В Алматы прошла церемония награждения кинопремии Alternativa Film Awards

ЕШ
Елена Штритер
05 декабря 2023

Новая международная кинопремия Alternativa Film Awards назвала победителей 2023 года на первой церемонии награждения.

Alternativa Film Awards поддерживает фильмы, которые могут стать проводниками позитивных социальных изменений и при этом обращаются к широкой аудитории, и объединяет подходы кинопремий и импакт-премии, оценивая как художественные достоинства картин, так и их социальное воздействие. Это работы, затрагивающие важные общественные и культурные темы, а также оказывающие влияние на жизнь людей и локальных сообществ.

Победителей премии определило независимое международное жюри, состоящее из кинематографистов из Азии и Европы, а также представителей общественных организаций. Жюри этого года возглавил филиппинский кинорежиссер, лауреат Каннского кинофестиваля Брийанте Мендоса. К нему присоединились Гита Саэди Кили, Удайя Прасанна Витанаге, Ринту Томас, а также Баян Алагузова, Вячеслав Абрамов, Руслан Акун, Умида Ахмедова и Анна Чубинидзе. Организационный комитет Alternativa Film Awards не принимал участие в выборе лауреатов премии.

«У жюри не возникло разногласий в выборе победителей: мы были на одной волне на просмотрах и обсуждениях, хотя находились в разных частях света и разных часовых поясах. Идея премии о том, что оцениваются не только и художественные достоинства, но социальное воздействие фильма оказалась близка членам жюри и мне лично. Мы постарались соблюсти этот баланс. Мне также показалось интересным, что многие картины, которые мы увидели, были посвящены традициям и традиционной культуре — без сомнения, эта тема актуальна. В целом, все без исключения фильмы, претендовавшие на премию, — это достойные работы, и, надеюсь, их увидит широкая аудитория», – отметил Брийанте Мендоса.

За нюансированное освещение актуальной темы жюри присудило премию в номинации Spotlight фильму кыргызстанского режиссера Мирлана Абдыкалыкова «Похищение невесты», основанному на реальных историях девушек, украденных для принуждения к браку. Члены жюри отметили, что «эта драма соотносит два мира и представляет собой визуально впечатляющее и заставляющее задуматься исследование традиций и стойкости. Через сострадательную и неромантизированную оптику фильм показывает сложность человеческого бытия во все более шатком мире».

Кроме того, в номинации Spotlight особого упоминания жюри удостоился фильм «Воскресенье» режиссера из Узбекистана Шокира Холкова — семейная драма, в которой сталкиваются ценности разных поколений, была отмечена «за зрелое изображение человеческих отношений в быстро меняющемся обществе».

Награду в номинации Future Voice получил фильм «Бауырына салу» режиссера из Казахстана Асхата Кучинчирекова. История мальчика, возвращающегося в семью, которой он никогда не знал, удостоилась награды за «тонкое режиссерское видение и блестящее актерское воплощение того, как отжившая традиция превращается в современную драму».

Приз в номинации Alter получил фильм «Qoryqpa» казахстанской режиссерки Катерины Суворовой, рассказывающий о пути двух гражданских активистов. Жюри премии отметило, что «эта работа отражает события последних пяти лет в Казахстане, когда глубокий общественный запрос на преобразования и позитивные изменения столкнулся со множеством препятствий, но при этом сформировал новое поколение людей, думающих о будущем своей страны».

Награда в номинации Nativa досталась фильму режиссеров из Непала Раджана Катхета и Сунира Пандея «Зимних каникул не будет» — истории о двух женщинах, вынужденных заботиться друг о друге в опустевшей деревне. Жюри отметило, что «этот фильм — путешествие, которое приносит радость. С помощью минимума слов, общих планов и смены времен года, картина рассказывает правдивую историю, которая удивляет больше, чем любой вымысел; она дает критический взгляд на культуру, оставаясь при этом изумительно красивой».

Наконец, приз Short Awards был присужден короткометражному фильму «Сын своего отца» кыргызского режиссера Дастана Мадалбекова. Лента о мальчике, переживающем исчезновение отца, по мнению жюри, представляет собой  «откровенную и трогательную историю о скрытых детских страхах и боли, которые часто остаются незамеченными в их собственных семьях».

Кроме того, команда премии наградила специальным призом Resonance (приз, а также специальное упоминание жюри не подразумевают денежного вознаграждения) фильм казахстанского режиссера Айсултана Сеитова «Каш», действие которого происходит в разгар голода 1930-х в советском Казахстане —  за «смелость обратиться к жанровому кино, чтобы донести до массовой аудитории детали важной и страшной страницы истории».

Особым упоминанием в этой категории была отмечена драма о домашнем насилии «Счастье» казахстанского режиссера Аскара Узабаева за «бескомпромиссное изображение страшной и актуальной проблемы, понятной в любой части света».

«Множество фильмов, представленных на премию, можно назвать настоящими драйверами изменений — их авторы подняли важнейшие темы (от насилия в отношении женщин до одиночества) и нашли тот язык, который будет понятен зрителю. Очень важно, чтобы у этих картин была возможность найти свою аудиторию, как можно более широкую, и премия сможет им помочь в этом», – отметил один из членов жюри Вячеслав Абрамов.

 

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше