Чтобы разобраться в этом, международный финансовый бренд Alpari провел закрытое исследование специально для Esquire Казахстан. Опросив наших клиентов – а это 500 человек в возрасте от 25 до 45 лет – мы хотели проанализировать эмоциональные, финансовые и социальные факторы, которые больше всего повлияли на поведение людей во время самоизоляции.

Для этого за основу мы взяли так называемое «колесо баланса жизни» от американского гуру личностного роста Пола Дж. Мейера. Уже знакомая многим модель охватывает восемь системообразующих сфер жизни: здоровье, хобби и отдых, семья и друзья, дом, финансы, саморазвитие и радость жизни, работа и любовь.

Опрашиваемых просили  оценить степень удовлетворенности по каждому параметру от 1 (очень плохо) до 10 (очень хорошо). В итоге, объединив все значения линией, мы получаем (обычно неравномерный) круг, который и подлежит анализу. Особое внимание следует уделять проседающим зонам, чтобы в дальнейшем подтянуть их и достичь баланса.

Интересно, что пандемия практически не отразилась на таких сферах, как: работа, финансы, дом, саморазвитие и радость жизни. Многие даже отметили, что на «удаленке» практику тайм-менеджмента удалось внедрить в рабоче-бытовую атмосферу, чередуя работу за компьютером с домашними делами.

Очень многие респонденты отметили, что во время пандемии у них начался «образовательный бум»: количество прочитанных книг, онлайн-курсов и кулинарных мастер-классов бьет рекорды.

Наиболее уязвимыми сферами стали здоровье, любовь, а также дружба. Многие отметили, что от круглосуточного нахождения рядом со второй половиной отношения лучше не стали. Апатии и раздражения стало больше. И даже негативные высказывания в адрес партнеров чаще проскакивают в обычных разговорах.

Кроме того, большинство опрошенных признались в том, что не могли однозначно оценить некоторые сферы жизни. Потому что во время пандемии они стали тесно пересекаться с другими сферами или даже полностью трансформировались. Например, заработок на финансовом рынке, с одной стороны, мужчины относили к сфере «деньги и работа». Но, с другой стороны, определяли это как чистую радость жизни. Ведь большие доходы позволяли мужчинам испытывать самые яркие эмоции в этот период времени. А в некоторых случаях опрошенные даже физически чувствовали себя заметно лучше.

Также мы интересовались, какие эмоции у наших респондентов преобладали на карантине. И получили интересный результат. Оказалось, что мужчины, которые давно торгуют на валютных рынках, еще до наступления пандемии выработали особого рода стрессоустойчивость. Ведь профессия трейдера требует выдержки  умения контролировать эмоции. Так что мужчины отреагировали на самоизоляцию «приобретенным иммунитетом», в отличие от остальных членов их семьи.

Многие поделились, что карантин гораздо хуже прошел для женщин. Их часто кидало в крайности – от навязчивой демонстрации любви и заботы, до приступов недовольства и эмоциональных срывов.  

Анализируемая шкала включала 10 основных базовых эмоций человека. Страх, стыд и досада, как ни странно, не были преобладающими эмоциями. А вот интерес – да.

Любопытны также новые увлечения и привычки, которые появились у наших респондентов за время карантина. Это регулярные занятия капоэйрой, игра на бас-гитаре и пианино. Многие заинтересовались кулинарными мастер-классами с погружением в азиатскую кухню. А чаще всего люди осваивали чтение вслух.

Кроме того, респондентов попросили проанализировать и написать, какие фразы они говорили чаще всего в течение дня своим близким, находясь на карантине. И выявили топ-10 самых часто повторяющихся обращений на казахском:

  1. Құдай қаласа (дай Бог);
  2. Қойшы! (хватит\ой, все\перестань);
  3. Базар жоқ (базара нет);
  4. Шай ішеміз (приглашение попить чай);
  5. Маған вообще бәрібір (мне вообще все равно);
  6. Че там, қалайсың (как дела?);
  7. Мешать етпе (не мешай);
  8. Ол жiгiт, красавчик (он джигит, красавчик);
  9. Қандай жаңалықтар бар? (какие новости?);
  10. Жағдайыңыз қалай? (как ваши дела?).