Первая за 10 лет персональная выставка художника Сергея Маслова, которого считают одним из основоположников современного искусства Центральной Азии, открылась в Aspan Gallery.
На счету Маслова множество персональных выставок в галереях и музеях разных стран мира. Его работы были представлены на таких престижных выставках, как 51-я Венецианская биеннале, павильон Центральной Азии (2005), Off the Silk Road: No Mad's Land в Haus der Kulturen der Welt, Берлин (2002) и re-orientation: Kunst zu Mittelasien в ACC Gallery, Веймар (2002).
Сегодня его произведения Маслова хранятся в коллекциях Музея искусств им. А. Кастеева (Алматы), Музея изобразительных искусств им. семьи Невзоровых (Семей), Павлодарского областного художественного музея (Павлодар), M HKA (Антверпен), Jane Voorhees Zimmerli Art Museum (Нью-Брансуик), музея PERMM (Пермь).
Несмотря на то, что всю жизнь Сергей Маслов был предан именно живописи, он не обходил стороной графику, перформанс, инсталляцию, видео и тексты. Нынешняя экспозиция представляет собой квинтэссенцию творчества художника, в котором он исследовал тему эзотерики, которая для него являлась своеобразным мотивом в критике патриархального официозного дискурса национального возрождения.
«Выставка, которую мы назвали «Ловец снов», – наша очередная попытка встретиться с Сергеем Масловым, вызвать его с «небесных сфер» на нашу не слишком уютную землю. Двадцать лет прошло, как его не стало, семьдесят исполнилось бы, будь он жив. Сколько бы он еще напридумывал, насочинял за это время, сколько было бы смеха, сколько обид и переживаний… Но мы имеем только то, что он оставил, и не вправе считать, что этого мало», - рассказала один из кураторов выставки Елена Воробьева.
Карьера Маслова как живописца началась в конце 1980-х годов. В то время он был лидером художественной группы «Ночной трамвай», развивавшей направления ориентального мистицизма и стилистической эклектики.А позже примкнул к художественному кругу галереи «Вояджер» и стал его неофициальным идеологом, выбрав мифотворчество своим основным творческим принципом.
Согласно одному из придуманных Масловым мифов о себе самом, он покончил с собой, чтобы продлить жизнь поп-диве Уитни Хьюстон, с которой вел любовную переписку.
К слову, специально для выставки была реконструирована программная инсталляция Маслова «2003 год», состоящая из текстов, журнальных вырезок, живописного портрета американской певицы Уитни Хьюстон – кумира художника – и видеомонтажа кинофильма с участием Хьюстон «Телохранитель».
Оригинал видео Маслова, представленный как часть инсталляции на Первой годовой выставке Центра современного искусства Сороса (СЦСИ) «Самоидентификация: футурологические прогнозы» в 1998 году в Алматы, к сожалению, был утерян, и на выставке «Ловец снов» представлена реконструкция видеомонтажа, созданная согласно оригинальной концепции.
Известный портрет Хьюстон «Моя Уитни» кисти Маслова был привезен для выставки в Алматы из Музея изобразительных искусств им. семьи Невзоровых в Семее.
В числе других работ выставки реконструированная инсталляция «Байконур-2», состоящая из юрты-ракеты и слайд-шоу, которая показывается в Алматы впервые. А также картины, рисунки, литографии и объекты Маслова,.
В частности «Инаконабула» – книгу, сшитую самим художником из его живописных работ.
Впервые объект был показан на выставке СЦСИ «Пир духа» в 2001 году в Алматы. По окончании выставки СЦСИ передал экспонаты в Павлодарский областной художественный музей. «Инаконабула» показывается в Алматы впервые за 20 лет.
Во время вернисажа выставки прошел перформанс Маслова «Инструкции по выживанию для граждан бывшего СССР» с участием известной казахстанской группы «Меццо».
Перформанс предлагает альтернативный вид существования в условиях суровой окружающей действительности и был показан Масловым в «Казах Бизнес Клубе» в Алматы в 1998 году. На вечере приглашенные Масловым гости слушали итальянскую арию в исполнении молодого оперного певца, который, закончив петь, вынул листовки с текстом художника «Инструкции по выживанию для граждан бывшего СССР» и разбросал их среди публики.
В «Инструкциях» давался ряд комических советов о том, как выжить в условиях экономической депривации 1990-х годов, включая продажу офисной мебели и сдачу бутылок. В рамках выставки было опубликовано и переиздано несколько книг, включая книгу «Маслов», в которой были опубликованы статьи участников конкурса на лучшую статью о Маслове. Конкурс был проведен галереей «Вояджер» в 1996 году.
Книга в кожаной синей обложке, изначально вышедшая тиражом 15 штук, была переиздана с сохранением оригинальных шрифтов, последовательности и рисунков Маслова, и дополнена новым текстом куратора выставки «Ловец снов» Елены Воробьевой. К выставке также перевыпущен неоконченный роман Маслова «Звездные кочевники» и будет издан каталог со статьями искусствоведа Алексея Улько и Елены Воробьевой.