Казахстанский специалист Айнура Абсеметова, работающая в Малави по линии ООН, в своем сороковом письме пишет про африканских уятменов и сравнивает их с казахскими братьями по духу.
Сегодня прочитала статью в местной газете – малавийский нагыз журналист разоблачает столичных красоток в развратных действиях и одежде. Обнаружил он их – где бы вы думали? – в ночных клубах! Сердитый текст иллюстрируют фотографии девушек в сексапильных платьях: полоски ткани еле держатся на выдающихся местах, прозрачные платья, кроме зоны бикини, короткие юбки, открывающие нескромным взорам длинные ноги. Все это сопровождается до боли знакомыми вопросами: «Что случилось с нравственностью?» «Малавийские девушки, где ваша скромность и целомудрие? В таких нарядах вы не найдете себе достойных мужей».
Обеспокоенный нравственностью малавийских красавиц, журналист пошел дальше. В аморальном падении он обвинил социальные сети и интернет в целом, доступность легкой жизни, телевидение и западные фильмы с развлекательными телешоу, а также досталось родителям, которые не уделяют достаточно времени традиционному воспитанию подрастающего поколения. Эта статья не удивила бы меня, если бы, благодаря специфике работы по вопросам гендера и женских прав, меня не ввели в курс традиционных ритуалов и обычаев некоторых племен в Малави.
Инициация. Первая ступень.
Девочкам препубертатного возраста обязательно нужно пройти ритуал инициации. В деревнях все происходит так, как было сто, двести, тысячу лет назад. Группу девочек одного возраста отводят на пару недель в ближайший лес вместе со старейшими рода. И те на протяжении двух недель готовят их к роли женщины, рассказывают и учат, как обращаться со своим телом. Самым любопытным из услышанного было обучение девочек растяжению своих малых половых губ. «Чем раньше вы начнете тянуть половые губы, тем больше шансов, что они станут длинными и достигнут нужного состояния для получения максимального удовольствия в постели,» – говорят им на мастер-классах.
Женщины верят, что муж никогда не сможет уйти от женщины с такими особенностями, поскольку длинные малые половые губы дарят невероятное наслаждение и делают мужчину рабом в твоей постели. Это, в свою очередь, означает гарантию долгой и счастливой, а главное, социально безопасной и сытой жизни. Это поверье настолько сильное, что все девочки лет с шести, семи, как только у них появляется свободное время, усаживаются в кружочек и тянут свои внутренние половые губы.
Мои городские знакомые тоже поделились своим опытом. Тут принято с шести лет отдавать детей на обучение в интернат, и там девочки под присмотром старшеклассниц тоже проходят инициацию, включающую ритуал с вытягиванием половых губ.
Предбрачная инициация. Вторая ступень.
Другой ритуал-инициация предназначен для невест. Дома у вступающей в брак девушки собираются все тетушки и бабушки, кроме родной матери. Задача данного ритуала обучить девушку премудростям быта и секса. Каждая уважающая себя матрона, пожившая в браке более двадцати лет, считает своим долгом поделиться секретами не только на кухне, но и в интимной жизни. Коллега рассказала, что приглашаются даже специальные женщины-мастера, которые буквально демонстрируют на конкретном человеке все позы и хитрости полового акта. А потом невеста обязана продемонстрировать длину своих внутренних половых губ будущей свекрови – та должна убедиться, что невеста приличная и ее сынок будет счастлив.
Меня удивила открытость обсуждения среди родственниц сексуальной жизни. Это как у нас делились бы секретами вкусной кухни, как правильно ставить тесто, как разделывать мясо, как солить конину или делать казы. Никакого стеснения! Старшие женщины подробно и наглядно описывают, какими должны быть половые акты, как часто, и как изобретательна должна быть молодая жена. Что она должна делать, что готовить, что носить и как одеваться, чтобы муж хотел ее всегда и везде. При всем этом она не может открыто говорить об этом с мужем. Язык супружеского диалога передается через различные условные знаки, символы и сигналы, например, через еду или расцветку ткани.
Тело женщины
В некоторых племенах и деревнях женщины до сих пор одеваются как завещали предки: абсолютный топлес и только нижняя часть тела покрыта набедренным платком или отрезом ткани. И даже там, где женщины прикрывают верх футболками по причине усиленного присутствия местной церкви, на большие праздники и традиционные ритуальные тусовки они скидывают чуждые формы и возвращаются в первоначальный вид, украшая себя только бесчисленным количеством бус, а на бедра надевая специальные фартучки. Мужчины и женщины в таких сообществах относятся к голому телу как к чему-то естественному и простому. Этот культ отражается и в городе: я заметила, что малавийские девушки-подростки не стесняются растущей груди и не особо прикрывают ее, если она вдруг раскрылась под рванной рубахой или сползающим с худых плеч платьем. Чувствуется некая свобода в восприятии своих тел и у взрослых женщин, и у дам преклонного возраста. Бодипозитив, к которому стремится вся западная культура, никуда не уходил из этой части света. Женщины разных размеров и объемов гордо и без привычного стеснения обтягивают свои выдающиеся формы. Мужчин нисколько не смущает наличие вываливающихся из декольте грудей или обтянутых ягодиц, однако же они возмущаются, если коленки голые.
Традиционализм vs современность
Вот чем объясняется мое удивление ханжескому отношению к девушкам в ночном клубе. Сексуальная жизнь находится в центре мировоззрения, культуры малавийцев, так откуда взялась печаль журналиста и тысяч других уятменов? Мне сложно понять, где проходят границы традиционного приличия и разврата в понятии малавийцев. Ходить по деревне топлесс, а на праздники еще и с маленьким фартучком впереди – это благопристойно, а вот надеть мини-юбку – падение нравственности.
Кстати, я спросила у местных завсегдатаев ночных клубов, есть ли тут стриптиз. Оказалось, это развлечение незаконно, а за раздевание на публике можно схлопотать в психушку. Противозаконны анальный и оральный секс - для всех, хотя писан закон, конечно же, против гомосексуалистов. Таким образом в правительстве решили красиво обставить меньшинство и избежать давления международного сообщества за «плохой» закон.
В итоге, плутая между традиционным «нужно» и пришедшим с запада «можно», молодежь чувствует себя довольно свободно в сексуальной самореализации. Единственным тормозом служит сильная религиозность и страх перед СПИД. В Малави едва ли не с первых классов вводится сексуальное образование, повсюду бесплатно и тоннами раздаются презервативы и контрацептивы. А на периферии, как и у нас, идет борьба угрюмых мужчин за чистоту нравов.
Интересно, что и разговоры о падении нравов, и традиционные ритуалы, связанные с сексом, крутятся вокруг женщин. Я ни разу не слышала, какова же роль малавийского мужчины в этой сфере, не считая инициации для мальчиков с элементарным обрезанием.
Но самый большой вопрос, не оставляющий меня: как в такой богатой сексуальными традициями стране рождается уятменство? И как люди, живущие в таких далеких и разных по культуре странах, как Малави и Казахстан, могут болеть на всю голову одними и теми же тараканами? Я видела малавийских уятменов на фото – они даже внешне очень похожи на своих собратьев в Казахстане.