В начале декабря 2022 года британский киножурнал Sight & Sound представил обновлённый список 100 величайших фильмов всех времён, первое место в котором заняла картина «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080».
Данный рейтинг обновляется раз в десять лет и основывается на результатах опроса профессионалов в области кино со всего мира. Несмотря на неожиданный выбор журнала, критики единогласно пришли к выводу, что картина заслуживает первое место в списке лучших фильмов всех времён. Мы же хотим рассказать, почему вам следует посмотреть «Жанну Дильман» и почему это самый феминистский фильм XX века.
Продолжительность «Жанны Дильман» составляет аж три с половиной часа, но все события фильма можно описать в одном коротком предложении: «Одинокая мать занимается повседневными делами на протяжении трёх дней». Так, зритель наблюдает за бытовыми проблемами главной героини, будь то мытьё посуды, покупка продуктов или чистка картошки. Постановщица картины Шанталь Акерман уделяет огромное внимание каждой из этих сцен, заставляя зрителя проникнуться тяжестью и монотонностью жизни Жанны. Мы сидим с ней в маленькой кухне, наблюдая за тем, как она готовит ужин. Мы ждём следующей сцены, но она не наступает, пока вся картошка не будет почищена, а посуда - не помыта. Так, фильм не просто говорит о проблемах современной женщины, а заставляет нас чувствовать каждое мгновение этой нескончаемой рутины, через которую проходит любая домохозяйка в этом мире.
Постоянные домашние хлопоты потихоньку убивают в Жанне личность, создавая вместо этого человека-функцию. Зритель воспринимает Жанну как уборщицу, кухарку и мать, но не как женщину. Ни один из персонажей фильма ни разу не называет её по имени, что снова подчёркивает постоянное пренебрежение, исходящее от общества по отношению к ней. Жанна стала человеком-функцией и в личной жизни, ведь она зарабатывает деньги, занимаясь сексом с незнакомыми мужчинами, пока её сын находится в школе. Наконец, излишне длинное название фильма, состоящее из имени главной героини и адреса проживания, ещё раз говорит о функциональности Жанны, нежели о её личности. Совокупность всех этих элементов создаёт образ женщины, которой приходится из раза в раз жертвовать своими интересами ради благополучия мужчин, будь то её сын, дневные клиенты или же бывший муж.
«Жанна Дильман» — это одна из самых феминистских работ в истории кино. Картина пытается понять, может ли женщина, превратившаяся в человека-функцию, снова стать личностью. Уже к середине фильма, Жанна начинает отходить от своего быта. Так, во время мытья посуды она случайно роняет чистую вилку на пол. В большинстве фильмов зрители могли бы не обратить внимание на такую мелочь, но не в «Жанне Дильман». В её жизни, где каждое движение выверено и расписано по минутам, любое изменение, будь то переваренная картошка или упавший столовый прибор, становится трагедией. Такие маленькие ошибки и приводят к тому, что Жанна решает выбраться из клетки, в которую её загнало общество. Делает она это самым неожиданным, а оттого жизнеутверждающим образом.
«Жанну Дильман» стоит увидеть всем, вне зависимости от пола, социального класса или национальности. Смотреть его нужно вдумчиво, не отводя взгляд от экрана. Иначе зритель рискует не понять идеи, вложенные Шанталь Акерман. В таком случае фильм может превратиться из глубочайшей трагедии о жертвенности в непонятную историю о готовке домашней еды.
«Жанну Дильман» нужно посмотреть, чтобы ещё раз поговорить на тему притеснении женщин в обществе. Такие проблемы универсальны для любой страны с разницей, что где-то их становится только больше (сразу на ум приходят массовые протесты в Иране). Возможно, понимая важность феминистского кино в нынешнее время, в Sight & Sound выбрали картину «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» лучшим фильмом всех времён, а критики, несмотря на неожиданное решение, всецело поддержали журнал за такой смелый шаг.
Автор: Oraz Kereibayev