В мировой кинопрокат вышла картина «Стражи Галактики. Часть 3», рассказывающая о группе космических аутсайдеров. Несмотря на большое количество откровенно слабых проектов студии Marvel, выпущенных за последние два года, на новую ленту Джеймса Ганна возлагали большие надежды как фанаты киновселенной, так и именитые кинокритики. Esquire Kazakhstan рассказывает, каким получился триквел самой известной космической оперы современности, а также рассуждает о главных темах фильма.
Джеймс Ганн и Marvel Studios
Прежде чем говорить о картине, стоит обсудить влияние «Стражей Галактики» на кинокомиксы. С одной стороны, приключения Питера Квилла и его друзей всегда стояли особняком от основных проектов Marvel, таких, как фильмы о Железном человеке и Капитане Америка. Однако именно первая лента о межгалактических преступниках смогла вывести франшизу из кризиса в 2014 году, привнеся в проекты о супергероях жанровое разнообразие и дав дорогу менее известным персонажам комиксов в кино. Так, в дальнейшем студия выпустила картины «Человек Муравей» (2015), снятого в стиле фильма-ограбление, и «Тор: Рагнарёк» (2017), отличавшегося по тону от первых двух частей.
Помимо влияния на жанр успех «Стражей Галактики» в одночасье превратил малоизвестного режиссёра Джеймса Ганна в одного из главных авторов супергеройского кино. К примеру, в последние годы постановщик выпустил высоко оценённый критиками фильм ужасов о подростке со сверхспособностями «Гори, гори ясно» (2019). В малобюджетном хорроре Ганн раздвинул границы жанра, соединив два столь непохожих стиля. Также в 2021 году он снял первый совместный проект с расширенной вселенной DC под названием «Отряд самоубийц: Миссия навылет». После провала первой части за авторством Дэвида Эйэра, новая картина была принята фанатами как глоток свежего воздуха. Неспроста Ганну в будущем была доверена работа над сериалом «Миротворец» (2022) об американском суперсолдате, бездумно убивающем людей по приказу страны. Стоит отметить, что в данных проектах режиссёр активно критиковал милитаристскую повестку сверхдержав. Тем самым он в очередной раз показал, что через фильмы о, казалось бы, людях в латексных костюмах, можно поднимать важные социальные и политические проблемы.
На волне успеха «Отряда самоубийц» и «Миротворца» в 2022 году Ганну было предложено стать сопредседателем DC Studios с целью перезапустить провалившуюся киновселенную. Данный переход означал, что «Стражи Галактики. Часть 3» станут последней картиной режиссёра сделанной для Marvel Studios. Соответственно, выход триквела в кино ознаменовывает собой окончание не только истории Питера Квилла и его команды, но и эпохи авторских проектов франшизы, начавшейся в 2014 году.
О чём «Стражи Галактики. Часть 3»
В новых «Стражах Галактики» ни один персонаж не застрахован от смерти. Режиссёр даёт это понять буквально по первым кадрам, где Мантис ломают руку, Грута превращают в опилки, а Дракса избивают до потери сознания. Все эти зверства совершает всего лишь один представитель расы Суверенов Адам Уорлок, прилетевший на базу Забвение, чтобы добыть мозг енота Ракеты. В ходе столкновения Небула всё-таки одерживает победу над захватчиком, заставляя его бежать. Однако тот успевает тяжело ранить Ракету, что и запускает сюжет данной картины.
В попытках спасти своего друга наши герои начинают копаться в его прошлом, которое тот тщательно скрывал в предыдущих частях франшизы. Так, Стражи узнают как и о невыносимых экспериментах над енотом, так и о его наивных мечтах, приведших того к потере близких ему существ. Через серию флэшбеков зрителю показывают, что за всеми этими пытками стоит Высший Эволюционер, активно работающий над выведением новых биологических видов и создании целых цивилизаций. Чтобы спасти млекопитающего от приближающейся смерти межгалактической команде, состоящей из Питера Квилла, Небулы, Мантис, Дракса, Грута, а также присоединившейся к ним Гаморы, предстоит сразиться в неравном бою с живым воплощением Бога в виде Эволюционера и практически несокрушимым Адамом Уорлоком.
Сможет ли кучка космических аутсайдеров одержать вверх над сильнейшими представителями вселенной, можно узнать посмотрев картину в кинотеатрах. Ну а пока хочется обсудить основные темы, поднятые в новом фильме Джеймса Ганна.
«Стражи Галактики» — это история о семье
За два предыдущих фильма и рождественский спецвыпуск 2022 года Стражи превратились из группы преступников в настоящую семью. Так, Небула — злая сестра Гаморы — покинула своего отца Таноса и стала частью новой команды; Питер и Гамора начали романтические отношения; Мантис и Питер оказались родственниками по папиной линии. Даже если не брать во внимание кровные узы, зритель может легко заметить, что каждый персонаж готов пожертвовать своей жизнью ради спасения ближнего.
В третьей части их забота о семье достигает новых высот. К примеру, Небула вступает в диспут с Гаморой, чтобы защитить Питера от её нападок. Позже сама Небула принимается обвинять Дракса в его беспомощности, на что уже Мантис встаёт горой за своего друга, отыгрывая, вероятно, самый сильный монолог в фильме. Наблюдая за отношениями персонажей, зритель видит настоящую семью — не идеальную, но любящую друг друга. Всепоглощающее чувство принадлежности — это и есть главная сила Стражей. Это ощущают и все второстепенные персонажи, начиная от гуманоидных летучих мышей и заканчивая огромными монстрами-червями. Каждый из них проникается любовью к команде, становясь частью большой группы аутсайдеров.
Джеймс Ганн сделал «Стражей Галактики» личной франшизой за счёт активного привлечения к проекту собственной семьи. К примеру, роль Краглина уже третий фильм подряд исполняет его брат Шон Ганн. Помимо этого второстепенную роль в данной картине сыграла будущая жена Джеймса Ганна — Дженнифер Холланд. Стоит отметить, что она уже появлялась в его «Отряде самоубийц» и «Миротворце». Наконец, постановщик пригласил ещё нескольких своих постоянных актёров — Даниэла Мелшиор и Натан Филлион — в новую картину Marvel. Всё это в очередной раз подчёркивает, насколько персональным проектом «Стражи Галактики» оказались для Джеймса Ганна.
«Стражи Галактики» — это история о Боге
Ни для кого ни секрет, что супергерои — это современное воплощение древних богов. Однако до недавнего времени студия ограничивала масштаб своих фильмов до локальных конфликтов. Всё поменялось с окончанием «Мстителей: Финал» (2019). Теперь каждый новый проект Marvel должен быть грандиознее предыдущего, неумолимо повышая ставки, чтобы хотя бы приблизиться к планке, заданной четыре года назад. Неудивительно, что уже в нескольких картинах наши герои противостоят буквально божественным сущностям. Тут можно вспомнить и Целестиалов, разрушающих планеты в «Вечных» (2021), и Горра Убийцу Богов в «Тора: Любовь и гром» (2022).
К этому списку теперь можно добавить «Стражи Галактики. Часть 3», где злодеем выступает Высший Эволюционер, главная цель которого создание идеального общества. Несмотря на все усилия, его попытки оборачиваются неудачей. При каждом провале Эволюционер уничтожает своё детище и начинает всё заново. Последним таким экспериментом становится Контрземля, населённая животными гуманоидной формы. Спустя несколько десятилетий развития генетически созданные мутанты приобрели все недостатки присущие людям, что приводит к решению взорвать Контрземлю. Тут можно легко провести параллели с Библией и всемирным потопом, вызванным грехами людей. Данная аналогия становится ещё более убедительной если вспомнить, что Эволюционер, подобно Ною, улетает с уничтоженной планеты на корабле, наполненном тысячами видов животных.
Создавая такие сравнения, Джеймс Ганн критикует божественность и слепое стремление к идеалу. Через Контрземлю он показывает, что общество пойдёт своим путём вне зависимости от внешних обстоятельств. Поэтому противостояние команды Стражей, каждый член которой полон недостатков, и Эволюционера — это поединок двух мировоззрений, где одни готовы принять себя, а другие фанатично пытаются достичь нереалистичных стандартов. Как показывает финал картины, даже безупречному Эволюционеру свойственно ошибаться, а его совершенный вид — это лишь маска, скрывающая истинное безобразие. В итоге в борьбе двух моралей побеждает идея принятия себя со всеми изъянами. Неспроста в конце фильма герои прекращают бежать от своих проблем в поисках лучшего места.
Итог
История Стражей закончилась с третьим фильмом и уходом Джеймса Ганна — подобно его персонажем — в закат. Режиссёр сделал всё, чтобы завершить трилогию на высокой ноте и у него это получилось.
Несмотря на поставленную точку, вторая сцена после титров говорит о скором возвращении Питера Квилла на экраны, а значит Marvel Studios планирует использовать его в своих последующих проектах. Такой разворот событий может огорчить фанатов, ожидавших окончания арок всех персонажей в третьем фильме. Однако зрителям можно порадоваться, что оставшаяся часть межгалактической команды героев получила свой достойный финал, и теперь они будут спокойно бороздить бескрайние просторы космоса вне большого экрана.
Автор: Oraz Kereibayev