Made in Kazakhstan: какие отечественные картины засветились на "Берлинале"?


Этот кинофестиваль в отличие от Sundance проходит оффлайн - и не только с показами, пресс-конференциями и церемониями. Была и красная дорожка, правда с масками и жесточайшими требованиями к прививкам. 16 февраля объявили победителей (“Золотой медведь” уедет в Каталонию), но само кинодейство завершится лишь 20-го. Роман Райфельд присмотрелся к казахстанским участникам одного из самых влиятельных киносмотров года. Тем более, что наши без наград не остались.

Из-за ковида количество фильмов-участников урезали на 25% по сравнению с 2020 годом - всего-то 256 полнометражек. Открылось все премьерой “Петер фон Кант” Франсуа Озона, режиссера. Его работы интересны по умолчанию, даже если это всего лишь интерпретация почти одноименного фильма Фассбиндера (1972). Француз просто пересмотрел картину своего немецкого учителя, работы которого обожает и... понеслось. Синопсис, ОЗОНирующий Альмодоваром: о режиссере, увлеченном молодым актером.

Также стоит обратить внимание на “Рабие Курназ против Джорджа Буша мл.” (реж. Андреас Дрезен). Это почти документальная история домохозяйки из Бремена, выигравшей суд у экс-президента США, заключившего ее сына, немецкого турка за якобы связь с Талибаном в тюрьму Гуантанамо.

Стоит взглянуть и на российского участника “Продукты 24” (реж. Михаил Бородин, реальная история без хэппи-энда женщины, попавшей в магазинное рабство) и на “Позвони Джейн” с Элизабет Бэнкс, Сигурни Уивер и Кейт Мара - об абортах, Америке 60-х и нарождающемся феминизме. Но для нас любопытнее три достойных кинопродукта Made in Kazakhstan, что также засветились на 72-м “Берлинале”.

“Акын” (“Poet”)

В программе “Форум” зрители знакомились с работой мэтра Дарежана Омирбаева (“Кардиограмма”, “Киллер”, “Шуга”, “Студент”). Творец, несмотря на весь свой талант, не в силах выжить в мире победившего многоуровненого маркетинга. Главный герой и очкарик Дидар пишет стихи, которые не в состоянии его прокормить. Весь день он кряхтит редактором мало кому нужной газетки, а рифмы нанизывает на строчки строго по утрам. Главную роль в картине исполнил вокалист группы “Жiгiттер” Ердос Канаев.

У серьезного казахского режиссера и раньше кризис был если не центром, то фоном основного повествования. Так вышло и на этот раз. Речь о полном коллапсе. Он происходит как креативной сфере, так и в экономике, и в душе одного маленького человека. Кто-то спорит о судьбе казахского языка, кто-то не отрывает глаз с дисплея смартфона. XXI век рулит и плавно ведет человечество к пока еще не такому скорому, но закату. Режиссер умело вплетает в канву своего модернового нарратива историю казахского поэта XIX века Махамбета Утемисова, борца за независимость времен царской России. И, разумеется, делает это не со скуки. Омирбаев предлагает протагонисту, отправившемуся на литературные чтения и вдохновленному историей великого акына, сделать выбор и решить, как же остаться человеком во всем этом чуждом его нутру мире.

Раньше Омирбаев писал сценарии по мотивам Толстого и Достоевского. А в этой картине обратился к рассказу другого мастодонта литературы Германа Гессе «Авторский вечер». Минувшей осенью режиссерская работа над “Аыкном” была отмечена призом Токийского кинофестиваля. Это не удивительно, ведь работы Омирбаева благодаря их высокому уровню частые участники и призеры международных кинофестивалей.

https://www.youtube.com/watch?v=JSCz1OAlGn4

Счастье” (“Happiness”)

Другая картина из Казахстана представлена в Берлине этого года в рамках программы “Панорама”. Ее создатель - 38-летний режиссер Аскар Узабаев (“Коктейль для звезды”, “Жол”, “5 причин не влюбиться в казаха”, “Казбат”).

У героев “Счастья” нет имен, лишь социальные роли. Главная героиня (ее сыграла Лаура Мырзахметова) выступает с мотивирующе-продвигающими спичами перед женщинами, призывая их не бояться, стать свободными, сильными, счастливыми, а заодно прикупить косметики для ускоренного осуществления задуманного. Но счастлива, свободна и смела ли она сама? Она страдает от супруга-насильника, глядя на свое отражение в зеркале, пряча синяки под ярким одеянием. Одно она осознает точно: такая же “счастливая” жизнь и у ее дочери, только что вышедшей замуж.

Узабаев, как и Омирбаев, дельно использовал отсылки к истории в этой на первый взгляд современной бытовой драме. Сделал он это через существующие многие века и удручающие отсутствием здравомыслия мизогинистические казахские ритуалы. Не случайно продюсером картины (одним из) выступила Баян Максаткызы, почти 6 лет назад сама пережившая покушение на убийство со стороны своего экс-супруга, отбывающего ныне срок в колонии строгого режима.

https://www.youtube.com/watch?v=5sj8qvl2lF8

“Схема” (“Sсheme”)

Третья казахская лента, которую смогли видеть зрители программы - “Поколение”. Это продукт выпускника New York Film Academy Фархата Шарипова (“Сказ о Розовом зайце”, “18 килогерц”, “Тренинг личностного роста”). Сценарий он, как и два его предыдущих соседа по этому материалу, написал собственноручно.

«Это разве не странно прийти, покушать, побухать, еще и десятку за это получить?» - гласит одна из ключевых фраз полнометражки, достойная стать ее тэг-лайном. Девочки играют. Такие сюжеты про “играющих” в жизнь подростков были модными в конце 80-х в советском кинематографе - все эти маленькие Веры и плюмбумы. Новое время вернуло их в список актуальных. В основе сюжета реальные истории алматинских подростков о наркотиках. А также о том, как подуставшие от женушек обеспеченные дяденьки развлекаются с девчушками, что им в дочки годятся.

Сам режиссер считает “Схему” продолжением своих же “18 килогерц”. Жизнь подростка в современном казахском мегаполисе шокирует простотой, естественностью и будничностью своей грязи. Не даром рабочее название фильма - “Хардкор”. Главные роли в картине сыграли доселе не снимавшиеся Виктория Романова (Маша) и Таир Свинцов (“красава” Рэм, он же организатор подросткового сутенерства). Возможно, кинолента и выйдет в казахстанский прокат. Но произойдет это не раньше осени, если верить сообщению центра Kazakhcinema, при содействии которого фильм и появился. А пока у “Схемы” даже нет доступного публике трейлера. Несмотря на это, картина получила приз Берлинале в одной из двух секций программы “Поколения”, который может быть приравнен к гран-при.

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше