О Ван Гоге существует множество легенд, историй, вымыслов. Бедный художник, сумасшедший, он за всю жизнь продал одну свою работу. Но этот безумец с детства, помимо родного голландского, владел также французским и английским, с ранних лет много читал на этих языках. Он мог бы стать литератором (сохранилось огромное количество, 900, писем Ван Гога, адресованных брату Тео), если бы ни выбрал живопись. Что произошло с великим художником, который с юности служил Богу и людям? Как случилось, что Ван Гог покончил собой? Действительно ли то было самоубийство? До сих пор нет однозначных ответов.
Сегодня почитатели творчества Ван Гога пытаются разгадать загадки, связанные с художником, посещая выставки, изучая материалы о нем по всем доступным источникам. Вот и нынешняя выставка репродукций в Almaty Gallery «Ван Гог: тайны гения и безумца» привлекла множество зрителей.
Совместный цифровой проект государственной галереи Almaty Gallery с российской компанией «Арт Экспо» (Москва) представил наиболее известные и популярные репродукции Ван Гога. Копии шедевров созданы с помощью техники «жикле» (современная технология, воссоздающая полотна на натуральном холсте - факсимильное воспроизведение подлинника. Цифровая художественная репродукция).
Яркие, полные света картины на стенах галереи словно опровергают диагноз о сумасшествии художника и отрицают предположение, что автор таких жизнеутверждающих работ мог покончить с собой.
Но есть картины, в которых трудно узнать почерк привычного всем ослепительно-яркого Ван Гога. В этюдах, полотнах, на которых изображены жители деревни Боринаж, где жил Винсент, - иная палитра - темная, бурая, землистая… Художник, будто Создатель, сам творит людей из праха, замешивая для их сотворения глину из смеси красок, лепя мастихином мужчин и женщин, которые пришли на Землю трудиться, страдать и умирать. И – радоваться простым человеческим радостям.
Наргиз Алиб – искусствовед, руководитель арт-пространства Almaty Gallery, рассказывает зрителям о картине «Едоки картофеля». Она не представлена на выставке, но чрезвычайно важна для творчества Ван Гога. Многие вовсе не знают ее. «Ван Гог становится художником лишь в 27 лет. Впереди десять лет до роковой гибели. За эти годы Ван Гог напишет около двух тысяч рисунков и девятьсот масштабных картин. Но первые шесть лет посвятит крестьянскому циклу. «Едоки картофеля», «Женщина за шитьем», «Девочка с граблями».
Без семьи
В 1885 году Ван Гог изображает семейство, и это одна из базовых работ крестьянского цикла – «Едоки картофеля». Он пишет о героях картины: «Стол – их алтарь, а пища сакраментальна для каждого». Люди собрались под едва различимым распятием. Только что прозвучала вечерняя молитва, семья ужинает. На столе обычная, дежурная еда.
Наргиз Алиб: «Они посадили картофель, вырастили и употребляют в пищу. И, хотя в картине преобладают землистые цвета, здесь нет грязи – представлен богатый колорит. Картина написана с любовью и трепетом, с большим уважением к героям. Узловатые руки, темные лица, крупные носы, скулы, лица - напоминают клубни картофеля. Это первое полотно, получившее известность».
В картине заметно, что члены семьи полны заботы друг о друге. Подобного тепла Ван Гог не получал в детстве. Известно, что Винсента не любила мать, он тяжело переносил это. И первая влюбленность закончилась крахом: девушка отвергла юношу, когда тот сделал ей предложение. Так отверженность стала его проклятием.
Младший брат Винсента, Тео, занимался семейным бизнесом – продавал произведения искусства. Он выставил полотно «Едоки картофеля» на публичное обозрение, но сам и раскритиковал работу за темный колорит. К тому времени Тео уже познакомился с импрессионистами и понял, что за ними будущее, он занимался художественным образованием брата. Благодаря Тео Ван Гог стал ярчайшим представителем постимпрессионизма.
Наследие детства
В семье Ван Гога все мужчины занимались только двумя профессиями – были продавцами картин или священниками. У Винсента не было иного выбора. В 16 лет он устраивается по настоянию брата Тео в компанию «Гупиль и Ко», которую основал их дед. Работа в компании Винсента не радует. Он убежден, что любая деятельность должна приносить пользу людям. А продавец картин наживается на художниках, присваивая себе разницу от продажи произведений искусства.
Тео верил в своего брата больше, чем он сам. Братская любовь и сотворила гения – художника Винсента Ван Гога.
Труженик веры
Винсент бросает торговлю картинами и уезжает в Лондон, где читает проповеди. Он остается представителем семьи, в которой, если ты не продавец, то проповедник. Ван Гог убежден, что может помочь людям, неся им Слово Божье. Он будет как сеятель, бросать зерна Слова в землю людскую. Устраивается в школу, где проводит лекционные занятия.
В Лондоне Ван Гог становится «тружеником во Христе», проповедует Святое Писание среди бедняков. Для него это был единственно возможный путь служения простым людям. Его призвание – утешать их, нести духовный свет, дарить надежду.
Винсент находит себе место, где будет служить: что-то «среднее между пастором и миссионером, в предместьях Лондона и среди рабочих». В школе методистского пастора Джонса он становится не только воспитателем, но и помощником проповедника. В октябре 1876 года пастор Джонс впервые предоставил ему самостоятельно написать и произнести проповедь. Baн Гог трудился над ней с упоением и восторгом. В лекции было все, что клокотало в христианской душе молодого проповедника.
Странник
В основу лекции Винсент взял текст из 118 псалма - «Странник я на земле...». Ван Гог в своей проповеди развивает тему псалма: «Сбереги меня, Господи, ибо моя лодка мала, а твое море так велико! Сердце человека подобно морю: у него свои приливы и отливы, свои бури, свои бездны. У него есть и свои жемчуга. И то сердце, которое ищет Бога и стремится жить в Нем, больше других подвержено бурям». О своей первой успешной проповеди Винсент с гордостью пишет Тео: «Отныне, куда бы я ни попал, буду проповедовать Евангелие».
Ван Гог заканчивает годичные семинарские курсы и уезжает на стажировку в деревушку Боринаж на юге Бельгии. Здесь он делает первую зарисовку местности. Всё его приводило в восторг в этой деревне – болотистые земли вокруг, скупой пейзаж, люди – представители рабочего класса, крестьяне. Они добывают уголь, и тяжелая работа накладывает отпечаток на внешность жителей Боринажа. Их лица грубы и темны. Винсент спускается в шахты, где читает проповеди, надеясь, что Слово Божье облегчает жизнь рабочим, зажигает в их сердцах свет духовности. Смысл жизни, радость и утешение он обретает в религии.
Самоотречение
Винсент испытывает страстное желание помогать бедным людям, тем, чья участь - тяжко зарабатывать свой хлеб. Шахтеры так бедны, что он отдает им свою еду, одежду и даже уступает жилье, а сам ютится в маленькой хижине, спит на полу, бросив солому вместо матраса. Питается хлебом и водой. Преподает Закон Божий, в свободное время много рисует шахтеров, их жен и детей. Вдруг он остро ощутил, что занимается не своим делом. Ван Гог пишет брату: «Я не могу понять, чем могу быть полезен этим людям? Они не умеют читать, писать. Но мне кажется, они знают жизнь больше, чем я сам. Они знают, что такое труд, семья». Собственная семейная жизнь у Винсента так и не складывается. И он подчиняет свою судьбу служению людям. Вскоре возникла необходимость в его участии: в шахтах близ деревни происходят взрывы. Ван Гог подписывает петицию, написанную рабочими в адрес властей. Служители церкви воспринимают это как акт неповиновения, расценивают, что Ван Гог воспринимает Евангелие слишком буквально, что на самом деле он поддерживает хулиганов и бунтарей. Винсент не понимает, почему те, кто служит Богу, не поддерживает обездоленных бедняков.
Картина как проповедь
В душе художника происходит разлад. Вновь он отвержен. Но Ван Гог не отступается от Бога. В 1880 году молодой человек принимает важнейшее решение: теперь он будет читать проповеди не словесно, а при помощи живописи, через полотна будет нести свет Божий.
По настоянию брата Винсент уезжает в Париж. Тео отправляет его в столицу искусства, где сосредоточены музеи и художники. Ван Гог поступает в академию искусств, но скоро бросает ее, потому что не намерен терять время на рисование геометрических фигур и копий. Он жаждет изображать живых людей и – немедленно.
Парижский период длится всего два года, но за это время было создано огромное количество картин, близких по духу импрессионистам. Особенно много среди них ярких и красочных натюрмортов и пейзажей: «Звездная ночь над Роной», «Подсолнухи», «Ночная терраса кафе», «Арена в Арле». Это тот самый Ван Гог, который известен всему миру.
Безумие ли
Наргиз Алиб: «На личность Ван Гога повлияли некоторые жизненные моменты: имя Винсент поначалу было дано его умершему брату. Будущий художник часами сидел у могилы, видел эту надпись «Винсент Ван Гог» и, наверняка, предавался тяжелым мыслям. Наложили отпечаток его любовные истории, которые не имели счастливого конца.
В итоге он находит утешение, обретает смысл и предназначение в живописи. Его мысли, порывы и вдохновение содержатся в картинах. И это шедевры. Смелая, яркая палитра красок, не свойственная живописи того времени. Что-то космическое, таинственное, необъяснимое в изображении простого.
Будь то «Подсолнухи» или «Звездная ночь». В них есть энергетика, живой яркий цвет и свет. И я не считаю, что художник был безумен. Он просто гений. И не похож на других. Он - Ван Гог».
О сумасшествии и самоубийстве художника есть множество мнений и домыслов. Возможно, в его последних картинах «Пшеничное поле с воронами», «Пшеничное поле под грозовыми тучами» ощущается какая-то тревога.
Но картина «Корни деревьев» – яркая и полная жизни. По мнению сотрудницы музея Ван Гога в Амстердаме Нинке Баккер, «это очень смелая работа. Трудно поверить, чтобы человек, написавший такое утром, в конце того же дня попытался свести счеты с жизнью».
Есть версия, что в художника случайно выстрелили подростки. И чтобы спасти их, Ван Гог произносит в последнее мгновенье жизни: «Винить никого не надо - я сам хотел убить себя».
Почему художник отрезал себе ухо? Считается, что причиной было сумасшествие. Но имеется и другое толкование произошедшего: ухо отсек ему художник Гоген, размахивая бритвой во время ссоры. И в этом случае Винсент пошел на самопожертвование, признался, что сделал это сам, не желая, чтобы его товарищ пострадал из-за нелепой драки.
Анастасия Ткаченко, 23 лет – художник-иконописец епархиальной мастерской «Малахит» Казахстанского Митрополичьего округа, рассказывает:
«Моё отношение к художнику как к личности, мастеру и человеку в общем опирается не на информацию из его биографии. Ведь всё, что свидетельствует о нём, - лишь мнение других людей, моменты, воспринятые через призму их личного видения мира. С самим художником мы можем познакомиться и пообщаться через его творения. Дух творит себе формы. И вследствие этого, лишь через формы, сотворенные художником, мы можем прочувствовать его дух. По работам Ван Гога я поняла для себя, что он человек трудолюбивый, с чувством и стремлением к прекрасному, но при этом самокритичный, противоречивый. Ван Гог - человек ищущий, странствующий, пребывающий в вечных поисках. Какие-то душевные метания присущи всем его работам. В них есть некая неопределенность и при всём при этом тоскливая печаль. В последних полотнах ощущается напряжение, ведь художник переживал сложные моменты в жизни. Картины полны тревоги и даже боли. Но это работы вряд ли безумного человека. Сложно судить о его душевном состоянии».
Эрик Балакаев, 60 лет – художник-иконописец, алматинец:
«Моё отношение к Ван Гогу самое позитивное, мне нравится его творчество и живопись. О его связи с Богом трудно сказать однозначно. Гениальные люди по большей части связаны с Богом. Все зависит от любви в душе. У Ван Гога большая душа. Если бы он не был сумасшедшим, как считают люди, тогда он не был бы Ван Гогом».
Не убий
Таким образом, если это соответствует действительности, Ван Гог, в прошлом набожный проповедник, чтущий заповеди, не нарушил одну из них - «Не убий», не совершил греха самоубийства, прикрыв подростков, застреливших его. Не выдал своего товарища, художника Поля Гогена, который отсек ему ухо.
Винсент Ван Гог остался верен своему юношескому стремлению - служить людям. Он до конца продолжал по-христиански считать, что польза, принесенная людям, важнее, чем собственное благополучие. И он нес свет Творца в своих полотнах, считая их своими проповедями.
Текст: Галина Галкина
Фото: АПН, личный архив Наргиз Алиб