Новая международная кинопремия Alternativa Film Awards назвала победителей 2023 года на первой церемонии награждения.
Alternativa Film Awards поддерживает фильмы, которые могут стать проводниками позитивных социальных изменений и при этом обращаются к широкой аудитории, и объединяет подходы кинопремий и импакт-премии, оценивая как художественные достоинства картин, так и их социальное воздействие. Это работы, затрагивающие важные общественные и культурные темы, а также оказывающие влияние на жизнь людей и локальных сообществ.
Победителей премии определило независимое международное жюри, состоящее из кинематографистов из Азии и Европы, а также представителей общественных организаций. Жюри этого года возглавил филиппинский кинорежиссер, лауреат Каннского кинофестиваля Брийанте Мендоса. К нему присоединились Гита Саэди Кили, Удайя Прасанна Витанаге, Ринту Томас, а также Баян Алагузова, Вячеслав Абрамов, Руслан Акун, Умида Ахмедова и Анна Чубинидзе. Организационный комитет Alternativa Film Awards не принимал участие в выборе лауреатов премии.
«У жюри не возникло разногласий в выборе победителей: мы были на одной волне на просмотрах и обсуждениях, хотя находились в разных частях света и разных часовых поясах. Идея премии о том, что оцениваются не только и художественные достоинства, но социальное воздействие фильма оказалась близка членам жюри и мне лично. Мы постарались соблюсти этот баланс. Мне также показалось интересным, что многие картины, которые мы увидели, были посвящены традициям и традиционной культуре — без сомнения, эта тема актуальна. В целом, все без исключения фильмы, претендовавшие на премию, — это достойные работы, и, надеюсь, их увидит широкая аудитория», – отметил Брийанте Мендоса.
За нюансированное освещение актуальной темы жюри присудило премию в номинации Spotlight фильму кыргызстанского режиссера Мирлана Абдыкалыкова «Похищение невесты», основанному на реальных историях девушек, украденных для принуждения к браку. Члены жюри отметили, что «эта драма соотносит два мира и представляет собой визуально впечатляющее и заставляющее задуматься исследование традиций и стойкости. Через сострадательную и неромантизированную оптику фильм показывает сложность человеческого бытия во все более шатком мире».
Кроме того, в номинации Spotlight особого упоминания жюри удостоился фильм «Воскресенье» режиссера из Узбекистана Шокира Холкова — семейная драма, в которой сталкиваются ценности разных поколений, была отмечена «за зрелое изображение человеческих отношений в быстро меняющемся обществе».
Награду в номинации Future Voice получил фильм «Бауырына салу» режиссера из Казахстана Асхата Кучинчирекова. История мальчика, возвращающегося в семью, которой он никогда не знал, удостоилась награды за «тонкое режиссерское видение и блестящее актерское воплощение того, как отжившая традиция превращается в современную драму».
Приз в номинации Alter получил фильм «Qoryqpa» казахстанской режиссерки Катерины Суворовой, рассказывающий о пути двух гражданских активистов. Жюри премии отметило, что «эта работа отражает события последних пяти лет в Казахстане, когда глубокий общественный запрос на преобразования и позитивные изменения столкнулся со множеством препятствий, но при этом сформировал новое поколение людей, думающих о будущем своей страны».
Награда в номинации Nativa досталась фильму режиссеров из Непала Раджана Катхета и Сунира Пандея «Зимних каникул не будет» — истории о двух женщинах, вынужденных заботиться друг о друге в опустевшей деревне. Жюри отметило, что «этот фильм — путешествие, которое приносит радость. С помощью минимума слов, общих планов и смены времен года, картина рассказывает правдивую историю, которая удивляет больше, чем любой вымысел; она дает критический взгляд на культуру, оставаясь при этом изумительно красивой».
Наконец, приз Short Awards был присужден короткометражному фильму «Сын своего отца» кыргызского режиссера Дастана Мадалбекова. Лента о мальчике, переживающем исчезновение отца, по мнению жюри, представляет собой «откровенную и трогательную историю о скрытых детских страхах и боли, которые часто остаются незамеченными в их собственных семьях».
Кроме того, команда премии наградила специальным призом Resonance (приз, а также специальное упоминание жюри не подразумевают денежного вознаграждения) фильм казахстанского режиссера Айсултана Сеитова «Каш», действие которого происходит в разгар голода 1930-х в советском Казахстане — за «смелость обратиться к жанровому кино, чтобы донести до массовой аудитории детали важной и страшной страницы истории».
Особым упоминанием в этой категории была отмечена драма о домашнем насилии «Счастье» казахстанского режиссера Аскара Узабаева за «бескомпромиссное изображение страшной и актуальной проблемы, понятной в любой части света».
«Множество фильмов, представленных на премию, можно назвать настоящими драйверами изменений — их авторы подняли важнейшие темы (от насилия в отношении женщин до одиночества) и нашли тот язык, который будет понятен зрителю. Очень важно, чтобы у этих картин была возможность найти свою аудиторию, как можно более широкую, и премия сможет им помочь в этом», – отметил один из членов жюри Вячеслав Абрамов.