Мир балета – скрытая от посторонних глаз вселенная, живущая по довольно жестким законам и принимающая в свои ряды далеко не каждого. И порой кажется, что пробиться в эту параллельную реальность практически невозможно. Но мечты имеют свойство сбываться. Одну из таких историй казахстанский режиссер-документалист Канат Бейсекеев перенес на большой экран в своем новом фильме «Хочу в балет», показав, что если сильно захотеть, никакие преграды тебя не остановят.
«Я услышал о наборе в балетную школу при национальной академии хореографии, искали девочек из регионов, и мне захотелось снять историю о мире балета. В руки попал список поступивших, я выбрал Наркыз – ей всего восемь и ее случай уникален тем, что она, приехав из глубинки, аула Шиели Кызылординской области, смогла пройти отбор. Сдала экзамены и шагнула на встречу своему заветному желанию, – говорит Канат. – Главное, что я хотел показать своей работой – как важно увидеть мечту ребенка, помочь претворить ее в жизнь, посеять зерно страсти и любви к профессии. Ведь в каждом уголке Казахстана есть такая Наркыз».
Действие картины переносит зрителя из родного аула девочки за кулисы театра, показывая подготовку артистов балета от репетиций за кулисами до выхода на сцену театра мечты и рассказывая истории танцоров, узнавших на себе всю прекрасность и сложность профессии.
«На меня произвела впечатление семья девочки, ее мама, они сильно волновались в первый день, что естественно для людей, далеких от мира кино, пытались играть на камеру, это было мило,– добавляет Канат Бейсекеев. – Во время работы понимаешь, что внешняя уязвимость маленьких артистов скрывает стальной характер, железную волю, большое самоотречение и четкое понимание, что балет – это титанический труд».
Фильм получился искренний, показывающий ту сторону великого искусства, о которой редко задумывается зритель, сидящий в зале. Маленькую Наркыз ожидают еще многие испытания, о которых говорят в своих откровениях профессиональные артисты. Как заметила ведущая солистка театра «Астана балет» Дилара Шомаева: «Балет – жестокая профессия. Неважно, что случилось, нужно выходить и делать. А если не можешь, уступить дорогу другим».
Канат отмечает, что кино вряд ли будет востребовано для широкой аудитории, но для него самого как режиссера и человека вариант «для души» в этом случае важнее рейтингов.
Необычное здание «Астана балет», в стенах которого проходили съемки, с прекрасным обзором на город и белыми колоннами ломает все стереотипы архитектуры, точно так же, как его обитатели ломают скучные каноны классического театра. Самый молодой театр Казахстана объединил в своем репертуаре классику с новыми трендами, мировое с национальным, строгое с чувственным. Только в 2017 году труппа «Астана балет» представила пять разножанровых спектаклей, среди которых балеты «Вальпургиева ночь (музыка Шарля Гуно, хореография Георгия Ковтуна, Россия), «Серенада» (музыка Петра Чайковского, хореография Джорджа Баланчина, США), «Прикосновение иллюзии» (музыка Сергея Рахманинова, хореография Рикардо Амаранте, Бразилия), In the Middle, Sоmewhat Elevated (музыка Томаса Виллемса, хореография Уильяма Форсайта, США), «Щелкунчик» (музыка Петра Чайковского, хореография Василия Вайнонена, Россия).
Еще одна необычная постановка в репертуаре театра – ожидаемый в феврале балет «Саломея», поставленный главным балетмейстером «Астана балет» Мукарамом Авахри по пьесе Оскара Уайльда, история скрытых страстей, которые однажды вырываются наружу. Театр уже определил свои планы до 2019 года: известные отечественные и зарубежные хореографы будут создавать для театра «Астана балет» новые спектакли.
Фото из архива театра «Астана балет»