В Узбекистане в отличие от Казахстана нет дискуссии о многоженстве на уровне парламента и СМИ – эта тема запрещена цензурой. Что, однако, не мешает узбекским мужчинам заводить вторую семью, но у такой жизни «по шариату» есть своя специфика.

В этом заключается важное отличие узбекской полигамии от казахской: взять второй женой молодую, никогда не бывшую замужем узбечку у вас не получится, даже если вы миллиардер.Здесь это удел исключительно разведенных женщин.Таких как Мадина, которой когда-то не повезло, она развелась и осталась одна с ребенком. Тогда-то в ее жизни и появился женатый мужчина, который сталдобиваться расположенияи даже заручился согласием законной жены. И через полтора года Мадина сдалась. Свадьбу сыграли тихую и скромную, дома у мужа, мулла совершил никах, и вот уже семь лет она живет в полигамном браке и является второй женой. При этом о ее двусмысленном положении знают только мать и подруги, а соседи и родственники полагают, что она обычная одинокая разведенная женщина. Многоженство в Узбекистане распространяется противоречиво: строгая мораль здесь вступает в противоречие с нормами ислама, допускающими многоженство. Где кончается разврат и начинается разрешенное шариатом многоженство, разобраться нелегко, и узбекские мужчины, которые заводят вторую семью, в отличие от казахских, тщательно ее скрывают. Ведь за это можно попасть в тюрьму и подвергнуться остракизму общества. В республике с более глубокой религиозностью, чем в Казахстане, многоженство вызывает осуждение и расценивается не иначе, как блуд. Но в то же время проводится шариатский обряд бракосочетания никах, которого достаточно, чтобы по крайней мере сам новобрачный считал себя благочестивым, а вовсе не похотливым человеком. Такие вот парадоксы времени. «Если обо всем узнают родственники – и я, и мои родители станут изгоями, мы все живем в страхе», – призналась Мадина. Мукаддас Ахмедову все знают как отин ойи –это религиозный авторитет, который выполняет функции муллы на женских собраниях. «По мусульманским законам женщина не должна оставаться одинокой, она должна жить в браке, хоть первой, хоть второй женой», – ставит свою вескую оценку возникшим разночтениям отин ойе. Тем не менее пока узбекское общество не принимает вторых жен, рассматривая их как обычных, всеми презираемых любовниц. И живут такие женщины на положении любовниц, с ними не ходят в гости и на какие-то официальные мероприятия. Никакой никах не может сделать вторую жену легитимной в глазах людей и вхожей в приличные дома, потому что она посягает на священный для узбеков институт семьи. Когда в 2005 году Духовное управление мусульман Узбекистана обратилось с просьбой в правительство рассмотреть вопрос о легализации полигамных браков, оно аргументировало свою просьбу не чем иным, как большим количеством одиноких разведенных женщин с детьми, оставшихся без кормильца. Развод является главным стимулятором полигамии в Узбекистане, их в республике по европейским меркам, не так уж много (на 287,6 тысячи браков в 2015 году случилось 29,6 тысячи разводов), но даже небольшое количество одиноких женщин неприемлемо для традиционного патриархального общества. На одиноких здесь смотрят с подозрением, а полноценновыйти замуж второй раз не получится – разведенные, вдовцыили просто холостяки никогда не возьмут в жены «разведенку».
Так что для такой женщины остается единственный путь – идти второй женой к состоятельному пожилому человеку.Имам мечети Кашкардарьинской области Бобомурод был одним из тех, кто подписал письмо в правительство, но теперь в своих проповедях неизменно говорит о том, что в исламе есть и другая норма – справедливо жить с одной единственной женщиной. В отношении двух жен не может быть справедливости – написано в Коране. Согласно с этим мнением, видимо, и правительство Узбекистана, ответившее на давнишнюю просьбу религиозных деятелей резким отказом. Причем в отличие от Казахстана, запрет на многоженство в Узбекистане не формальный, закон о семье и браке работает, и за многоженство можно получить реальный срок. Двое уже получили и сидят, один, начальник полиции Гулистана, отделался легким испугом – его просто с позором уволили, сообщив на всю страну, что это за многоженство. Махалля такие вещи не прощает, и вряд ли бывшего полицейского начальника со всеми его женами теперь пускают на порог хоть одного приличного дома.
Автор Шухрат Хурамов
Не забудьте подписаться на текущий номер