«Все скуплено!» – человек со внешностью актера Рэйфа Файнса и голосом телеведущего Бориса Крюка побывал в Алматы, чтобы рассказать о прошлом и настоящем виски-индустрии.
[caption id="attachment_31820" align="aligncenter" width="1000"] Бренд-амбассадор The Balvenie мистер Черкашин[/caption]
Дмитрий Черкашин представляет в странах СНГ, с одной стороны, самую аутентичную, с другой – невероятно продвинутую шотландскую винокурню The Balvenie. Esquire побывал на специальном ужине с участием бренд-амбассадора марки и выяснил, чем отличается 12-, 14-, 17- и 21-летний виски с Шотландского нагорья, и как даже крупнейшие мировые производители не были готовы к тому, что происходит сейчас на рынке знаменитого напитка.
[gallery ids="31999,31963,31964"]
– Дмитрий, принято думать, что The Balvenie – это по-настоящему крафтовое, семейное предприятие, которое отличается традиционностью производства…
– Отчасти верное заявление, отчасти – нет. И я объясню почему. В Шотландии из 130 заводов для посещения открыты порядка 50-ти. Но, по версии TripAdvisor, именно тур на The Balvenie – самый лучший. Причем вас не будут там поить 40-50-летним виски и возить на роллс-ройсе. Причина проста – это единственный завод, где вы своими глазами можете увидеть полный цикл производства виски.
– То есть?
– То есть как виски раньше делали все, так сегодня делает только один завод в Шотландии. И гостям, когда они выходят с экскурсии, кажется, что они побывали в музей старых ремесел.
Записал Артем Крылов Фотограф Руслан Абжанов Фотографии гостей Paparazzi
Потому что эта винокурня до сих пор растит собственный ячмень, вручную на заводе солодит, там работают медники, бондари, которые делают чаны и бочки.[caption id="attachment_31821" align="aligncenter" width="1000"] Презентация напитка[/caption] – Так почему нельзя назвать винокурню традиционной? – Если вы спросите наших сотрудников: «Почему вы до сих пор делаете виски старым способом?», а у нас есть мастера, которые работают 60 лет, они скажут: «В смысле старым способом? Мы делаем виски правильным способом!» На самом деле The Balvenie дала много нового и интересного для все индустрии виски. Наш главный мастер Дэвид Стюарт, который проработал на винокурне 56 лет, два года назад получил Орден Британской империи из рук Елизаветы 2 за одну простую вещь – за особый вклад в развитие индустрии виски. [gallery ids="31966,31967,31968"] – В чем заключается это развитие? – Индустрия виски менялась очень динамично в рамках последних ста лет. Вот вы знаете, многие традиционные винокурни производили односолодовый виски веками. Но жидкость, разливаемая в бутылки, была нестабильного качества, имела разный вкус, разный аромат. И приходилось делать купажированный виски – то есть смешивать разные сорта, чтобы хоть как-то выровнять вкус и аромат.
И только The Balvenie 60 лет назад сказала: «Мы способны делать продукт со стабильным качеством». Так впервые за многие годы появилась категория «Односолодовый виски».[caption id="attachment_31972" align="aligncenter" width="1000"] Юлия Ахтямова, VLD-ALKO[/caption] Второе, чем славится эта винокурня, – изобретение 35 лет назад технологии довыдержки. То есть когда напиток выдерживается в разных типах бочек, которые дарят разные ароматы и вкусы любому сорту виски. Сегодня по этой технологии делают виски, наверное, две трети шотландских заводов. Поэтому, когда ты задаешь этим почтенным мастерам на заводе вопрос: «Почему вы делаете старым способом?», они говорят: «Сорри, мы создали инновационные, прорывные идеи, которые не делал никто в этой индустрии». – При этом они до сих пор выращивают ячмень, готовят свой солод и так далее. – Да, они выращивает свой ячмень. Это не полный объем, часть приходится докупать. Он они – последние в Шотландском нагорье, кто занимается соложением, то есть проращиванием ячменя прямо на заводе. Остальные компании закупают готовый соложеный ячмень на больших коммерческих предприятиях. [gallery ids="31828,31823,31825,31824"] – Каков объем продукции, выпускаемой заводом? – The Balvenie сейчас выпускает порядка 300 тысяч 9-литровых ящиков виски в год. В этом объеме львиная доля производства – легендарный 12-летний The Balvenie. Его, думаю, около 50%. Более возрастные сорта, в силу их дороговизны и редкости, выпускаются меньшими тиражами. – Я слышал, что сейчас цены именно на более выдержанный виски постоянно ползут вверх. С чем это связано? – За минувшие 30 лет индустрия наблюдает колоссальный рост интереса к виски. В странах СНГ этот период равняется 15 годам.
Винокурни просто не были готовы к тому, что спустя 30 лет мы с вами будем сидеть в Алматы, Москве или Киеве, пробовать и обсуждать разные виды виски.Цены растут, потому что запасы выдержанных сортов падают. Сегодня в Шотландии из 130 заводов, может, всего четыре будут способны в следующем году предложить возрастные сорта. Все скуплено! Но поскольку The Balvenie – бизнес семейный, он ни разу не перепродавался на протяжении 126 лет, это позволяет компании держать хорошие запасы старого виски. И мы все еще продолжаем и будем продолжать выпускать очень возрастные сорта. [gallery ids="31971,31970,32000,32001"]
Записал Артем Крылов Фотограф Руслан Абжанов Фотографии гостей Paparazzi