Вы правда думали, что единожды рассказавший сказку про розового алматинского зайца всю жизнь будет лить вам елей с экранов? Вздор! Новая картина Фархада Шарипова, стартовавшая в мини-прокате - это зарисовка на тему пустой и бессмысленной до отвращения жизни столичных подростков между школой, мегами-достык-плазами и съемными квартирами с наркотой.
Сюжет
Фильм по мотивам одноименной повести Зары Есенаман - не читал, не советую. Если коротко, синопсис таков: девочка Маша созрела. И для вы****истого отношения к предкам, и для поглощения разврата в виде мефедронистой органической химии. А тут подворачивается Рамиль, пацанчик чуть постарше, который между инстаграмными селфи с ней зазывает девицу на странные оплачиваемые для всех участниц тинейджерские тусовки в ЖК “Mega Tower” с бухлом и “мефом”, куда иногда захаживают башлевые женатики в возрасте, чтобы раствориться в юных.
Что удалось?
Естественность. Каждый второй казахский фильм, если не первый, грешит наигранностью. Диалоги здесь в разы лучше, чем в среднестатистической местной киноленте. Присутствует модная тема: женщина - не человек, даже если она девочка. Бессилие отца и самоустраненность матери от всего, что связанно с ее прыщавой дочуркой, вот-вот заканчивающей среднюю школу. Современность и актуальность: диалоги построены так, будто мы смотрим документальное кино или подслушиваем разговоры подростков в жизни.
Да, в Алматы эпидемия синтетических наркотиков - “меф”, он же “соль”, он же “мяу”. И все это прямым текстом до отвращения рассказано и показано в фильме. Как и отмечания хэллоуинов, и прочий тинейджерский выпендреж - все как в жизни. Отмечу и каст, так как никто из задействованных в ленте артистов ухмылки не вызывал. Особо симпатично выглядит Виктория Романова, исполнившая главную роль. Но есть одна очень важная деталь по касту, и о ней в следующем параграфе.
Что не очень?
Сценарий, этот вечный камень преткновения. Провисы, лишние сцены, провалы, где очень хотелось бы увидеть что-то на передовой, а режиссер этой части кадра отводит бэкстейдж в расфокусе, и ты хоть застрелись, но будь любезен сам довоображай, что там происходит. Наверное, действительно не важно, женатый 40-летний мужик развращает 15-летку или просто заставляет ее, одурманенную наркотой и алкоголем совершать иные изврато-действия. Может, футфетиш? Допустим.
Но есть, ведь, еще и непонятно в чему ведущий финал. Куда подевались авторы “Меня зовут Кожа”, “Земли отцов”, “Транссибирского экспресса”, “Ангела в тюбетейке”, “Нашего милого доктора”, “Балкона”... да даже “Сладкого сока внутри травы”? В смысле понятно, что ушли в мир иной, но школа-то где? Кстати, сценарий и “Зайца”, и “Тренинга личногостного роста”, как и “Схемы” Фархад писал сам. Однако, если в первых двух фильмах все выглядит относительно nice, то здесь... Возможно, этот сценарий был написан в угоду жюри Берлинале, эдакая недосказанность, ради победы, которой создателям картины в итоге и удалось добиться. Также странно, что в городе, где казахи составляют более 60% населения, в картине их нужно искать с лупой. Это бросилось в глаза. Пожалуй, первый фильм в моей жизни, где настолько кривое и ничем не оправданное отражение действительности. Подавляющее большинство задействованных в “Схеме” актеров - представители европеоидной расы, либо метисы. И смотрят они по телевизору в основном “Первый канал” Эрнста. Да, операторская работа поразила... ничем.
Прокат
Здесь все печально, ограниченный прокат = нет проката. Продюсер картины Дина Жумабек уже жаловалась СМИ на эту тему. И правда, у кинотеатров Казахстана две предилекции. Или локальное откровенно дебильное кино, призванное оболванивать и без того не страдающего от культуры и интеллекта зрителя. Или блокбастеры Made in USA, по поводу которых из-за боевых действий на Западе, только зря шум: они как шли в нашей стране, так и идут, и будут идти без проблем. Как бы я ни критиковал “Схему”, я за то, чтобы люди в этой стране смотрели больше таких пусть неидеальных, но нелицемерных фильмов. Все лучше, чем эта бесконечная препаскудность про путь келинки и ее бесчисленных кудалар.
_______________
Автор: Роман Райфельд