«Мальчик в голубом» и черные денди

Как перекликаются вестерн Квентина Тарантино и тема нового MET Gala.


«Джанго освобожденный»
Кадр из фильма «Джанго освобожденный»

Вне зависимости от того, смотрели ли вы «Джанго освобожденного», роскошный голубой костюм с бантом видели наверняка. Его яркость и диссонанс с брутальным образом главного героя вызывает сразу целую гамму эмоций: кому-то образ кажется просто смешным, кому-то — издевательским, кому-то — ироничным. Можно решить, что Джанго выбирает такой наряд, чтобы показать абсурдность себя в роли валета. Или что это социальный комментарий: он, в одежде привилегированного класса, избивает своих бывших надсмотрщиков, одетых в простецкие вещи.

«Мальчик в голубом» и черные денди

Создатели фильма не сильно проясняют картину: мы знаем только, что это действительно референс к картине «Мальчик в голубом», и что режиссеру его предложила художница по костюмам. Вторая очевидная причина выбора, как минимум, цвета костюма — его контраст с рыжими и желтыми красками американского Юга. Эти два элемента красиво оттеняют друг друга: Джанго не сливается с пейзажем, он противопоставлен ему во всех смыслах.

Тарантино оставил свободу интерпретации образа широкой публике, и любое его восприятие, скорее всего, верно одновременно: ирония, шутка, социальный комментарий итд. И я хочу добавить к этой внушительной стопке смыслов еще один — моду.

«Мальчик в голубом» и черные денди

MET Gala оказалась в заголовке статьи не просто так: в этом году ее тема – «Тончайше: выкраивание черного стиля» (Superfine: Tailoring Black Style). Выставка и благотворительный вечер будут посвящены «черным денди» - африканским дизайнерам, художникам, моделям и другим культурным деятелям, которые внесли вклад в формирование уникального, утонченного «черного стиля», переосмысливая вместе с этим мэйнстримную моду.

«Мальчик в голубом» и черные денди
Ике Уде и инсталляция Йинки Шионбаре

Эту тему подробно разобрала Моника Миллер — она курирует выставку в этом году — в своей книге «Рабы моды» (Slaves to Fashion). Книга интересна тем, как много внимания в ней уделяется причинам возникновения уникального «черного стиля», возникшего на стыке африканской и европейской культур, и омраченного периодами рабства и сегрегации. Ценность одежды растет кратно, когда все, чем человек может обладать, должно перемещаться вместе с ним; когда одежда — способ что-то сообщить о себе миру без слов.

Именно одежда была тем, что, помимо цвета кожи, отделяло хозяев от слуг, свободных граждан — от рабов. Беглые рабы в первую очередь стремились раздобыть себе новые вещи (если не крали их сразу во время побега), или перешивали свои: расширяли рукава, добавляли карманы, манжеты в сюртуки. Это был фундамент смены самопрезентации в мире.

«Мальчик в голубом» и черные денди

Поэтому одежда Джанго так важна символически: она проходит путь героя вместе с ним, иногда становясь аналогом шкуры зверя (его первый и последний образы сняты с поверженных врагов), а иногда — признаком поиска своего места в мире, как голубой костюм. Джанго то ли на самом деле иронизирует, то ли наоборот, пытается сыграть в игру, где он — не бывший беглый раб, а привилегированный юноша, в кружевах и парче, никогда не знавший тяжести изнуряющего труда.

В любом случае, этот образ транслирует очень сильную инаковость, и именно это — ключевая характеристика, по мнению Моники Миллер, всех «черных денди». Они априори другие, выпадающие из типичной системы координат с хозяевами и рабами, так как у них цвет кожи вторых, но они одеваются и держат себя как первые. Одежда — то, что позволяет денди скользить по социальной лестнице и двигать границы классов. Но у этого есть своя цена: оторванность сразу от всех сообществ, когда среди своих они становятся чужими, а среди чужих все еще остаются «диковинкой».

«Мальчик в голубом» и черные денди
Проект “Дневник викторианского денди” Йинки Шионбаре

Джанго не сталкивается с конкретно этой проблемой – он, как-никак, герой вестерна, а не какой-нибудь Дориан Грей. Тем показательнее, что даже в его истории находится место подчеркиванию значимости одежды и впечатления, которое она производит.

А во всей красе «черных денди» и их виляние на моду мы увидим, традиционно, в первый понедельник мая (Время начала красной дорожки: около 17:30 по восточному времени США,  23:30 в Казахстане, — прим.ред). Возможно, голубой костюм Джанго тоже будет среди нарядов MET Gala, кто знает? Будем наблюдать.

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше