Если самым популярным киножанром в Казахстане является комедия – количество выпускаемых фильмов в этом жанре бьет все рекорды – то самым многострадальным является жанр фильмов ужасов. Сколько ни обращаются отечественные режиссеры и продюсеры к страшилкам, всякий раз эта попытка терпит крах – фильмы проваливаются в прокате и нещадно поносятся кинокритиками. Esquire вспоминает наиболее запомнившиеся примеры отечественных хорроров.
«Взаперти», 2023
Этот фильм снят по книге казахстанского писателя Александра Мендыбаева. И среди всех остальных проектов в жанре ужастика он считается одним из самых успешных. Отзывы о фильме пусть и смешанные, но хороших явно больше, чем в прошлые годы. Снял фильм популярный клипмейкер Олжас Баялбаев. По сюжету фильма cлучайные знакомые Кема и Макс посреди праздничного застолья уединяются в квартире, чтобы остаться в ней навсегда. Они ищут выход, но его нет, окна и двери ведут в новые лабиринты комнат, а вокруг – лишь замкнутое пространство. Герои видят жутких призраков детей, лишь со временем понимая, что эти сущности - такие же жертвы обстоятельств, как и они. Разгадывая тайны прошлого, Макс и Кема пытаются помочь пленникам, чтобы спастись самим.
«Страшные истории для рассказа на ночь у костра», 2018
В этом фильме предпринята попытка построить ужастик на городских легендах. Алмаарасанская дева, ведьма-людоедка Жалмауз Кемпир. Приплюсуйте сюда истории о найденном проклятом телефоне, о загадочной попутчице с пустой автотрассы, и о самой Смерти с косой, которую можно повстречать по соседству. Но никто и не подозревает, что самое страшное затаилось в реальности. И за любое зло обязательно наступит кровавая расплата.
В этом фильме предпринята максимальная попытка уйти от «дешевизны» и «самопала», которым нередко грешили режиссеры, взявшиеся за этот жанр. На главные роли были приглашены популярные актеры Бибигуль Суюншалина, Райхан Айткожанова, Дарья Александрова, Роман Жуков и даже в качестве завлекающей зрителя селебрити – певец Али Окапов. Результат весьма скромный. Зритель попытку не оценил, и фильм провалился в прокате.
«М-Агент», 2013
История, названная именем уже подзабытого ныне мессенджера, снята режиссером Еркином Ракишевым. Режиссер-документалист националистического толка неожиданно решил попробовать себя в совершенно ином жанре, сняв фильм-ужасов. Главные герои фильма — молодые, беззаботные студенты из хороших семей. Как-то ночью, возвращаясь с очередной вечеринки, они сбивают на дороге девушку. Что делать? Звонить в полицию? Но тогда их товарищ окажется в тюрьме, да и им не поздоровится. Они вывозят тело несчастной жертвы и выбрасывают в глухой овраг за городом. Казалось бы, дело сделано, но внезапно молодые люди начинают умирать один за другим при таинственных обстоятельствах. Параллельно развивается линия журналистки, которой с неизвестного аккаунта на М-Агент присылаются странные сообщения, как выясняется позже «с того света». В фильме сыграли малоизвестные актеры, в том числе только начинающая тогда, а ныне весьма популярная Дина Тасбулатова.
Фильм поразил примитивностью сюжета, режиссурой низкого пошиба и слабой актерской игрой. В общем, тут сработал принцип «когда смешно, тогда не страшно».
«Караман», 2018
Здесь хоррор решено было построить на этнической теме: степь, сокровища, аруахи и прочее. Арман вместе со своей группой «черных археологов» узнаёт о золотой статуе «Караман», которая была утеряна в горах несколько веков тому назад. К их команде присоединяется Ахмет, местный егерь, который становится для них проводником. Преодолевая сложнейший путь с множеством различных препятствий, которые им уготовила природа, они даже не подозревают, что сложности только начинаются. Настоящий ужас им приготовил дух племени, охраняющий тайны и сокровища, хранящиеся в этих лесах, который заставляет героев столкнуться с личными пороками. Попытка вновь не удалась. Фильм в прокате прошел почти незаметно.
«Проявление», 2018
Это напротив, сугубо городская история. И ее завязка более чем типичная. Фильм об обычной семье, которая недавно переехала в большой загородный дом. Карина, ее супруг Ренат и младшая сестренка Карины — Алиса. Семейная идиллия нарушается в тот момент, когда девушка начинает осознавать, что в доме живет кто-то еще…
Многие тогда отметили, что режиссеры Нурлан Батыров и Нияз Абдигаппар сравнительно неплохо поработали с саспенсом – нагнетанием страха и ужаса у зрителя. Однако крайне неудачная развязка свела все начинания на нет. Опять же, отсутствие хорошего сценария помножила на ноль даже относительно неплохие режиссерские ходы.