«Моя сила — в уверенности и готовности меняться». Ксения Майорова о продакт-менеджменте в международной компании

Ксения Майорова работает в сфере управления IT-продуктами уже более семи лет. Она занимала высокие позиции в Яндексе и ВКонтакте, а затем перешла на должность руководителя по продукту в международном сервисе пассажирских перевозок.


Фото Марии Шинкаренко
Фото Марии Шинкаренко

В интервью Ксения рассказала, почему выбрала такую роль и что помогает ей создавать продуктивные рабочие отношения в команде.

Как вы стали руководителем по продукту? Расскажите о вашей текущей роли.

Я изначально понимала, что в IT хочу заниматься именно управлением продуктов, но попасть туда сразу было не так просто. Путь получился тернистым и нелинейным, но через работу в аналитике и дизайне я нарастила компетенции и пришла к тому, чем занимаюсь сейчас. 

В текущей компании я отвечаю за growth направление — моя задача сделать так, чтобы бизнес мог максимально расти на текущей базе клиентов. Для этого мы с командой оптимизируем пользовательский опыт, устраняем шероховатости в работе приложения и создаём персонализированный контент.

Компания представлена более чем в 40 странах, и далеко не все пользователи говорят на английском — нам часто приходится погружаться в локальный контекст. У нас много бизнес-юнитов, и сервисы каждого из них мы должны предлагать пользователям в определённые моменты. Бывает непросто учитывать весь этот контекст при принятии решений.

Меня вдохновляет задача построить такие процессы, которые позволят нашему продукту оставаться полезным и удобным для всех пользователей. Чтобы глубже понять потребности и улучшить сервис, мы с коллегами регулярно проводим эксперименты. Например, ездили в Египет, где протестировали наш продукт и сервисы конкурентов на себе. Еще мы были в Казахстане: там две недели работали курьерами, сами доставляли заказы и зарабатывали — получился любопытный опыт, из которого мы вынесли много полезных инсайтов. 

Кроме того, каждый спринт наша команда проводит исследования пользователей в Латинской Америке и Азии, чтобы быть уверенными, что решения отвечают реальным потребностям.

Какие из ваших проектов в текущей компании самые значимые?

Не так давно я придумала и спроектировала уникальную функцию «Лучшее предложение». С ее помощью пользователи могут найти наиболее подходящего по совокупности факторов исполнителя. Нам нужно было растить эффективность мэтчинга заказа и водителя, и я пришла с концепцией инновационной прогностической модели, а затем совместно с аналитиками и разработчиками довела её до реализации.

Модель работает так: алгоритм оценивает доступные заявки по многим показателям, включая рейтинг и производительность водителя, тип машины и расстояние от водителя до пункта назначения, и на основе анализа предлагает лучший вариант – то есть, имеющий более высокие шансы успешно довести заказ до точки назначения. Ни у кого из конкурентов пока нет такого решения, а другие команды внутри компании уже начали внедрять эту модель у себя благодаря её успеху и заметному росту показателей.

«Моя сила — в уверенности и готовности меняться». Ксения Майорова о продакт-менеджменте в международной компании
Фото Марии Шинкаренко

Каким из продуктов, над которым вы работали, вы гордитесь больше всего и почему?

У меня есть несколько любимых проектов. Когда я только начинала карьеру и была аналитиком данных, первой важной работой стал индекс качества городской среды, который включал в себя сбор и анализ данных для более чем 1000 городов России. Проект основан на алгоритмах и с 2019 года он используется правительством для разработки городской политики. Этот кейс стал для меня высоким ориентиром с точки зрения масштаба и влияния.

Один из самых ценных проектов для бизнеса — кейс Yandex Go. В проекте я руководила запуском сервиса доставки посылок через пункты выдачи заказов (ПВЗ) в приложении. Изначально мы фокусировались на сообщении между городами, но сейчас в приложении есть и доставка по городу. Сервис приносит компании значительную выручку, а еще помогает клиентам быстрее и удобнее получать заказы. К 2023 году у приложения было 47,4 миллиона активных пользователей в месяц.

Другой проект, который ценен скорее своей социальной значимостью — платформа «Сферум» для образовательных учреждений, которую мы создали во ВКонтакте. В сервисе общаются 20 миллионов учителей, учеников и родителей, он стал частью национального проекта по образованию. Я руководила разработкой платформы и горжусь тем фактом, что проект смог вырасти в нечто настолько масштабное и важное для общества.

Еще один пример — работа в компании Align Technology, ведущем производителе инновационных элайнеров Invisalign. Я принимала участие в запуске ключевого облачного ИТ-продукта для врачей. Мы разработали инструменты для удобной работы с 3D-моделями, доступные как на настольных компьютерах, так и на планшетах.

В период пандемии COVID-19 я также возглавила модернизацию мобильного приложения для пациентов и внедрила функцию интеллектуального фотографирования зубов, чтобы люди могли обращаться к врачу удаленно. Эта инновация не только помогла сохранить клиентов в сложные времена, но и подчеркнула преимущества цифровых решений.

Что помогает вам строить продуктивные рабочие отношения в коллективе с преимущественно мужским составом?

Я провела в мужских коллективах значительную часть своей учебы и карьеры, поэтому такая среда для меня привычна. Мне помогают три вещи. Во-первых, я придерживаюсь data-driven подхода — стараюсь принимать решения на основе данных и не даю мнениям брать верх. Это помогает при коммуникации с людьми во всех сферах, не только на работе.

Во-вторых, считаю важным сохранять свою аутентичность и использовать сильные стороны, вместо того чтобы пытаться подстроиться под доминирующий стиль управления.

И, наконец, я поддерживаю других женщин, будь то участие в неформальных сообществах, помощь коллегам или развитие профессиональных связей на работе и вне ее. Это создает здоровую профессиональную атмосферу и способствует развитию культуры взаимной поддержки.

Я не делю работу на мужскую и женскую — каждый может заниматься тем, чем он хочет, независимо от гендера. Если женщина сталкивается с сексистскими комментариями и неприемлемым отношением, важно не замалчивать это, а говорить открыто.

А чем вы занимаетесь вне работы?

Я часто участвую в конкурсах в роли судьи. Например, недавно имела честь быть членом жюри премии Globee Women in Business Awards — это престижная программа признания выдающихся женщин со всего мира. Еще занималась судейством на CX Awards — самой крупной российской премии в индустрии клиентского опыта. На хакатоне AI for Humanity я оценивала проекты с использованием искусственного интеллекта, направленные на решение общественных проблем.

Кроме того, в этом году буду судить премию за лучшие кейсы в сфере диджитал и IT Workspace Digital Awards. Мне нравится участвовать в подобных мероприятиях: я впитываю опыт коллег по индустрии и развиваю насмотренность. 

Помимо судейства на конкурсах и премиях, я провожу наставнические сессии на таких платформах, как ADPlist и Meander, а также в частном порядке. На консультациях делюсь своим опытом и идеями с новым поколением менеджеров по продукту и стартапами.

Чтобы находить силы для профессионального развития, я регулярно занимаюсь спортом: играю в теннис несколько раз в неделю, бегаю и хожу в зал. А ещё не представляю себя без игры на барабанах: она помогает развивать концентрацию и удерживать фокус внимания.

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше