Миссия неисполним

 Вячеслав Половинко – о феномене массового почитания Димаша Кудайбергенова.

МЕССИЯ НЕИСПОЛНИМ

Третью неделю подряд Казахстан сходит с ума по пению Димаша Кудайбергенова – молодого паренька-вокалиста из Актобе, который очень хорошо выступает на конкурсе «I`m a singer» в Китае. По состоянию на начало февраля Димаш прошел три тура из четырнадцати (в конкурсе вообще достаточно сложная система – почти как в китайском «Поле чудес» из старого анекдота) и держит первое место в общем зачете. Куда важнее, впрочем, что он мгновенно вытеснил из общественного сознания всех остальных казахстанских исполнителей и сумел объединить в едином любовном порыве и завзятых «государственников», и «оппозиционеров» — причем в соцсетях Димаша даже больше, чем протестов против изменения 26 статьи Конституции. О СМИ и говорить нечего: куда там до Димаша переводу Тасмагамбетова в Москву с одной стороны и испражняющимся полицейским – с другой: Димаш в разы выпуклее и интереснее. Тут вам и история о том, что в Казахстане Димаша жюри отвергло; и рассказы о семье молодого певца и особенно о его бабушке, внимательно следящей за внуком через интернет; и, конечно, целая россыпь новостей о каждом следующем шаге исполнителя на конкурсе. Ну и куда же без споров о том, кто лучше: Витас или Димаш. В общем, ни дня без строчки.

Конечно, это все достаточно быстро пройдет: в наше время тренда, век недолог – а музыкального и подавно. Стоит Димашу вдруг вылететь из конкурса (чего, конечно, произойти не должно: чем дольше он там будет – тем лучше), и через два-три месяца вся истерия стихнет даже при наличии новых песен и крутой музыкальной карьеры. Димаш хорош для всех именно тем, что он выступает там, в логове стратегического партнера: то есть, по сути, будучи командой «Актобе», уничтожает китайский аналог «Барселоны» на ее поле. Это очень популярная медийно-психологическая уловка: смотрите, наши в Китае (США, Канаде, России, Антарктиде) круче аборигенов – значит, мы самые лучшие на всей планете. Можно было бы все просто объяснить некими комплексами государства и его жителей: многим кажется, что в истории Казахстан так долго притесняли, что теперь Димаш и подобные ему молодые миссионеры должны заявить и заявляют о том, что государство на самом деле очень сильное и готово конкурировать с признанными лидерами даже на чужом поле – в культуре, спорте и так далее.

Но, кажется, причина обожания Димаша в другом.

Если вы взглянете на новостную повестку Казахстана последних полутора-двух лет, то увидите, что светлых пятен в ней с каждым днем становится все меньше. На каждого спасенного ребенка приходится десять униженных. Над женщинами издеваются мужья, над гражданами – власти. Все против всех: государство против «экстремистов» и оппозиции, «экстремисты» против полиции, полиция против граждан, граждане против государства. Националисты против русскоязычных, русскоязычные против националистов. Бойцы MMA против девушек-казашек, выходящих замуж не за казаха. Российские политики против территориальной целостности Казахстана, казахстанские эксперты – против сближения с Путиным. И это только навскидку, а конфликтов на самом деле в разы больше.

Аресты, трагедии, убийства, политические интриги и наглая ложь с телеэкранов. Мы живем в этой повестке уже не просто ужасаясь – нам начинает даже нравиться купаться в этом потоке негатива. Агрессия рождает агрессию – и каждый новый день лишь умножает количество злобы внутри государственных границ. И вдруг появляется выступление Димаша: чистый голос и приятная, почти ангельская внешность – а парень при этом наш, но далеко. Он будто бы не в информационном потоке, а над ним. Новый мессия, посланник добра, чистильщик душ. Человек, готовый своим пением разом перекрыть все плохое, что есть в нашей жизни.

Это чистой воды самовнушение: нам кажется, что пение Димаша пробуждает в нас новые силы, дает надежду – что он одухотворяет и дает повод гордиться хоть чем-то. Самовнушение, помогающее на короткой дистанции, но опасное – на длинной: мы по-прежнему не решаем ничего или почти ничего, агрессия не делась никуда, политики и пропагандисты по-прежнему впрыскивают нам в голову ядовитую ложь. И опора на нового кумира (уже почти бога) в ситуации, когда надеяться больше не на что – явление известное, но стоит ему перестать им быть (представляете, Димаш открыто поддержит «Нур Отан»?), как массовое разочарование и еще большая безнадега почти неизбежны. Чем больше волна, на которой ты пытаешься выплыть из Марианской впадины беспросветного ужаса, тем сильнее тебя шмякнет о воду обратно – если, конечно, не за что будет зацепиться.

Вот в этом и беда: те, кто боготворит Димаша, просто сотворили кумира, чтобы глотнуть свежего воздуха, и вернуться обратно. Задачи выбраться из безнадеги еще (или уже) нет. Это плохо и для самого певца: после участия в самом конкурсе он может вернуться в эту же информационную повестку и стать ее частью. А кризис ожиданий от почитателей сильно ограничит самого Димаша: уедет он в Китай зарабатывать деньги – станет конъюнктурщиком, бросившим развитие (а кто-то скажет, что и родину); останется дома – быстро сольется с казахстанским шоу-бизнес-левиафаном, став одним из типичных представителей эстрады; поедет на Запад – может сильно провалиться, и тогда – смотри пункт два. В любом случае, каждая неудача Димаша (а они, увы, будут) теперь станет хлестать по нему сильнее из-за общественного идолопоклонничества: ты же бог, Димаш, ты не имеешь права ошибаться. Вытащи нас из кошмара, ты обязан, будь святым.

Димаш – просто человек. Очень талантливый, но человек. И массовое обожание человека после трех туров китайского песенного конкурса (там, кстати, заговоры уже ищут: мол, не дадут казахстанцу победить в китайском конкурсе) крайне вредно для нас самих: мы просто перекладываем ответственность за себя и за выход из всего происходящего на плечи хрупкого 22-летнего парня, у которого впереди должна быть нормальная жизнь, а не судьба идола (как правило, трагичная). А если очень уж хочется использовать Димаша как ориентир, то лучше взять с него пример ответственного подхода к своему любимому делу. В этом парню отказать точно нельзя, а если стараться быть в своей отрасли таким же крутым, как Димаш в вокале, это будет куда приятнее – и ему, и вам, и всем.


Автор Вячеслав Половинко – собственный корреспондент «Новой газеты» в Казахстане, специально для Esquire Kazakhstan

Не забудьте подписаться на текущий номер