Скандальный победитель: как завершился главный кинофестиваль 2024 года

I
ileru Автор
28 мая 2024

Во Франции в субботу завершился 77-й Каннский международный кинофестиваль. Основной конкурс включал в себя 22 картины, среди которых были всеми ожидаемые работы маститых режиссёров, таких как Френсис Форд Коппола, Пол Шрёдер и Дэвид Кроненберг. Помимо уважаемых мэтров смотр порадовал посетителей Лазурного берега целым рядом относительно новых имён, среди которых были француженка Корали Форжеа и румын Эмануэль Парву. Однако главным сюрпризом нынешнего фестиваля можно назвать не выдающиеся фильмы и громкие провалы, а решение членов жюри, которое, хоть и не было встречено претензиями со стороны зрителей, вызвало целый ряд вопросов. 

Кинокритик Ораз Керейбаев побывал на фестивале, где посмотрел всю программу основного конкурса. Специально для Esquire Kazakhstan он делится мнением о фильмах победителях и о том, какие из представленных картин стоят вашего внимания.

Золотая пальмовая ветвь

Главный приз фестиваля в этом году достался картине Шона Бейкера «Анора». Ранее Esquire Kazakhstan уже публиковал подробный разбор фильма. Тут стоит просто кратко напомнить, что лента повествует о секс-работнице Ани (полное имя — Анора), которая однажды встречает Ваню — сына знаменитого российского олигарха. Парень закручивает роман с главной героиней, уезжая с ней в Вегас, а после предлагая выйти за него замуж. Влюблённая пара расписывается, узаконивая свои отношения. Далее об этом узнаёт отец Вани, что приводит к целой череде проблем для Ани. 

Не вдаваясь в детали, хочется сказать, что «Анора» — это действительно сильный, запоминающийся фильм, который идёт против конвенциональных тропов романтических комедий и даёт зрителям более приземлённую картину отношений между представителями разных социальных слоёв общества. Помимо этого Бейкер неплохо работает с темой иммиграции, показывая в картине как избалованного Ваню, для которого женитьба и манипуляция чувствами — это очередное развлечение на выходные, так и иммигрантку в третьем поколении Ани, которая постоянно должна бороться за место под солнцем. Все эти элементы в совокупности оставляют приятное впечатление от ленты. 

Однако, выбирая победителя смотра, члены жюри будто бы забыли, что фестиваль не находится в вакууме, а является частью мирового дискурса. Тут стоит сказать, что главные роли в «Аноре» сыграли российские актёры Юра Борисов и Марк Эйдельштейн. С началом полномасштабного вторжения России в Украину оба исполнителя остались в стране и продолжают активно работать в проектах, которые спонсирует государство. К примеру, у Борисова и Эйдельштейна только недавно была премьера фантастического фильма «Сто лет тому вперёд», вышедшего при поддержке «Фонда кино». Поэтому одно только присутствие ленты с их участием в основном конкурсе вызывало негодование у критиков из Украины. Также за главный приз боролся и Кирилл Серебренников, который снял биографический фильм об Эдуарде Лимонове. При этом картин из Украины, за исключением частично отменённого у себя же на родине Сергея Лозницы, не было представлено ни в одной программе. 

В связи с этим даже российские критики были уверены, что «Анора» не получит Золотую пальмовую ветвь. Да и в конкурсе хватало сильных работ, которые не вызвали бы очередной международный скандал. Но жюри фестиваля, во главе с постановщицей Гретой Гервиг, остановились именно на картине Шона Бейкера, шокировав абсолютное большинство критиков. Теперь остаётся только гадать, каким будет долгосрочный эффект такого неожиданного решения. 

Гран-при и специальный приз жюри

Условные вторые и третьи места, а именно гран-при и специальный приз жюри, получили «Всё, что мы представляем как свет» индийской постановщицы Паял Кападии и «Семя священного инжира» иранского режиссёра Мохамада Расулофа. Обе картины были фаворитами в рейтинге критиков Screen Daily. 

Эти картины работают с темами борьбы за права женщин и проработкой травм. Если работа Кападии делает это через нежную и медитативную историю о двух медсёстрах и сюжете о пропавшем муже, то фильм Расулофа через жестокую историю о судье, живущем на фоне протестов в Тегеране 2022 года.

Конечно, и та, и другая картина, как и абсолютное большинство конкурсных работ Канн, не станут зрительскими хитами, а скорее получат небольшую жизнь на других фестивалях и далее попадёт на какой-нибудь стриминговый сервис для сенефилов. Тем не менее тот факт, что две столь важные работы о борьбе женщин были отмечены на Каннах (а также стали любимцами критиков) многое говорит о меняющемся состоянии индустрии кино. Остаётся надеяться, что массовый зритель тоже начнёт тянуться к таким лентам, и что хоть одна из этих двух работ окажется в шорт-листах престижных премий, таких как «Оскар» и «Золотой глобус».

Другие победители

Из громких лауреатов стоит также выделить Джесси Племонса, получившего приз за лучшую мужскую роль. Актёр уже давно стал любимцем публики, а его крайняя роль в «Падении империи», хоть и заняла всего пару минут от общего хронометража, моментально стала культовой среди синефилов всего мира. В Канны актёр приехал в качестве состава «Видов доброты» с Эмили Стоун, Маргарет Куолли и Уиллемом Дефо. Исполнитель сыграл аж три разных роли в фильме, но при этом в каждом амплуа он оставался холоден и сдержан. Победа в Каннах в этом году также открывает перспективы Племонсу, который уже был номинирован на «Оскар», получить заветную статуэтку в этом году.

«Субстанция» («Вещество») Корали Форжеа получила приз за лучший сценарий. Картина действительно стоит внимания зрителей и имеет все шансы стать одним из главных хитов среди фанатов фильмов ужасов. Постановщица сняла лента в саб-жанре боди-хоррора, взяв на главные роли Деми Мур и Маргарет Куолли. По сюжету актриса и ведущая Элизабет Спаркс на закате своей карьеры принимает некий препарат, после которого из её хребта вылазит улучшенная и более молодая версия актрисы по имени Сью. Новорождённая девушка становится главной старлеткой Голливуда, вместе с этим медленно уничтожая старое тело Элизабет. Картина не только пугает зрителей, но и говорит с ними на тему старения. Поэтому столь смелый проект опредлённо нельзя пропускать. 

Картина «Эмилия Перес» была удостоена приза жюри и приза за лучшую женскую роль (получил актёрский ансамбль). Тем не менее, картина о мексиканском криминальном авторитете, решившем сменить пол и инсценировать свою смерть, чтобы после стать добродушным меценатом по имени Эмилия Перес выглядит крайне вторично и манипулятивно. В зале зрители плакали к концу фильма. Связано это с тем, что лента насильно доводит публику до этого состояния через дешёвые трюки, а не крепкий сценарий. Поэтому картину французского режиссёра Жака Одиара лучше пропускать.

Что смотреть 

Из других примечательных картин конкурса, которые остались без наград, стоит выделить «Девушку с иголкой» Магнуса фон Хорна (основанный на реальных событиях хоррор фильм о девушке детоубийце), «Парфенопа» Паоло Соррентино (очаровывающий фильм о девушке неземной красоты, прожившей всю жизнь в Неаполе), «Птица» Андреа Арнольд (милая coming-of-age лента в сеттинге бедных английских районов) и «Ученик» Али Аббаси (зрительский фильм о молодом Дональде Трампе).  

Красную дорожку с фестиваля можно посмотреть здесь.

Награждение победителей можно увидеть тут.


Автор: Oraz Kereibayev

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше