Пока путешествия остаются роскошью из-за продолжающейся пандемии, открываем новые travel destinations в Казахстане. Подготовили для читателей Esquire гид по самой "буддийской" и невероятно аутентичной мечети в Южном Казахстане. Дисклеймер: много красивых фото!
Эта мечеть вызывает неизменный восторг и восхищение каждого, кто ее видит. Она уникальна. Говорят, что в мире есть всего три таких - в Кульдже, в Шанхае и здесь, в Жаркенте. Немного похожа на жаркентскую (из того, что я видела) дунганская деревянная мечеть в Караколе (Кыргызстан), но та гораздо меньше. И еще есть мечеть Бэйгуань в китайской провинции Ганьсу – в ее архитектуру тоже вкраплены буддийские мотивы, отличающие Жаркентскую мечеть: изящная, легкая конструкция, «летящая» крыша, напоминающая о китайских пагодах, искусная резьба и роспись, галерея с цилиндрическими колоннами без капителей, большой карниз…
Так что нам, казахстанцам, в особенности алматинцам, капчагайчам, талдыкугранцам, жаркентцам необыкновенно повезло.
Этот уникальный историко-культурный объект, как называют его путеводители – памятник девятнадцатого века, одна из ярчайших достопримечательностей Алматинской области. Мечеть притягивает удивленные взоры отечественных и зарубежных туристов своей удивительной архитектурой. И своей историей.
Впервые удивительную историю мечети (а теперь уже музея) я узнала несколько лет назад от местного гида. До этого были только отрывочные сведения, слухи, легенды… В Жаркенте, где находится мечеть, популярен рассказ: китайского архитектора, который ее строил, казнили сразу же по возвращению в Китай. А почему - версии расходятся. По первой – он применял «секретные» китайские строительные технологии, которые нельзя было никому раскрывать. По второй – китайцы его наказали за то, что самую красивую свою постройку он возвел не на китайской земле… Еще говорят, что эта мечеть – единственная сохранившаяся работа архитектора.
На территории мечети несколько уникальных объектов – собственно мечеть-жума, ворота со стрельчатой аркой, малая мечеть, помещения медресе. В настоящее время мечеть не действующая и является музеем.
Долгое время попасть в мечеть было сложно. Лет двадцать она была в состоянии перманентного ремонта. И вдруг ее открыли, в музее появились экскурсоводы… А мы, попав в Жаркент, первым делом отправились на экскурсию. Что и вам советуем сделать – интернет, конечно, вещь прекрасная, но не всегда стопроцентно надежная в плане достоверности исторической информации. А музейные сотрудники врать не станут.
В 1887 году на собрании мусульманской общины Джаркента (так город назывался до 1942 года, с 1942 по 1991 - это был город Панфилов, а сейчас - Жаркент) прозвучало предложение построить мечеть. Предполагают, что исходило предложение от жаркентского купца Вали Ахун Юлдашева. Он же выступил организатором сбора пожертвований и сам сделал взнос.
Архитектором пригласили китайского мастера Хон Пике (Хунь Пит, Хун-Ни, Хон Фид – в разных источниках его называют по-разному). Почему именно китайского? Так Китай тут рядом. А в Верном в те времена не было архитекторов и инженеров, которые были бы знакомы с тонкостями возведения мечетей.
Есть легенда, что китайский архитектор работал над этим проектом бесплатно – вроде как он очень хотел построить мусульманскую мечеть в китайском стиле, но в Китае ему не давали разрешения на это…
Конечно, стоил мечеть он не один – строителей собирали по всей округе. В качестве строительного материала использовали тяньшанскую ель. А это очень надежный строительный материал, на столетия, конечно если древесину правильно сушить. Фундамент – глиняный. Глину свозили сюда со всей округи, тщательно уплотняли и выравнивали. И ждали, пока она высохнет до состояния камня. И только потом начали возводить постройку.
Стоит здание на деревянных столбах – их 122, и они соединены специальными балками. Гвоздей при строительстве не применяли, все деревянные соединения исполнены с помощью оригинальных вырубок. Для создания изогнутых элементов кровли, дающих эффект «парящей крыши», применяли специальную технологию - «Доу» и «Гун».
Доугун - особая система деревянных ярусных кронштейнов и изогнутых балок и кронштейнов в китайском дворцовом и храмовом зодчестве, поддерживающая вынос кровли. Служит своеобразной капителью столба - важным декоративным элементом.
И вот в 1892 году наконец-то мечеть была построена.
А в 1910 году, во время Кеминского землетрясения (оно считается сильнейшим известным землетрясением в Азии - 8,2 по шкале Рихтера) мечеть сильно пострадала - рухнули обе декоративные башни, упали навершия куполов, растрескалась крыша и стены.
А потом случилось еще бОльшее потрясение – революция. Мечеть, как и прочие здания религиозного культа по всей стране, закрыли.
В разные годы здание использовалось под склады, зернохранилище, общежитие. И постепенно приходило в упадок. Его даже собирались снести, но в конце 70-х здесь побывал первый секретарь ЦК КП КазССР Динмухамед Кунаев. Только после его прямого вмешательства в музейные дела здание мечети начали реставрировать и памятник был взят под охрану государства.
Длина мечети 54,5 метра, ширина 29 метров, высота башни-пагоды - 22 метра. Сейчас вся эта территория – музей. Ходить тут можно часами, любуясь роскошной центральной аркой, разглядывая башни-гульдасты, имитирующие минареты, купольные перекрытия и картуши с эпиграфическими надписями. Тут все дышит историей. Даже забор исторический. Западная сторона, куда обращены были лицом молящиеся, выполнена глухой кирпичной кладкой с витиевато-декоративным оформлением цоколя. Сейчас в музее полномасштабная реставрация, кстати. И это шанс увидеть здания сразу же в двух состояниях - «как было» и «как стало».
Но самое интересное все-таки внутри. Главный зал мечети когда-то вмещал около тысячи верующих. Туристов бы тоже смог вместить столько же, но как правило, туристы там гуляют небольшими компаниями, а то и в одиночестве.
И это очень сильное впечатление – находиться в огромном воздушной пространстве в тишине и покое.
Краски тут непривычное яркие, экзотические даже. Но вопреки логике это не выглядит аляповато, нет. Благодаря ажурной резьбе арабесок и затейливой росписи на арках и стенах зал кажется легким, художественно-изысканным. Орнамент в основном растительный, но есть и изображения животных и птиц - реальных и диковинных.
Внутри сооружения сто десять деревянных колонн. Они деревянные, покрытые сверху тканью, а потом и специальным составом – что-то вроде штукатурки. И вот результат – человек неискушенный и не догадается, что перед ним бревно. Потому что создается полная иллюзия каменного столба.
На одной из колонн увидела «надрез» на «каменном» покрытии. Оказалось, поверхность столба проковыряли специально во время визита президента: показывали высокому гостю хитрости старого здания.
У мечети два этажа, но на второй этаж сейчас экскурсии не пускают – несмотря на реставрацию и постоянный уход, деревянное здание все-равно подвергается действию времени и потихоньку разрушается.
Во дворе мечети прямо рядом с главными воротами когда-то находилось медресе. Четырнадцать комнат и хозяйственных построек. В советское время здание медресе годами было то жилым домом, то кинотеатром. А сейчас здесь расположены экспозиционные и рабочие комнаты музея. Музей с его экспонатами стал для меня самым большим открытием.
В этом архитектурно-художественном музее демонстрируется 525 экспонатов - декоративно-прикладное искусство казахов, уйгуров, дунган и других народов, проживающих в регионе.
Это одежда, предметы быта, утварь жителей приграничного региона прошлого и позапрошлого столетия. Восхищает ажурная работа ювелиров - браслеты, пояса с серебряными украшениями, подвески, серьги…
А еще тут целый зал макетов – они изображают памятники истории и архитектуры Казахстана. Макеты сделаны очень искусно, подробно, с уважением к деталям. Экспозиция составлена так, что в одном зале можно увидеть сакральные объекты разных регионов Казахстана – Арыстанбаб, мавзолеи Бабаджи-хатун, Омара и Тура...
Мавзолей Джучи хана, памятник 12-13 веков, 20 км от Кызылорды. Он был возведен над могилой старшего сына самого Чингисхана, великого полководца и завоевателя. Джучи был его любимым сыном, и ему при разделе завоеванных территорий досталось больше всего земель. Он умер лет в сорок, раньше своего отца. Тогда-то и начал строиться этот великолепный мавзолей с высоким порталом, украшенный изразцовыми плитами. Говорят, что глина для кирпичей в кладку замешивалась на кумысе, а обжиг происходил при помощи курдючьего сала. Потому-то и сохранилось строение до наших дней…
Мангистауский мавзолей Омара и Тура. Памятник архитектуры 19 века. Возведен был в 1897 году мастерами-братьями Дюйсенбаем, Умиром и Ордабаем Каражусуповыми. Легенда (опять легенда!) гласит, что степной богач по имени Омар из рода Адай начал возводить для себя гробницу еще при жизни: он захотел увидеть, как будет выглядеть его могила после смерти. Но мавзолей пустовал недолго: упав с лошади, погиб Тур, сын Омара. Поражает мастерство степных зодчих полуострова, которые для этого шедевра использовали местный камень: мавзолей сложен из плит и блоков известняка традиционным для этих безводных мест методом сухой кладки.
Удивительно, как тщательно и точно сделаны макеты. Они передают мельчайшие детали объектов. Не верите? Сравните! Вот макет самой мечети – вид со стороны главного входа.
А это макет храма Ильи Пророка. Сам же храм находится на соседней улице.
Да-да, этот храм является не только ровесником мечети (его начали строить в 1892 году), но и находится неподалеку – на соседней улице. Он тоже красив и ярок, как и соседняя мечеть, видимо, любят жаркентцы сочные, насыщенные цвета…
А еще он как мечеть (да и многие другие семиреченские здания конца 19-го века), построен из тяншанской ели. Стоит на каменном фундаменте.
Их судьбы похожи. Возводили оба здания на пожертвования верующих и по просьбе прихожан. Во время землетрясения 1910 года храм тоже пострадал, но выстоял – спасибо архитектору Сергею Тропаревскому за крепкую надежную конструкцию. В советское время здание использовали совсем не по назначению: сначала здесь организовали зернохранилище, потом клуб, а потом спортзал педагогического училища…
Церкви вернули это сооружение только в 1991 году. Здание отремонтировали, сохранив чудесную атмосферу старины и душевности, присущее храму. Здесь всегда много людей: приезжают поклониться местным святыням. К ним относятся мощи священномученика Василия и четырнадцати православных верующих, пострадавших с ним, а также некоторые реликвии святых людей и интересные иконы. А для кого-то это красивый туристический объект, памятник истории и ее свидетель.
Еще один удивительный макет – это копия мавзолея Бабаджи Хатун. Сам мавзолей находится далеко от Жаркента - в Жамбылском районе, в 18 км от Тараза, рядом со знаменитым мавзолеем Айша-биби. Кумбез Бабаджа-хатун - архитектурный памятник 11-12 веков. 16-ребристый зонтичный купол мавзолея уникален и не имеет аналогов в среднеазиатской архитектуре. С этим местом связана красивая и печальная древняя легенда.
…Хан Карахан влюбился в красавицу Айшу, но отец девушки бай Айгоже запретил молодым людям видеться. Айша убежала из дома и отправилась к любимому. Рассерженный отце послал за девушкой своих нукеров. Но они не смогли ее вернуть, она уже была рядом с рядом со ставкой хара Карахана, недалеко от Тараза. И тогда нукеры подговорили служанок Айши подложить змею в одежду госпожи, пока та купалась в реке. Змея укусила девушку, она умерла на руках Карахана… А ее няня Бабаджи-хатун недолго пережила свою госпожу. И умерла, оплакивая ее. Над могилами Айши-биби и Бабаджи-хатун хан Карахан воздвиг удивительной красоты мавзолеи…
Карагандинская область, памятник архитектуры середины 19 века - мавзолей Дузен-батыра, который участвовал в освободительном движении Кенесары Касымова. Мазар возведен в 1863 году по заказу брата Дузен-батыра Ердена. Это внушительное сооружение кубической формы с полусферическим куполом. В основе его портал с полукруглой аркой, которая с трех сторон обрамлена плиткой с изразцами. На некоторых кирпичах реставраторы нашли рисунки и надписи на арабском…
Дорога из музея – тоже историческая. Эти плитки помнят строителей мечети, по ним ходили люди 19 и 20 веков. И люди 21-го тоже ходят. Присмотритесь к этим плиткам, восхититесь работой старых мастеров! И самой плиткой восхититесь – им более ста лет, а они выглядят лучше новых!
В мире много необычных, ярких, запоминающихся музеев. Куда хочется вернуться, и каждый поход куда – отдельное в своей прекрасности путешествие. И Жаркентская мечеть – именно такой музей. Каждый раз – новое открытие, новый мир, новая вселенная!
Автор: Евгения Морозова
Фото: АПН