Казахстанская студентка Лондонской школы экономики Айгерим Толеуханова продолжает рассказывать читателям Esquire.kz о своей учебе в одном из самых престижных университетов мира. На этот раз письмо про искусство писать эссе и сдавать экзамены, не упав в обморок и не сойдя с ума.
Заканчивается последний летний семестр моей учебы в Лондонской школе экономики – остается только самостоятельная работа над диссертацией. Эти девять месяцев пролетели очень быстро и одновременно были самыми насыщенными в моей жизни. Именно здесь я отточила навыки двух важных вещей – ценить время и уметь фокусироваться/фильтровать важную информацию. Именно времени всегда не хватает, чтобы прочитать и понять все, что хочется или требуется, а если время есть, то огромное количество информации, которую нужно переработать и написать то, что важно, без навыка фокусировки и фильтрации не имеет смысла.
Сложно фокусироваться длительное время, читая нудный текст и не отвлекаясь на социальные сети и другие заманчивые вещи. Некоторые студенты во время экзаменов и дедлайнов даже принимают специальные таблетки, которые помогают сохранять сосредотаченность в течение 10-15 часов. Я позволила себе, максимум, энергетики и кофе, оставшись однажды в библиотеке на 23 часа. Я читала, пила, писала эссе, потом опять читала, пила и писала. Некоторые психи приходят в библиотеку аж в 5 утра, чтобы найти свободное место, потому что к 7-ми часам все места в четырехэтажной библиотеке заняты.
Так что за время учебы я узнала много не только о моей специальности и жизни в Великобритании, но также о 101-ом методе, помогающем лучше запоминать информацию и готовиться к экзаменам.Мне понравилось учиться в Англии. Здесь ценят креативность, и никто не ставит рамки, что есть правильно и неправильно. Здесь дают столько свободы выбора, что порой она становится в тягость. Никто не говорит как правильно писать эссе, сколько нужно цитирований для «хорошего» эссе, на что делать упор. Я часто слышала как многие студенты буквально пытали профессоров вопросами, ну скажите, какой длины должен быть текст для анализа? Сколько интервью будет достаточно для диссертации? Как правильно готовиться к экзаменам? И так далее, на что ответ всех профессоров был примерно одинаковый: используйте свое собственное суждение. И ты, используя свое суждение, вся в сомнениях, «правильное» ли оно, пишешь эссе. Здесь ценится умение думать и анализировать, а оно приходит с усидчивостью много читать и глубоко копать дальше, если чего-то не понимаешь. Эссе оценивается по логике, ведь когда ты пишешь, всегда можно понять, где логика несколько слабовата (неубедительный/нелогичный аргумент), а где ты звучишь вполне убедительно. Только когда я поняла это, каким-то чудесным образом начала получать высокую оценку «Distinction» по разным предметам. После окончания второго семестра начался летний, где уже не было уроков, только написание эссе и подготовка к экзаменам. Это период, когда в университете появляются разные приятные бесплатные вещи – еда, сладости, массаж, развлечения, или, например, возможность погладить пушистую собаку. Так университет заботится об эмоциональном и психологическом состоянии студентов, которое в этот период обычно нестабильное. Помню, многие друзья были в панике: столько экзаменов, а они не готовы, кто-то посещал кабинет психолога, у кого-то высыпала сыпь от нервов, другие пили успокоительные. Я и сама была близка к срыву и под конец уже сомневалась, смогу ли вообще закончить этот универ. Но мне удалось взять себя в руки. Готовиться к экзаменам сложнее чем писать эссе на заданную тему, ведь ты не знаешь какие именно вопросы попадутся и у тебя всего всего два часа на два эссе, а выбрать нужно из пяти и более вопросов. При этом нужно помнить в голове всех авторов, написавших про определенные понятия, связать их между собой за очень короткий срок, и еще успеть развить собственный аргумент. На подготовку к одному экзамену я столько всего написала, что за неделю закончились четыре ручки, и еще пришлось три раза делать краткую версию краткой версии, чтобы все запомнить. Этот экзамен прошел довольно легко, поскольку я хорошо подготовилась, чего не скажешь о пугавшем меня экзамене по статистике. Единственный обязательный предмет не по моей специальности, который я меньше всего понимала. Чтобы понять статистику, пришлось пропустить через себя и запомнить 600-700 страниц текста и тестов, а также задавать глупые вопросы гуглу и смотреть статистику для чайников в ютубе. В итоге мне удалось ответить на все вопросы. Хотя рядом одна девушка упала в обморок, а после многие студенты жаловались на сложность и писали петиции, чтобы снизили проходной порог, сейчас надо набрать как минимум 50 процентов баллов, чтобы пройти курс.
Главная жалоба – вопросы на экзамене были такие, которые мы не проходили.Однако зная, каково это – учиться в ЛШЭ, где на лекциях и семинарах в принципе дают только самые поверхностные знания и делают упор на самообразование, этого стоило предвидеть. Но не думайте, что я только и делала, что училась. У меня была еще «жизнь», честное слово! Было время немного путешествовать, тренироваться, гулять с друзьями, а также заниматься волонтерством. В начале 2018 года я записалась волонтером в комиссию «LSE Truth Trust and Technology», созданной департаментом Медиа и Коммуникации в целях исследования проблем публичной информации, в частности проблемой фейковых новостей, возрастающей силы таких платформ как Фейсбук, Гугл в формировании информации. Эта комиссия, как и многие комиссии, созданные в ЛШЭ, нацелены на самые высшие эшелоны власти, такие как парламент Вестминстера. Здесь приглашают различных экспертов, работников Гугла, Фейсбука и других платформ, депутатов парламента, профессоров разных университетов Великобритании и Европы, чтобы обсудить вопросы, которые впоследствии в виде отчета будут отправлены на рассмотрение парламента. Моя роль заключалась в том, чтобы делать краткий отчет с таких сессий. На одной я встретила преподавателя из одного лондонского университета, в который я тоже подавала, так как там одна из лучших программ по журналистике. Мы с этим профессором разговорились о журналистике в Великобритании, и я рассказала о Казахстане, но он, видимо, ничего не знал про мою страну и единственный вопрос, который я услышала: «У тебя такой хороший английский, где ты его выучила?». Он мог бы задать любой интересный вопрос, но что это такое, «где ты выучила английский»? Словом, я рада что поступила в ЛШЭ, мои профессора такой вопрос точно не зададут. Также брала интервью у своих профессоров для университетского блога и узнала много такого, о чем на уроке поговорить просто некогда. На одной сессии по онлайн политическим коммуникациям я, к примеру, узнала, что во Франции до выборов действует запрет на политическую рекламу в Фейсбуке, также как и для СМИ. Может быть, нам в Казахстане нелишне перенять это?