминает о былом лоске столицы. Несколько лет назад Соррентино впервые вернулся в Неаполь с лентой «Рука Бога», где его главный герой — это альтер эго молодого режиссёра, который теряет девственность и уезжает из родного города в Рим.
С «Парфенопой» постановщик снова говорит о Неаполе, делая свою главную героиню этаким физическим воплощением города. Через неё мы наблюдаем за всеми закоулками родных мест Соррентино, влюбляясь в них точно так же, как мужчины в фильме влюбляются в девушку.
Операторская работа
Красоту в фильме не только обсуждают, но и показывают. Оператор-постановщица Дарья д’Антонио, ранее работавшая на «Рукой Бога», проводит невероятную работу с камерой, запечатлевая всю красоту Неаполя. Величественные кадры воды, показанные в этом фильме, действительно запоминаются и остаются со зрителем надолго, а всевозможные интерьеры итальянских домов заставят любого зрителя захотеть хоть ненадолго очутиться в столь магическом городке.
Вывод
«Парфенопа» — это кино, которое хочется воспринимать сердцем, а не головой. Наблюдать за медитативной картиной Соррентино о жизни девушки из Неаполя доставляет сплошное удовольствие, хотя метафоры и смыслы оказываются вполне понятными и читаемыми. Тем не менее, сильные стороны картины итальянского перевешивают любые недочёты в сценарии. Зрители, полюбившие Соррентино по его предыдущим лентам, определённо найдут что-то новое для себя и в этом фильме.
Автор: Oraz Kereibayev