Казахстанский специалист Айнур Абсеметова, работающая в Малави по линии ООН, рассказывает читателям Esquire.kz о проблемах супружеских в этой африканской стране.
Не получается у меня писать постоянно на захватывающие и экзотические темы. Решила написать про серые будни.
- Айнура, ты че сегодня после работы делаешь? Я буду в «Стамак», подтягивайся, - пригласила Ямикани, собирая ноутбук в рюкзак.
Сегодня пятница – мой любимый день, когда мы работаем только до часа. Ощущение, будто отпустили с уроков. Обычно я использую оставшееся до вечера время на покупку продуктов. Но иногда, как например сегодня, «подтягиваюсь» к Ямикани и ее подругам в бар с двойным названием. С одной стороны он называется «Ньяса Лэнд» (мясная страна), и позиционируется как кафе азиатской кухни. А с другой, над входом висит табличка с названием «Stamak», именно с таким правописанием. Я сначала думала, это слово означающее «желудок», написанное с ошибкой, оказалось, нет. Стамак и все тут. Бар-кафе с двойным названием с двух разных сторон является любимым заведением Ямикани. Хотя в остальном тут все как обычно, можно поесть, выпить и пообщаться шумной компанией.
С Ямикани обычно пара подружек: либо Ани с Чиконди, либо Ани с Бонги. Я еще ни разу не видела Ямикани без Ани, даже в ее собственном доме. Ани и няня для ее детей, и «трезвый водитель» и верный оруженосец – всегда рядом, даже если мы собираемся с коллегами. Для таких случаев у Ани под рукой телефон, в который она утыкается и сидит часами. Ани удивляет – такая неразговорчивая, неприхотливая и верная подруга...но не все подруги у Ями такие.
Ямикани представляет меня своим подругам одинаково занимательно: Знакомьтесь, это Айнура, вторая Ямикани. И всем все понятно, без развернутого рассказа о том, кто я такая. Быть «как Ямикани» означает быть самодостаточной женщиной с детьми без мужа, у которой карьера на первом месте. А еще я также как она живу с мамой, которая помогает мне по дому. Посидев несколько раз в компании Ямикани и подружек, я поняла, что такая позиция и самодостаточность – редкий случай для малавийского общества. Поэтому женщины подобного склада держатся особняком. Почти у каждой подруги похожий сценарий, с единственной разницей – род деятельности для зарабатывания на жизнь. Вышла замуж в 20-22 года, родила детей (чаще всего двоих-троих), через пять-семь лет совместной жизни муж начал гулять, а любовница открыто демонстрировать обществу статус второй жены (а иногда и первой), после чего жена уходит от мужа с детьми на руках, оставляя ему буквально все. Оставшись без ничего, женщина ударяется в карьеру, выстраивает новый дом, ставит на ноги детей и начинает вести свободную жизнь свободной женщины в несвободном обществе. Статус «разведенки» и здесь не сладкий. Бывшие мужья после несколько лет независимой жизни вдруг начинают искать возможность вернуть жену в семью и все ради детей. Подключаются бывшие сестры-золовки и свекрови, церковный пастырь начинает стыдить…
Сегодня к нам присоединилось больше девушек чем обычно. Ближе всех ко мне сидела Миуа. После второго бокала хорошего южноафриканского сидра, она как водится, начала рассказывать про свою судьбу, вполне типичную, только более лихо закрученную. Вышла замуж совсем юной, без кола, без добра и без образования. Быстро родила двойню, а через некоторое время муж ушел к другой, оставив ей дом, но с условием: живи до тех пор, пока тут живут мои дети и никаких новых отношений. Официального развода нет, формально Миуа все еще замужем за отцом своих детей, он их содержит, оплачивает за обучение и отправляет продукты. Только женщина ничего не получает. Сначала она вынуждена была просить деньги у бывшего мужа на себя, потом начала искать подработку. Все было безнадежно, пока ей не повстречалась Ямикани. Она стала помогать заказами, и Миуа стала успешной челночницей, мотаясь в Иоханесбург за шмотками и продавая в Лилонгве. Сейчас Миуа все еще живет в «мужнем» доме, но потихоньку достраивает собственный, куда планирует переехать и сразу же подать на развод. Миуа сетует, что за это время ей уже не интересна личная жизнь, она просто хочет быть свободной. Она мечтает, как отправит подросших детей учиться за рубеж, а сама станет жить в своем доме, на свои средства и без оглядки на других. Единственное, что ее беспокоит – дети, которые приняли сторону отца, и как ей кажется, против ее свободы.
По мере развития вечера, женщины продолжали делиться наболевшим. У одной парень находится в Танзании, виделись они всего лишь раз, но он уже контролирует каждый ее шаг по ватсапу. Второй приглянулся сосед, тоже разведенный. Наша девичья компания хором одобрила его фотографию. Высокий, подтянутый, самостоятельный и к тому же моложе нашей подруги на пять лет. Третья вздохнув, рассказала, что рассталась с предыдущим кандидатом в мужья потому, что он уже… женат. Когда пара почти приняла полюбовное решение, объявилась законная супруга и начала бомбить на вотсап и выслеживать в соцсетях. Наша компания приняла решение: отправить такого жениха в бан.
Через сутки после памятной вечеринки я списалась с Миуай. Оказалось, она не только привозит товар из ЮАР, но и занимается привозом свежей рыбы с озера. Я заказала дюжину больших чамбо – это местная рыба, похожая на леща, костлявая, но вкусная. Миуа привезла мне вместе с рыбой в подарок африканские женские набедренные бусы. Это знак женской дружбы. Раньше их дарили мужья и парни своим женам и возлюбленным, а сейчас все чаще – девушки друг другу. Начитавшись в интернете, я закидала Миуа вопросами об особенностях и значении бус. Все оказалось гораздо прозаичнее, если раньше они и имели сакральный смысл, то он потерялся в веках. Сегодня точно известно только то, что их надевают девочкам с рождения и каждый год любимая тетя дарит новые бусы по мере роста. Здесь верят, что ношение бус формирует красивые бедра и помогает женщине ощутить свою женскую силу. Верят, что мужчины не могут устоять перед женщиной в набедренных бусах. Однако мужчины на мои расспросы о роли бус в сексуальных отношениях африканцев смущались и мямлили, что это просто традиции.
Скоро новая пятница, и Ямикани снова собирает своих девчонок. Значит, обсудим последние новости. Говорят, у Миуи появилась надежда на развод, а у Чиконди опять драма – бойфренд уехал из страны. Пусть не все стабильно в личной жизни, зато девчонки есть друг у друга. Как сказала Ямикани: «Люблю наших женщин за то, что они не сдаются перед трудностями, а берут себя в руки и вперед. Ты понимаешь, что в Африке мужчина больше не является гарантией благосостояния, как было раньше? Таких как мы, самодостаточных женщин мало, нас не любят и боятся, но мы есть!»