Мода приходит, уходит и… возвращается. Сегодня самым горячим трендом в мире наручных часов считаются винтажные ремейки.
У часов, вдохновленных винтажем, есть тот неуловимый налет классики и элегантности, который порой не получается обнаружить в изделиях с современным дизайном. Винтаж – не каприз, это направление моды. Мировые бренды не тянут со временем и с упорством конвейера один за другим выпускают «наследственные» модели, некоторые из которых выглядят так, словно их только что достали с чердака, куда складывали все, что вышло из моды. При этом они безупречны. Винтажный ремейк – это по сути всего лишь перевыпуск или даже копия того, что уже было создано когда-то давно. Так где же инновации? Зачастую часы настолько похожи на своих предшественников, что, кажется, в них не поменяли ничего, кроме размера циферблата и более современного ангренажа. Компании утверждают, что эти изменения вынужденные и вызваны необходимостью идти в ногу со временем. Но где же чистота изобретения? Если мы так и будем искать ответы в прошлом, кто же позаботится о будущем? Именно поэтому нам нужны новаторы и авангардисты, которые будут тянуть индустрию вперед, нужны бренды, которые никогда не будут удовлетворены обыкновенным или трендовым. Часовому мастерству уже много сотен лет, но это не значит, что этому ремеслу некуда расти. Разрушая существующие правила игры, мысля за пределами привычного и разворачивая существующие концепты на 180º, нынешние хорологи могут без проблем доказать, что создание часов – отнюдь не статичный процесс, но вечно развивающийся. Горячий дизайн Не считая пары исключений, все люксовые наручные часы обладают схожими характеристиками: круглый циферблат, дорогие составляющие, простые цвета, скромные размеры и четкие детали. Однако бренд Bell&Rose верит в другое проявление роскоши, их новые часы BR01 Burning Skull Bronze определяет вовсе не классика, а экстрим. Квадратный циферблат часов размером в 46 мм изготовлен из цельной бронзы и со временем приобретет уникальную патину (пленка, которой со временем покрываются изделия, изготовленные из бронзы, меди или латуни), которая будет отображать стиль жизни владельца часов. Эта модель безусловно не для каждого, но оно и к лучшему, так как компания изготовила всего 100 пар – для истинных ценителей. Помимо стеклоструйной обработки, циферблат покрыт глубокой гравировкой, вдохновленной современным тату-искусством. Темный волнистый узор представляет собой мистический огонь ада, в котором тлеют скрытые изображения сердца, розы, косы и песочных часов. В центре циферблата вырезан череп, который издевательски и вызывающе таращится на любого сквозь пустые глазницы. Модель BR01 Burning Skull Bronze далеко отходит от устоявшихся практик часового мастерства и напоминает о средневековом призыве memento mori («Помни о смерти»). Но даже при этом у нее есть свое разумное основание на существование: она заставляет пересмотреть то, что считается стандартами красоты в хорологии, и отдает дерзкой крутизной, которая, надо признать, не часто встречается в остальных моделях. Экстремальные инновации В то время, когда практически все, что можно было изобрести, уже изобретено, марка Zenith решила переиначить один из самых важных функциональных элементов механических часов – осциллятор. Свой осциллятор Zenith представили в абсолютно новой модели часов Defy Lab, обещав таким образом революционизировать часовое производство. Пружина баланса, изобретенная Кристианом Гюйгенсом в 1600 году, придает колебательное движение балансирному колесу, предотвращая его поворот лишь в одном направлении. Энергия совершает путь от заведенной пружины до спускового колеса, достигая ангренажа, откуда передается толчками в балансирное колесо. Механизм работает относительно неплохо, но и у него есть свои ограничения: он не эффективен в плане поглощения энергии, так как компоненты подвергаются большему трению, и он также более подвержен воздействию тепла, тока и магнетизма. В модели Defy Lab осциллятор заменили на силиконовый компонент, такого же размера, как и циферблат. Одна эта деталь выполняет функции спускового механизма, маятника, балансира и заведенной пружины. Сделана она путем глубокого реакционно-ионнового травления (DRIE) и некоторые части детали доходят всего до 20 микронов в ширину. Эти ультратонкие части работают как пружины, которые с равной скоростью сгибаются вперед и назад, регулируя движение на сверхбыстрой скорости в 15 мегагерц или 108 000 вибраций в час. Корпус новых часов также инновационен, вместо привычных титана или алюминия Zenith использует материал аэролит, который является сплавом алюминия с маленькими дырочками, заполненными очень легким полимером, что делает материал намного легче, чем его конкуренты. С виду аэролит напоминает кусок цемента, но на деле не повторяет его тяжести. Шоковая терапия Бренд Casio практически синонимичен с вездесущими G-Shock, которые принято считать фаворитами в сфере доступных спортивных часов. Но линейка продуктов, которые производит компания, гораздо шире чем одни G-Shock, а среди самых роскошных моделей бренда MRG-G2000HT Kasumi-Tsuchime определенно заслуживает особого внимания. В этих часах Casio совмещают самые продвинутые технологии для циферблатов с браслетами, выполненными вручную. Casio довольно редко заходит в воды древних ремесел, но для этой модели бренд досконально изучил и применил традиционную японскую технику ручной ковки kasumi-tsuchime, при которой мастер покрывает поверхность металла маленькими выемками, напоминающими легкую рябь на воде. Обычно такой техникой, передававшейся из поколения в поколение, от мастера к ученику, пользовались при изготовлении брони и медных изделий. После процесса ковки компоненты хронометра проходят процесс утяжеления слоев, за которым следует алмазоподобное углеродное покрытие (DLC), что придает изделию глубокий синий цвет. Этот оттенок, специально созданный для коллекции MR-G, Casio назвали «японский голубой».«Было очень сложно получить именно этот оттенок голубого. Цвет алмазоподобного углеродного покрытия зависит от толщины покрытия. Вызов заключается в том, что любая, даже небольшая вариация, при процессе покрытия заметно сказывается на финальном оттенке. Сама процедура покрытия довольно сложна, но в итоге это позволяет изготовить часы, которые прослужат владельцу очень долго», – говорит главный дизайнер Casio Шинго Ишизака.Модель идеально вписывается в премиум-сегмент и впечатляет не только внешним видом, но и «умностью»: радио, GPS и телефонная синхронизация «вшиты» в родное модульное железо, что обуславливает точную автоматическую передачу времени и даты в любой точке планеты. Часы также можно соединить со смартфоном через приложение MR-G Connected. Заряжен через край Часы, работающие от батареек, обычно не вызывают такого же количества уважения и любви, какое получают их механические братья, особенно в эшелонах люксовых моделей. Однако компания The Electricianz решила кардинально поменять сложившееся мнение публики о кварцевых часах. Отказываясь поклоняться традициям, этот молодой и новый бренд отличается от конкурентов тем, что делает ставки на индустриальную красоту кварцевых моделей или, их же словами, «на продвижение и создание направления #ЭлектроИскусства». Для достижения этой цели компания произвела полную смену дизайна и вынесла некоторые детали часового механизма на поверхность, чтобы каждый мог видеть, из чего же состоят часы. Главной мыслью в этом революционном решении было желание подарить владельцам часов своего рода власть над их аксессуаром. Так же как и управление ремонтуаром позволяет нам исследовать внутренний мир часового корпуса, выложенные на поверхности батарейка, проводники и дисплей дают владельцу неведанную прежде власть над своими наручными помощниками. Если дать свободу воображению, можно понять, что The Electricianz черпали вдохновение у такого титана часового производства как Audemars Pigue. Создатель и генеральный директор бренда Лорент Руфенахт – швейцарец, и существующие в стране традиции изготовления часов ему очень близки, так что и его компания The Electricianz выросла под влиянием швейцарской хорологии. «Часы Electricianz – это призыв к внутренней детской любопытности, желанию понять, как устроен внешний мир, как работают вещи и из чего они состоят», – объясняет Руфенахт. О компании The Electricianz впервые услышали лишь в 2017 году, когда она запустила на рынок сразу три модели: Dresscode, Mokaz и Ammeter. «Электричество – это самое настоящее выражение энергии, это поток, невидимая линия, которая соединяет, пробивает и дает жизнь всему миру. Выпуская на рынок дерзкие, оригинальные, элегантные и прочные часы, мы надеемся создать международное сообщество любителей вольтов или вольт-любителей. Сообщество тех, кого влечет к себе энергичная, быстрая, городская и креативная жизнь, ну и тех, кто не боится посмеяться над собой», – говорит Руфенахт. Отвергая массовые тренды, эти компании не позволяют индустрии застояться. Конечно, может они и не первые, кто пришел к той или иной идее, если вспомнить традиционное часовое производство, но ведь традиции всегда основывались на следовании инновациям – разве нет?