Не так давно казахстанский скрипач-виртуоз и дирижер Марат Бисенгалиев выступил в Алматы вместе с 9-летним пианистом-виртуозом из Индии Ааяном Дешпанде. Мальчик играет на фортепиано и является учеником Музыкальной академии симфонического оркестра Индии. Также 20 мая тысяча музыкантов одновременно выступили в столице на сцене театра «Астана опера». Автором сценария столь сложной программы стал сам маэстро. Мы поговорили с ним о молодых талантах, современных трендах, авторских правах и о том, как музыкантам угрожает искусственный интеллект.
Марат Саметович, как вы познакомились с Ааяном и начали поддерживать его?
Этот мальчик прослушивался в Индии, хотел поступить в Академию. Случай очень интересный. Комиссии казалось, что у него совсем нет слуха. Он не смог спеть ноты, как-то показать нам, что может их отличить. Единственное, что он мог показать, что уже умеет играть на фортепиано. Он постоянно смотрел уроки музыкантов на YouTube, и это завораживало его. Мы приняли его в Академию и его учителем стала Аида Бисенгалиева.
Сейчас Ааян виртуозно играет на фортепиано, но при этом ему до сих пор сложно на уроках сольфеджио и хора. То есть, например, в музыкальную школу в Казахстане или в любой другой стране его бы не приняли. Тогда я подумал о том, сколько юных талантов остаются незамеченными! Думаю, взрослым чаще нужно обращать на это внимание.
Вот такая необычная история об индийском мальчике с почти казахским именем Ааян. Мне кажется, в нем есть что-то от космоса, от Бога. Потому что чувству музыки его никто не учил. Это пришло к нему извне – от высших сил. После того, как слышишь, видишь таких детей, не верить в это сложно.
Как молодые таланты в целом чувствуют себя в Казахстане?
Нам очень повезло, что у нас есть музыкальные традиции. В Казахстане сильная школа подготовки музыкантов, и важно сохранить эту систему. Формула успеха казахстанского исполнительского искусства была заложена еще в 60-80-е годы.
Сейчас казахстанская культура дает много интересных феноменов – Димаш Кудайберген, Скриптонит. Хотя я, конечно, и далек от творчества Скриптонита, но не отрицаю, что это яркий феномен.
У казахстанских исполнителей на самом деле много триумфов. Например, Данэлия Тулешова, которая покоряет музыкальные шоу в США. Если говорить о классической музыке – это пианист-виртуоз Алим Бейсембаев. Он выиграл самый престижный конкурс пианистов в Лидсе и мне кажется, сейчас у него действительно нет равных.
Насколько музыканты чувствуют себя социально защищенными в Казахстане?
К сожалению, музыкант – очень низкооплачиваемая профессия. И в Казахстане эта проблема стоит очень остро. Они работают, потому что любят, обожают свою профессию. Но в финансовом, социальном плане музыканты совсем не защищены. В Советском Союзе эта профессия ценилась намного больше, и я надеюсь, что мы к этому вернемся.
А как обстоят дела с проблемой авторских прав?
Я бы сказал, что сейчас наблюдается какое-то «брожение» в этой сфере. Современные медиа развиваются быстро, и законы за этим не успевают. Сейчас есть немало пробелов.
Появляются даже компании, которые занимаются «музыкальным рэкетом». Пользуясь пробелами в законе, они требуют от тебя денег за якобы нарушения авторских прав. Несколько раз столкнулся с такими компаниями. Но когда начал «докапываться» до сути, они исчезли. Не иначе как «рэкетом» я это назвать не могу.
Несколько месяцев назад в СМИ проходила информация о том, что вы и композитор Карл Дженкинс собираетесь судиться с Нуртасом Адамбаем по поводу использования мелодии «Дударай» в фильме «Аким». Удалось ли как-то разрешить дело?
К сожалению, нет. Судиться с Нуртасом Адамбаем теперь планирует музыкальная компания Boosey&Hawkes.
Конечно, хотелось бы решить дело в мирном русле. Думаю, у нас есть уважение друг к другу, как к землякам и представителям сферы культуры. Но авторские права – это всегда важно для музыкантов, поэтому такие ситуации возникают, и их нужно разрешать, чтобы чувствовать себя защищенным. Осознавать, что твое творчество ценится, что у произведений есть авторы.
Как вы относитесь к современным медиа, к таким явлением, как хайп, хейт и как современные тренды влияют на музыку?
У современных медиа есть немало плюсов. Сейчас так легко пройти мастер-класс у выдающихся музыкантов на YouTube и других платформах. Но проблема в том, что подростки часто уходят в виртуальный мир, и это опасно. Талантливая молодежь очень нужна в реальном мире.
И еще я бы говорил не только о современных медиа, но и о более масштабном вызове – искусственном интеллекте. Мы идем к тому, что он заменит многие профессии, возьмет на себя важные функции. И кто кого в итоге будет контролировать?
Недавно Илон Маск призвал приостановить разработки в этой сфере, и я его поддерживаю. Мне кажется, что человечеству нужно сделать паузу и посмотреть, куда это может привести.
Какое отношение искусственный интеллект имеет к музыке?
Сейчас все чаще люди используют семплы. Семпл — это живой звук, сделанный компьютером. С помощью семплера – электронного музыкального инструмента – можно воспроизвести самые разные звуки.
Например, церковный органный звук, звучание оркестра, любые музыкальные инструменты. И все это звучит вполне реально. Специалисты поймут разницу между компьютерным и живым звуком, но вот обычный человек… И иногда от этого становится страшно. Ведь в музыке, как и во всем другом важна наша душа. Те чувства, которые мы испытываем, которыми делимся.
Мне кажется, сейчас нам важно ценить и сохранять настоящее. Живую музыку, личные встречи, окружающие нас звуки, разговоры, искренние эмоции.
Скоро у вас состоится концерт в Лондоне. Планируются ли новые проекты в Казахстане?
Да, хотелось бы сделать что-то интересное с талантливыми музыкантами. Такое же масштабное, как мы сделали этой весной на сцене «Астана Опера». Я много гастролирую, но хотелось бы делать оригинальные проекты с оркестром в Казахстане на регулярной основе. Мне нравится, когда музыка, искусство, эмоции объединяют людей. И так должно быть всегда.
Беседовала Илона Соколова