Анита Цой: «У мужчин нет «стеклянного потолка»


В Алматы в октябре на центральноазиатский форум BeWoman, который объединит женщин из 10 стран, прилетит народная артистка РФ, бизнесвумен, филантроп Анита Цой. Известная певица станет одной из 50 авторитетных спикеров события, где выступит в роли основательницы благотворительного фонда.

В эксклюзивном интервью для Esquire Анита Цой рассказала о своей давней дружбе с Казахстаном, поделилась своим мнением в отношении гендерных стереотипов, назвала главные отличия мужского бизнеса от женского и «заглянула» в будущее во власти искусственного интеллекта.

Анита, Вы в Казахстане – довольно частый гость. Какое у Вас сложилось мнение о роли и месте женщины в центральноазиатском регионе в целом и в Казахстане в частности?

Центрально-Азиатский регион довольно многогранный. Здесь традиционные ценности органично сочетаются с современными трендами. Я много раз бывала и в Узбекистане, и в Таджикистане, и в Кыргызстане. Но больше и чаще всего посещала Казахстан, который люблю всей душой за его тепло и свет. Здесь женщина – это мать, поддержка мужа, хранительница домашнего очага. И она играет ключевую роль в сохранении семейных ценностей. С возрастом она становится лидером, хотя, традиционно, Казахстан – страна мужских традиций и амбиций, страна мужского эго.

Видите ли Вы изменения роли женщины в обществе за последние годы?

Я вижу, как женщины и Казахстана, и других Центрально-Азиатских республик активно участвуют в общественной жизни, постоянно занимаются самообразованием, занимают руководящие посты в самых разных сферах – от политики до бизнеса. И при этом сохраняют традиционные ценности, остаются верными многовековым устоям и обычаям. Таким образом, роль восточной женщины в современном мире заключается не только в поддержании семейных ценностей и традиций, но и в активном участии в общественной жизни, научной и культурной деятельности, а также в воспитании нового поколения, способствуя формированию гармоничного и процветающего общества. Кстати, об этом мы и будем говорить на Центральноазиатском форуме «BeWoman».

На мой взгляд, в Вас всегда уживались два полюса. С одной стороны Вы – образец женственности, сексуальности, азиатского такта и чуткости, с другой – огненная, страстная, сильная и мужественная. Какие из этих граней больше понятны и откликаются сегодняшней Вашей аудитории?

Да, восточная женщина – это образец женственности, сексуальности, чуткости, такта, огненности. Ее умение быть мягкой, внимательной, заботливой, стремление к созданию комфорта и уюта в доме вызывают восхищение. Кроме того, сегодня в трендах по всему миру восточная красота и косметология. Я постоянно за собой ухаживаю и знаю, что привлекаю людей этой своей необычной красотой. К тому же у меня яркие костюмы, концептуальная одежда, которая на восточной женщине всегда выглядит таинственно, подчеркивает сексуальность. И это тоже вызывает отклик в сердцах аудитории. Вообще я хочу заметить, что современная восточная женщина вносит большой вклад в развитие общества, продвигает свой культурный код, а не только заботится о семье. Например, Шахида Фатима стала одной из 10 самых влиятельных женщин-мусульманок в Европе одной из самых известных адвокатов Великобритании.

Какие вызовы на сегодняшний день стоят перед женщинами?

Вызовов много. И они все разнообразные, отражающие современные явления. Начну с понятия гендерного стереотипа и так называемого «стеклянного потолка». Женщины востока постоянно сталкиваются с гендерными дисбалансом, ограничениями и рамками в карьере. Ведь в некоторых республиках еще существуют предрассудки о роли женщины в обществе. Особенно в тех сферах, где обычно доминируют мужчины – в юриспруденции, технологиях. Ты видишь, что можешь идти наверх, а тебя туда просто не пускают, потому что ты – женщина. Это и есть «стеклянный потолок». И подобное отношение в итоге часто ведет к эмоциональному выгоранию, к стрессу. Еще один вызов – чувство вины перед близкими. У меня, например, очень высокая планка и по отношению к семье, и по отношению к работе. Надо постоянно быть на высоте и там, и там, а это очень непросто. Когда я занимаюсь своей карьерой и у меня проявляются амбиции, то постоянно появляется чувство вины перед близкими за то, что, возможно, не уделяю им столько времени, сколько им хочется. Но я вижу, что во многих республиках, особенно это заметно в Казахстане, происходит изменение динамики в мужских и женских отраслях. При этом в женских сферах роль мужчин постоянно растет.

И отношение мужчин к женщинам меняется за последние годы? Отношение мужчин к бизнесвумен?

Да, и очень сильно. Стереотип о том, что женщина должна быть лишь матерью и домохозяйкой, рушится. Женщины сегодня добиваются многого в политике, предпринимательстве, искусстве. Успешная карьера у них сочетается с успешной семейной жизнью. Мужчины при этом начинают признавать успех женщин-предпринимателей и видят в них равноправных партнеров, которым можно доверять. Отношения становятся более уважительными и даже поддерживающими.

На Ваш взгляд, есть ли какие-то отличия в мужском и женском бизнесе? В чем они выражаются?

Женщины склонны использовать более демократичный стиль управления, а мужчины ориентируются на авторитарный стиль. По-разному мужчины и женщины выбирают приоритеты и мотивации. Женщина, например, чаще проявляет социальную мотивацию по отношениям к сотрудникам – устраивает корпоративы, занимается медициной, помогает определить детей работников в детские сады… Отличаются и коммуникативные навыки мужчин и женщин – женщины более мягкие, а мужчины часто рубят с плеча. Разное отношение и к риску – женщины более осторожны, осмотрительны, предпочитают взвешенные решения. Разный подход к лидерству и влиянию в бизнесе – у мужчин нет ограничений, «стеклянного потолка».

В сегодняшнее время сложных геополитических процессов меняются ли ценности у людей?

Однозначно! У людей очень заметен рост гражданского самосознания. Они активно интересуются историей и культурой своей страны, задумываются о своем месте в обществе. Идет переоценка исторического и культурного наследия, традиционных культурных ценностей. В условиях глобализации многие люди стремятся укрепить свою национальную идентичность. Мы наблюдаем возрождение национальных обычаев и воскрешение патриотизма. А это – любовь к своей семье, улице, доме, стране в целом. Еще я наблюдаю повышение социальной значимости, желание равенства и справедливости. Формируются новые приоритеты и снова сильны идеи народовластия. Это выражается в стремлении граждан к формированию будущего своего страны. Эти тенденции отражают сложность и многогранность изменений в системе ценностей современного человека, вызванных сложными геополитическими процессами современности. А мне хочется своими креативными идеями, песнями, производством вкусной домашней консервации сделать жизнь в стране чуть лучше, добрее и интереснее. И это тоже одна из тем предстоящего обсуждения на форуме «BeWoman» в Алматы.

После головокружительного успеха в музыкальном пространстве Вы решили попробовать себя в бизнесе, не в шоу-бизнесе, а самом настоящем и довольно рутинном – консервировании овощей. Как продвигаются Ваши дела в этом направлении?

Извините, я не согласна с вами. Шоу-бизнес – это самый настоящий, серьезный бизнес, где мы так же следим за потребителями и их желаниями. Я на сцене около 30 лет – это серьезный срок. Порой кажется, что происходит некое выгорание, потому что я про шоу-бизнес уже все знаю. Сейчас очень интересное время, когда столько изменений и в политике, и в экономике, и сам Бог велел открывать что-то новое. Поэтому я и решила заняться консервированием овощей. Это не рутинный бизнес, как кажется со стороны, а очень интересное занятие. Судите сами. Я сама выращиваю свой чистый органический продукт. Мы на рынке меньше двух лет, но уже добились очень серьезных успехов – начинали с шести тысяч банок, а сегодня закатано уже 250 тысяч.

Причем изначально катали банки на кухне, а сейчас это уже завод, который способен выпускать до миллиона банок в год. Так же и с землей – раньше было 40 соток, а теперь уже десять гектаров. Словом, если ты умеешь быстро ориентироваться в трендах времени и знаешь, как вести бизнес, то больших сложностей, чтобы построить успешную компанию, нет. И моя цель – не открыть самый большой завод в стране. Я просто хочу сделать окружающий мир лучше – речь про экологию, про здоровый продукт, про здоровых людей.

Анита, Вы всегда были и остаетесь разносторонним и многогранным человеком. Как тема благотворительности вошла в Вашу жизнь?

Мое активное занятие благотворительностью началось еще в 1998 году, когда вышла песня «Мама», ставшая своеобразным гимном тем, кто нуждается в помощи и защите. А с 2001 по 2014 годы у меня был собственный благотворительный фонд «Анита». Деятельность фонда была направлена на поддержку детей, имеющих инвалидность с ДЦП и детей с поражением опорно-двигательного аппарата, детей сирот, детей, пострадавших в ходе вооруженных конфликтов, детей из малообеспеченных и многодетных семей, а также одаренных детей. Мы занимались там адресной помощью – оплатой лечения, операций, реабилитации. Мы же создали и ежегодную премию «Сердце». Она вручалась врачам, педагогам, учителям, родителям, деятелям культуры и искусства, а также представителям государственного управления за большой вклад в дело благотворительности – всем, кто всегда старается помочь людям. А в 2009 году я лично занялась разработкой программы «Доступная среда», которая предполагала появление пандусов, больших лифтов, условий для посещения театров и магазинов людьми с ограниченными возможностями. В 2011-м программа была утверждена и получила статус государственной. И тогда начали строиться дома по новым нормативам, появился приспособленный для людей с инвалидностью транспорт. А мы не остановились и начали создавать новые профессии, которых помогали бы всем, кто в этом нуждается. Всего на различные благотворительные проекты мною было отдано примерно четыре миллиона долларов. Но потом я не смогла тянуть фонд – экономическая ситуация стала иной. Ведь ежегодно его содержание обходилось мне в два миллиона долларов. Так что сегодня я занимаюсь благотворительностью просто как частное лицо.

Будет ли Ваша музыкальная история продолжаться завтра? Как видите себя в своем привычном амплуа в ближайшее время?

В любом бизнесе есть завязка, кульминация и развязка. В шоу-бизнесе время моей экспансии, самой верхней точки, уже прошло. Но я все равно хотела бы оставаться с поклонниками и радовать их. «Мы ответственны за тех, кого приручили», - как говорил Экзюпери. А я чувствую ответственность перед теми, кто любит мою музыку. Да и шоу-бизнес обеднеет, если Анита Цой уйдет с Олимпа (улыбается). Я хорошо выгляжу, пишу песни, мне есть, что сказать. Возможно, буду просто меньше гастролировать, меньше выпускать больших шоу. Но с песней не смогу расстаться – она навсегда в моем сердце и душе.

Анита, сегодня постепенно жизнь людей на всей планете кардинально меняется из-за развития новых технологий. В частности, всех пугает будущее вместе с искусственным интеллектом. Что Вы думаете на этот счет? Будет ли нам, людям, музыкантам, бизнесменам, место в этом супер-технологическом мире?

ИИ уже сейчас способен выполнять задачи, которые раньше были прерогативой человека. И в будущем может оказаться, что люди во многих сферах окажутся попросту не нужны. Но я знаю так же, что есть отрасли, в которых всегда будет важен именно человек и его эмпатия. Это искусство, медицина, образование, социальная работа. ИИ невозможно научить чувствовать, сопереживать и любить. Он может только имитировать. Настоящего же тепла дать тепла машины не смогут. Хотя с развитием ИИ появятся новые профессии и возможности для людей. И вот тут, как мне кажется, важно помнить о социальных и этических моментах создания ИИ. Это как ядерная энергетика, которая может и служить человеку, и стать страшным оружием. Я уверена, люди найдут правильный баланс и смогут адаптироваться к технологиям.

Беседовала Юлия Миленькая

Фото: пресс-служба Аниты Цой