Когда-то Малевич назвал свой «Черный квадрат» (аукцион Sotheby’s оценивает картину в $20 млн) «нулевой точкой искусства».  Ею он предложил обозначить все, что создавалось после, как современное. Вслед за Малевичем к монохрому обратились многие художники XX века. Esquire предлагает познакомиться с самыми дорогими из подобных работ.

«Вуаль», Ширазе Хаушиари

Цена: около $60 тыс.

Монохромное искусство. Самые дорогие однотонные картины
Источник фото

Ширазе Хаушиари — иранская художница. Ее работы сегодня можно увидеть в самых известных галереях мира, в том числе в Музее современного искусства в Нью-Йорке. «Вуаль» она написала в 1999 году. На первый взгляд полотно кажется просто неравномерно окрашенным черным квадратом. На самом деле художница покрывала холст черным с помощью графита, а затем писала на нем суфийские фразы по-арабски. Но даже с близкого расстояния их практически невозможно рассмотреть. По мнению самой Ширазе, это автопортрет. Критики считают ее работу чем-то средним между живописью и графикой.

«Монохромная белая картина», Ли Юань Чиа

Цена: предположительно $100 тыс.

Монохромное искусство. Самые дорогие однотонные картины
Источник фото

Ли Юань Чиа — один из самых известных китайских художников XX века. Он работал в сфере живописи, скульптуры и мебели. Свою «Монохромную белую картину» он создал в 1963 году. На первый взгляд она представляет собой чистую белую поверхность. Однако, если приглядеться, можно разглядеть нюансы.

В частности на холсте расположены четыре картонных круга. Два больших находятся слева, а два маленьких – ближе к центру. Круги, разумеется, покрыты той же белой краской, что и вся остальная поверхность картины. Чиа описал эти круги как «космические точки». Художник считал их началом и концом всего сущего. А также был уверен, что они свзаны с положением вещей в безграничном пространстве Вселенной. 

«Суррогатные картины», Аллан Макколлум

Цена: 125 тыс. евро

Монохромное искусство. Самые дорогие однотонные картины
Источник фото

Американский художник Алан Макколум — видная фигура направления «Концептуализм».  Его «Суррогатные картины» выглядят картинами в рамках только на первый взгляд. На самом деле это гипсовые слепки, которые разрисовали так, чтобы они выглядели картинами. По сути он свел картины к общей форме и наладил их производство. Массовое, но, справедливости ради, ручное.

То есть картина внутри каждой «рамы» — совершенно безликая и не несет след руки художника. Но при этом вы не найдете двух одинаковых «суррогатов». По словам художника, «Суррогатные картины» – это мост между искусством и автоматизацией.

«Кроваво-красное зеркало», Герхард Рихтер

Цена: $1,1 млн

Монохромное искусство. Самые дорогие однотонные картины
Источник фото

Немецкий художник Герхард Рихтер  — фигура знаковая. Он стоял у истоков зарождения направления капиталистического реализма. Его произведения включены в собрания крупнейших музеев Европы. В 2005 году он занимал 1-е место в ежегодном списке журнала «Капитал» — самые дорогие и успешные мастера современной немецкой живописи. Художник разработал витраж для Кельнского собора. А его картины варьируются от детализированных, почти фотореалистичных портретов до совершенно однотонных полотен.

В 1970-х он даже создал одноименную серию. Все картины из нее были монохромными серыми прямоугольниками. «Серый. Он не делает никаких заявлений. Не пробуждает ни чувств, ни ассоциаций. Он невидим и не невидим. Для меня серый — единственный эквивалент беспристрастности, безоружности, беспечности, отсутствия формы», — говорил художник. 

Одна из самых известных работ художника – «Кроваво-красное зеркало» — действительно представляет собой зеркало, закрашенное красной краской. Интересно, что в нем можно увидеть?

«Абстрактная живопись», Эд Рейнхардт

Вероятная цена: от $2 млн

Монохромное искусство. Самые дорогие однотонные картины
Источник фото

Эд Рейнхардт  — один из крупнейших американских художников-авангардистов. Изначально он был сторонником подсознательного применения цветов и форм. В сороковых годах прошлого столетия он изменил свой стиль и начал писать одноцветные картины.За последние 10 лет своей жизни он создал лишь серию квадратных холстов, полностью окрашенных в черный цвет.

На первый взгляд, они могут показаться совершенно безликие. Но между каждой картиной есть тонкие различия, на обнаружение которых могут уйти часы, а то и дни. Впрочем, когда эти творения Рейнхардта впервые были показаны в Музее современного искусства в Нью-Йорке, один посетитель отменил свое членство в знак протеста.

«Безымянный синий монохром», Ив Кляйн

Вероятная цена: около $4 млн

Монохромное искусство. Самые дорогие однотонные картины
Источник фото

 Французский художник-новатор Ив Кляйн — одна из наиболее значительных фигур послевоенного европейского искусства. Всего одним цветом он изменил ход развития искусства. Расширил рамки того, что принято называть живописью, и открыл дорогу новым течениям и видам искусства: концептуализму, минимализму и перформансу. 

Однажды лежа на пляже со своими друзьями, Ив «написал» свое имя на голубом безоблачном небе. «В тот день, лежа на пляже Ниццы, я почувствовал ненависть к птицам, которые летали туда-сюда по моему голубому, безоблачному небу, потому что они пытались проделать дырки в моей величайшей и самой прекрасной работе», — позже рассказал он.

А потом творец создал и запатентовал собственную версию ультрамарина International Klein Blue или IKB. И написал им «Безымянный синий монохром». В общем, если вы хотите на самом деле узнать, что такое «цвет настроения синий», вам к Иву Кляйну.

«Ахром», Пьеро Мандзони

Цена: $5,2 млн

Монохромное искусство. Самые дорогие однотонные картины
Источник фото

Пьеро Манцони известен своим ироничным отношением к искусству. Его величайшая работа называлась «Дерьмо художника» — девяносто банок, наполненных экскрементами художника. Каждая банка продана за золото аналогичного веса. Помимо этого художник расписывался на телах добровольцев и выдавал им сертификат подлинности, раздавал посетителям выставки вареные яйца с отпечатком собственного пальца и делал еще множество вещей, которые были в лучшем случае эксцентричными.Впрочем, у него были и более традиционные работы.

 «Ахромы» — серия монохромных картин, которые изготавливались путем помещения холста в жидкий каолин. Полное отсутствие цвета должно было сосредоточить внимание зрителя на материальных качествах объекта. Морщины и складки возникали в процессе изготовления и сушки холста, и к ним не прикасалась рука художника. Ближе к концу серии Манцони перестал использовать холст и начал использовать хлопок, акриловую смолу, стекловолокно и раскрашенные булочки.

«Картина Дилана», Брайс Марден

Вероятная цена: $10 млн

Монохромное искусство. Самые дорогие однотонные картины
Источник фото

Брайс Марден — американский художник-минималист. «Картину Дилана» он написал в 1966 году. Она была названа в честь друга Мардена Боба Дилана. Художник создавал ее, чтобы помочь карьере певца. Однако, к тому времени, как работа была завершена, Дилан, будущий лауреат Нобелевской премии по литературе, уже был более известен, чем Марден.

Холст был покрыт смесью, созданной из скипидара и пчелиного воска, в которую был добавлен серый цвет. Затем художник использовал лопаточку, чтобы выровнять поверхность. В нижней части картины осталась полоса некрашеного холста.

«Белая серия картин», Роберт Раушенберг

Цена: до $89 млн

Монохромное искусство. Самые дорогие однотонные картины
Источник фото

Американский художник, представитель абстрактного экспрессионизма, а затем концептуального искусства и поп-арта, стоял у истоков создания модульного искусства, является создателем направления комбинированной живописи. В своих работах тяготел к технике коллажа и редимейда. В своих работах использовал мусор и различные отходы.

Что касается «Белой серии», то пять картин из нее представляют собой набор из 1, 2, 3, 4 или 7 одинаковых белых полотен, вывешенных вместе. Когда они впервые были представлены публике, то выглядели как дешевый трюк, а теперь белые картины Раушенберга можно найти в галереях по всему миру.

К слову, Раушенберг был другом композитора Джона Кейджа, который написал музыкальное произведение под названием «4’33». Во время его исполнения пианист или другой инструментальный исполнитель должен сидеть молча в течение 4 минут и 33 секунд. В результате публика слышит только звуки окружающей среды. Может быть, это идеальный аккомпанемент для этих картин.