Год подходит к концу, а значит самое время подвести традиционные киноитоги. В одном материале мы собрали лучшие фильмы, среди которых — дорогостоящие блокбастеры, фестивальные драмы и даже один аргентинский хоррор. Стоит также отметить, что список не ранжированный, а отсутствие «Барби» и «Оппенгеймера» обусловлено тем, что эти две кинокартины и без того были на слуху весь 2023 год и порядком всех утомили.
«Оставленные»
«Оставленные» — триумфальный камбэк режиссера Александра Пэйна, после провала антиутопии «Короче» не снимавшего шесть лет. 1970 год, канун Рождества. В престижной академии Бартон наступает последний учебный день, после чего ученики разъедутся по домам на каникулы. Однако нескольким неудачникам, которых не смогли забрать родственники, предстоит встретить праздники в кампусе. Среди них — проблемный подросток Ангус, которого уже трижды исключали за дурного поведение. Присматривать за ребятами поручено строгому профессору Ханэму, которого ненавидят все ученики, и поварихе Мэри, чей сын погиб во Вьетнаме. Пэйн оставил всем нам под елкой подарок в виде этой грустной комедии, обреченной стать современной новогодней классикой.
«Мальчик и птица»
Еще одно важное возвращение этого года, без которого невозможно представить подобный список. «Мальчик и птица» — анимационный фильм великого Хаяо Миядзаки, производство которого велось на студии Ghibli целых семь лет. События разворачиваются в разгар Второй мировой войны. Мать 12-летнего подростка Махито трагически погибает из-за бомбы, сброшенной на больницу. По воле отца мальчик переезжает из Токио в сельскую местность, где он никого не знает. Горечь утраты, дополненная радикальной сменой обстановки, приводит к тому, что Махито скрывается от мрачной действительности в фэнтезийном мире. «Мальчик и птица» — пугающе актуальное антивоенное высказывание, призывающее сохраняющих оптимизм и человечность даже в самые темные времена, а также очередной визуальный шедевр мастера.
«Прошлые жизни»
«Прошлые жизни» — один из ярчайших дебютов последних лет. В центре внимания — многолетние взаимоотношения двух уроженцев Южной Кореи, встретившихся спустя 24 года в США. На Ён и Хэ Сон познакомились еще детьми, когда жили в Сеуле и ходили в одну школу. Однако судьба разлучила их уже в 12-летнем возрасте: родители На Ён решили перевезти семью в Канаду, где девочке пришлось начать жизнь с чистого листа. Еще 12 лет спустя они находят друг друга в социальных сетях и начинают ежедневно общаться по видеосвязи. Несмотря на все атрибуты классического ромкома, режиссерка и сценаристка Селин Сон ловко обходит жанровые клише и в одной из сцен даже над этим иронизирует. «Прошлые жизни» лишены эмоциональных качелей и надрывных монологов, а переживания героев раскрываются посредством взгляда и еле уловимых прикосновений. Да и в целом кино Сон (основанное на ее личном опыте), конечно же, не о пронесенной сквозь года фантомной любви, а о тонкостях эмиграции и ее влиянии на человеческие судьбы. Это фильм о пресловутом «что, если…», о грусти по непрожитым жизням, с чем однажды сталкивается каждый человек.
«Идеальные дни»
Немецкий кинорежиссер Вим Вендерс вот уже полвека преклоняется перед японской культурой: об этом, в частности, свидетельствует его документальный проект «Токио Га» 1985 года, представляющий собой экскурсию по городу и посмертный портрет Ясудзиро Одзу одновременно. И именно медитативный кинематограф Одзу в первую очередь вспоминается при просмотре «Идеальных дней» — первого игрового фильма Вендерса, целиком снятого в Японии. В нем рассказывается о немолодом мойщике общественных туалетов, каждый день которого состоит из одних и тех же ритуалов. Минимализм и аскетичность повествования позволили Вендерсу добиться поразительной естественности в отображении быта обычного японца, при этом бессобытийность не отменяет того факта, что происходящее на экране завораживает от начала и до конца.
«Стражи Галактики 3»
Год наглядно продемонстрировал то, в сколь глубоком кризисе сейчас пребывает Marvel. Показательно, что единственный достойный фильм в рамках MCU поставил человек, уже давно переметнувшийся к конкурентам. Речь, конечно же, о третьих «Стражах Галактики», сюжет которых закручен вокруг трудного детства Ракеты. Над жизнью говорливого енота нависает смертельная опасность, как-то связанная с его происхождением. Спасением зверька, понятное дело, занимаются его верные товарищи во главе с Питером Квиллом, которые отправляются в свое последнее путешествие. Творение Джеймса Ганна — не во всем совершенное, местами излишне манипулятивное, но чертовски трогательное прощание с любимыми супергероями. И все бы хорошо, но студийные боссы, очевидно, не намерены ставить точку. Ганну наверняка быстро подыщут замену, а в актерский состав наберут более молодых звезд, после чего свет увидит мягкая перезагрузка. Но это будет уже совсем другая история.
«Убийца "Священный паук"»
Криминальный триллер «Убийца "Священный паук"» был представлен на прошлогоднем Каннском кинофестивале, однако до простых смертных добрался лишь в 2023 году. Сюжет основан на реальных событиях 20-летней давности. В Мешхеде уже несколько месяцев орудует маньяк Саид Ханаи, убивающий секс-работниц. Душитель, задумавший очистить город от «грязи», ничем не выделяется из толпы. Днем он примерный семьянин, воспитывающий двоих маленьких детей, но под покровом ночи Саид разъезжает на мотоцикле по улицам, заманивая ничего не подозревающих женщин в ловушку. Когда количество жертв достигает десяти, в Мешхед из Тегерана приезжает журналистка Рахими. Она собирается во что бы то ни стало раскрыть дело, но на пути к цели сталкивается с полицейской халатностью и фанатичной поддержкой маньяка со стороны мирного населения. Постановщик Али Аббаси, не понаслышке знающий о тоталитарном режиме Ирана и положении в стране женщин, снял предельно честное кино об обществе, где убийство секс-работниц — норма, а маньяк становится национальным героем.
«Убийцы цветочной луны»
Монументальный тру-крайм, лишний раз доказывающий, что Мартин Скорсезе по-прежнему один из ключевых режиссеров мирового кинематографа. Его 3,5-часовой фильм основан на бестселлере журналиста Дэвида Гранна, где речь шла о беспрецедентном случае, произошедшем на северо-востоке штата Оклахома 100 лет назад. Индейцы племени осейдж, сосланные сюда властями США в конце XIX века, неожиданно стали одними из богатейших людей страны. Причиной тому послужила обнаружившиеся на малопригодной для жизни пустоши залежи нефти. Нетрудно догадаться, что деньги привлекли внимание охотников за легкой наживой, облюбовавших процветающее местечко. Однажды осейджи начинают гибнуть один за другим при загадочных обстоятельствах, о чем узнают в только-только возникшем ФБР. В книге Гранна акцент делался на расследовании, тогда как у Скорсезе повествование ведется от лица мерзавца Беркхарта, причастного к развернувшейся на территории поселения резне. Вместо создания заурядного процедурала о «белом спасителе» живой классик изобразил то, как абсолютное зло становится банальным. И это по-настоящему пугает.
«Капитан Волконогов бежал»
«Капитан Волконогов бежал» — современное «полочное кино»: премьера состоялась на Венецианском кинофестивале еще в 2021 году, но у себя на родине киноленте так и не выдали прокатное удостоверение. Два года спустя нашумевшую картину Наташи Меркуловой и Алексея Чупова показали в некоторых странах Европы, а затем ее благополучно слили в интернет. Главный герой — верный режиму сотрудник НКВД в исполнении Юры Борисова. Когда в рядах энкавэдэшников начинаются чистки, он пускается в бега, между делом пытаясь вымолить прощения у родственников своих жертв. Меркуловой и Чупову удалось снять страшный и вместе с тем невероятно стильный фильм о Большом терроре, через события прошлого говорящий о современности.
«Май, декабрь»
Тодд Хейнс — любимчик кинокритиков, работы которого неизменно и небезосновательно превозносят в прессе. Его свежая драма «Май, декабрь» не стала исключением из правил. На экране блистают Джулианна Мур и Натали Портман, сыгравшие Грейси и Элизабет соответственно. Первая четверть века назад угодила в громкий секс-скандал, вступив в интимную связь с несовершеннолетним. Вторая — кинозвезда, исполняющая главную роль в независимом фильме, основанном на тех событиях. Чтобы вжиться в роль, Элизабет решает узнать Грейси поближе, чему та не очень-то рада. Фестивальная драма Хейнса, выпущенная Netflix под занавес года, во многом держится на химии, возникшей между Мур и Портман. Поэтому «Май, декабрь» вне всяких сомнений станет фаворитом на «Оскаре» в номинациях за «лучшую женскую роль» и «лучшую женскую роль второго плана».
«Одержимые злом»
Новый хоррор малоизвестного аргентинского режиссера Демиана Рунья, спродюсированный небезызвестным сервисом Shudder. Братья-фермеры Педро и Джими узнают о том, что их сосед Уриель уже целый год гниет заживо. Братья обращаются за помощью к землевладельцу, который приходит к выводу, что больной одержим бесом. Не дожидаясь «чистильщика», мужчины вывозят разлагающееся тело за пределы деревни и бросают у обочины. Их необдуманный поступок оборачивается началом масштабной эпидемии. В «Одержимых злом» предлагается свежий взгляд на избитый жанр, а также обилие кровавых сцен, от которых камера никогда не отворачивается. Перед нами один из лучших фильмов ужасов года, способный приятно удивить даже насмотренного зрителя.
«Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть первая»
«Смертельная расплата» — седьмая часть культовой шпионской кинофраншизы, третья с Кристофером Маккуорри у руля и первая в финальной дилогии. Теперь супершпиону Итану Ханту противостоит искусственный интеллект, возжелавший получить полный контроль над каждым кусочком информации на Земле. Предотвратить очередной судный день по силам только отряду «Миссия невыполнима», куда помимо Ханта входят его давние друзья Бенджи и Лютер. Как известно, «Смертельная расплата» оказалась в производственном аду (съемки проходили в условиях пандемии, из-за чего бюджет сильно возрос), однако Крузу удалось совершить фактически невозможное — вопреки внешним факторам вывести свое детище на принципиально иной уровень. Игнорируя возраст, голливудский ветеран продолжает пренебрегать услугами каскадеров, демонстрируя феноменальную физическую подготовку, а размах постановки действительно поражает. Седьмая «Миссия» — главный киноаттракцион года, где сюжет нужен разве что для склеивания захватывающих экшен-сцен друг с другом. Остается надеяться, что заключительная часть окажется столь же грандиозной.
«Айта»
«Айта» — самый кассовый фильм в истории якутского кинематографа. Наглядный пример того, как при минимуме средств сделать качественное жанровое кино с неоднозначными и сложными персонажами. В небольшой якутской деревне, единственный путь из которой размыт проливным дождем, молодая девушка Айта пытается покончить жизнь самоубийством. На следующий день несовершеннолетняя умирает в больнице от полученных травм. В кармане покойной родители находят записку, адресованную местному полицейскому Афоне. Не дожидаясь суда, отец Айты решает устроить над стражем правопорядка самосуд. К сожалению, о потрясающей ленте Степана Бурнашева многие узнали лишь спустя полгода после премьеры, когда вокруг нее разразился нелепейший скандал: в России цензоры пришли к выводу, что «Айта» содержит деструктивную информацию, противоречащую единству народов страны. Проще говоря — пропагандирует национализм. При этом «Айта» как раз о том, что нельзя судить о человеке по его национальности и к каким чудовищным последствиям деление людей на «своих» и «чужих» может привести.
«Вонка»
Список был бы неполным без главной киносказки этого года — «Вонки» с Тимоти Шаламе в роли знаменитого шоколатье. Молодой кондитер, с детства мечтающий открыть собственный магазин сладостей, отправляется покорять идиллический европейский городок, но сталкивается там с суровой реальностью. Как оказалось, вся власть здесь принадлежит шоколадному картелю, охраняемому епископами-шкоголиками и продажными полисменами, готовыми на все ради еще одной коробки конфет. Сам шоколад здесь — удел богатых и простым работягам не по карману. Наивный мечтательно Вилли Вонка, заручившись поддержкой нескольких бедняков, пытается в корне изменить ситуацию. Подобно «Паддингтону» все того же Пола Кинга, «Вонка» сходу вырывает зрителя из повседневной рутины и на два часа поселяет в волшебном мире, который так не хочется покидать. Идеальный вариант для похода в кинотеатр на новогодние праздники. И да, Хью Грант в качестве умпы-лумпы — лучшее, что случалось с кинематографом за весь 2023 год.
Текст: Максим Федоров