Главной премьерой апреля на Netflix стала необычная драма с элементами чёрной комедии «Грызня», рассказывающая об азиатских иммигрантах в США.
Сериал привлёк внимание зрителей ещё на этапе производства, когда были объявлены исполнители главных ролей, а именно стендап-комик Эли Вонг и номинант премии «Оскар» Стивен Ён. Помимо звёздного состава, произведение покорило зрителей своими абсурдными, но столь близкими каждому человеку темами. Так, «Грызня» говорит и о выгорании на работе, и о невозможности миллениалов встроиться в существующую систему, и, самое главное, о тяжести жизни иммигрантов в США. Дэнни Чо — персонаж Стивена Ёна — суммирует все эти проблемы простой, но точной фразой: «Западная терапия не действует на восточные умы». Именно эта неспособность совместить два столь непохожих мира — азиатский и американский — доводит главных героев до ручки, заставляя их сцепиться насмерть из-за, казалось бы, небольшого инцидента на дороге. В данном обзоре мы объясняем, почему «Грызня» — это не просто интересный сериал с известными актёрами, а слепок времени, отражающий западное общество и критикующий культ успеха.
О чём «Грызня»
Сериал рассказывает о непримиримом противостоянии Эми и Дэнни, начавшегося с конфликта на парковке магазина электроники и переросшего в кровопролитную перестрелку с многочисленными жертвами. Первое взаимодействие главных персонажей будет знакомо практически каждому зрителю: два водителя не поделили дорогу, от чего они принялись яростно сигналить друг другу, при этом активно показывая средний палец из окна автомобиля. В такой ситуации большая часть людей, скорее всего, продолжило бы свой путь, забыв о неприятном инциденте. Однако Эми и Дэнни поступают иначе, начав истерическую погоню уровня серии фильмов «Форсаж». Испортив несколько газонов и разбросав машинный мусор по улице, оба героя всё-таки решают разъехаться по домам, но столь неприметный инцидент застревает у них в головах ещё на долгое время. Подобно эффекту домино, небольшой конфликт превращается в локальную войну, в течение которой протагонисты незаконно проникают в дома, портят имущество, разрушают карьеры и даже втираются в доверие к родным друг друга. Как можно догадаться, таким образом, персонажи, в первую очередь, губят свои собственные жизни.
Хоть главные герои и теряют всё, чего они добились за годы упорной работы, они приобретают нечто более ценное — свободу. Так, с первых сцен сериала зритель видит, насколько протагонисты скованы своими обязательствами перед семьей, коллегами и обществом. К примеру, Эми должна воспитывать свою дочь, попутно управляя собственной компанией и исполняя прихоти мужа. Дэнни также пытается совмещать работу с присмотром за младшим братом и попытками получить кредит на дом для родителей. Неспроста они выплёскивают всю свою неудовлетворённость жизнью, как только им предоставляется такая возможность. Как результат, муж Эми подаёт на развод, дом для родителей Дэнни сгорает, а его младший брат отказывается от какого-либо общения. Вместе с этим наши герои наконец получают возможность выстроить жизнь заново, не оглядываясь на предрассудки и ожидания, сопровождавшие их в течение жизни.
Почему «Грызня» — это слепок современного общества
Сериал единовременно срезонировал с огромным количеством зрителей из-за узнаваемости проблем главных героев. Кто из нас хоть раз не мечтал начать погоню за недобросовестным водителем, бросив полный стакан кофе в его лобовое стекло? Однако от этого всех нас останавливают здравый смысл и этические нормы. У Эми и Дэнни такой стоп-кран не срабатывает ни в данном случае, ни в последующих. Поэтому нам предоставляется возможность спокойно наблюдать за тем, что может случиться, если мы позволим гневу возобладать над разумом.
Почему же у персонажей, как и у зрителей, в принципе, появляется столь неудержимая агрессия? Скорее всего, это связано с американской мечтой и культом успеха, столь популярными в нынешнее время. Первая идея утверждает, что любой человек может добиться огромных вершин, если будет трудиться не покладая рук. Второй концепт и вовсе заставляет человека постоянно оглядываться на достижения других. В контексте первого поколения азиатских иммигрантов в США, представителями которых оказываются Эми и Дэнни, желание соответствовать стандартам хорошей жизни в Америке буквально становится неподъёмной ношей. Скорее всего, схожие проблемы хоть раз испытывал любой человек, уехавший учиться или работать за границей. Поэтому, несмотря на всю дикость поведения персонажей, зритель легко ассоциирует себя с Эми и Дэнни.
Сериал также акцентирует внимание на возрасте наших протагонистов. Принадлежа к ранним миллениалам, Эми и Дэнни не в состоянии встроиться ни в более стабильное и традиционное поколение Х, ни в более молодое и открытое новому поколение Z. Так, главные герои вспоминают как они впервые познакомились с интернетом в колледже, в то время как спустя несколько лет, технологии стали неотъемлемой частью современной жизни. Однако персонажи уже не могут спокойно купить себе дом, как это делают представители предыдущего поколения. Как итог, Эми и Дэнни, а также миллионы других людей их возрастной группы, получили худшее от обоих миров. Поэтому Дэнни так часто оглядывается на своего более способного, хоть и ленивого младшего брата, а Эми завидует равномерной жизни свой тёщи.
«Грызня» — это тренд на азиатов
Последние несколько лет показывают возрастающий тренд на азиатскую культуру в западном обществе. Начавшись в 2000-х годах с картинами «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000) и «Олдбой» (2003), тенденция набирает обороты вплоть до сегодняшних дней. Тут можно вспомнить и «Паразитов» (2019) Пон Чжун Хо, получивших четыре премии «Оскар» в 2020 году, и титулованную «Землю кочевников» (2020) Хлои Чжао, и, конечно же, прошлогодний феномен «Всё, везде и сразу» (2022). Теперь в список популярных работ можно включить и «Грызню», где все главные роли были сыграны первыми и вторыми поколениями азиатских иммигрантов. В ближайшие годы стоит ожидать ещё большее количество проектов, совмещающее две культуры. К примеру, стриминговый сервис Disney+ недавно презентовал первый трейлер сериала «Американец китайского происхождения» (2023), роли в котором исполнят уже знакомые зрителям по «Всё, везде и сразу» Мишель Йео, Стефани Сюй и Ке Хюи Куан. Одновременно с этим Netflix на днях объявил об инвестировании $2,5 миллиардов в корейские фильмы и сериалы в течение следующих четырёх лет. Наконец, самая известная инди-студия современности А24 продолжает фокусироваться на смеси американской и азиатской культур, выпуская этим летом камерную мелодраму «Прошлые жизни» (2023), рассказывающую о корейской иммигрантке в Америке. Соединение двух столь непохожих миров в фильмах и сериалах в очередной раз показывают увеличивающуюся роль глобализации и универсальности проблем современного общества. Значит, западная терапия и восточный ум всё-таки могут сосуществовать в одном пространстве и порой очень даже успешно.
Автор: Oraz Kereibayev