Мы попали в сети. Какой путь прошел Интернет от «Одноклассников» до «Тик-Тока»


В этом году 20-летний юбилей отмечает одно событие, которое перевернуло историю человечества. Пока непонятно, как его будут отмечать и будут ли, а между тем, отметить его стоит – ведь ровно 20 лет назад на свет появилась социальная сеть Facebook. То есть именно 20 лет назад с созданного Марком Цукербергом маленького сайта-междусобойчика для студентов Гарварда зародился феномен социальных сетей, изменивший жизнь человечества до неузнаваемости и сделав мир прозрачным, как никогда прежде.

Источник фото

Facebook

Сегодня то, что сделал Цукерберг в 2004 году, можно было бы назвать групповым чатом. Группа только для своих: соответственно и фото для своих, и приколы, которые поймут только свои (тогда мир еще не знал понятия мемы), и информация, которую посторонним знать не следует. Впрочем, один из главных принципов существования соцсети был заложен еще тогда: надо попроситься, чтоб «добавили в друзья» — «зафрендили». Тогда еще мало кто понимал, что таким образом создаются свои миры, «информационные пузыри». Когда люди одних взглядов и представлений ошибочно полагают, что «так думают все» и что это «очевидные вещи».

По-настоящему Facebook прогремит уже во второй половине 2000-х годов, когда станет передовиком свободы слова во всем мире. Когда в западных СМИ усилится цензура корпоративных интересов, а в СМИ стран третьего мира (и в особенности постсоветского пространства), фейсбук на несколько лет станет царством абсолютной свободы слова. Первое время пользователи соцсети ничем особо связывать себя не будут – мат, переход на личности, оскорбления… Впрочем, в последние годы создатели сайта нещадно с этим борются и могут забанить порой даже за весьма нейтральные выражения.

Источник фото

От Facebook берет начало персонально адресованная реклама. Тот самый оруэлловский «большой брат», который все видит: ты заходил на сайты турагентств? — жди, что в ленту тебе начнут сыпаться заманчивые предложения путешествий. Гигантский коммерческий потенциал Facebook делает Цукерберга в 23 года самым молодым ненаследным миллиардером в истории.

Сегодня главная аудитория фейсбука – те самые вчерашние студенты, которые массово позарегистрировались в соцсетях в 2000-е и 2010-е. Ну и, конечно, люди постарше. Молодые люди предпочитают фейсбуку другие соцсети.

Очень много лет традиционные СМИ убивались, убивалась свобода слова, альтернативная точка зрения. И практически все СМИ находились в одних руках и в социальные сети люди приходили за альтернативной точкой зрения. Нужно понимать, что во второй половине 2000-х годов сильно падало качество подаваемой информации в традиционных СМИ, а в соцсетях – наоборот росло. И блогеры из малоизвестных деятелей превратились в очень авторитетных журналистов, которым доверяли больше, чем газетам, журналам и телевидению. Со временем они и исчезли как фактор, уступив соцсетям. Если бы свобода слова не убивалась, если бы альтернативных точек зрения было больше, мы бы, конечно, все равно столкнулись с их определенным кризисом. Но уважения к ним было бы точно больше. В плане политического плюрализма самой популярной соцсетью, конечно, был Фейсбук. Для более возрастной аудитории был «Мой Мир», «Одноклассники». Ну а для молодежи – конечно, «ВКонтакте», – рассказывает популярный казахстанский блогер Алишер Еликбаев.

ВКонтакте

Вот уж с кем бесконечно сравнивали Фейсбук, так это с «ВКонтакте» – социальной сетью питерца Павла Дурова. Интерфейсы поначалу действительно были похожими. Хотя за десятилетия эти две соцсети прожили уж совсем разные жизни. Хотя их появление на свет тоже было при весьма схожих обстоятельствах. «ВКонтакте» Павла Дурова произошел от форума студентов Петербургского университета. Критики и тогда подозревали, что разработчики позаимствовали идею и структуру сайта у Цукерберга. Впрочем, главным отличием тогда было то, что пользователь не погружен в поток обновлений, а сидит на страничке, как дома, откуда выходит в ленту новостей, в переписку, приложения, игры, коллекции. Сейчас, впрочем, несколько изменилось – открывая соцсеть по умолчанию, мы, подобно фейсбуку, оказываемся в информационной ленте.

Самым главным достоинством «ВКонтакте» стала огромная пиратская библиотека музыки и всего снятого кино. Качество копии может быть не ахти, зато бесплатно и с мгновенной доставкой. Со временем и ВК обзаведутся лицензионным музыкальным приложением, но множество фильмов, сериалов и музыки и по сей день можно там найти без особого труда.

На рубеже нулевых и десятых эта сеть была, наверное, самой популярной и продвинутой среди молодежи. Сейчас мало кто помнит первый интерфейс «контакта», в котором все основное общение с «френдами» шло через стенку. Парадокс, но на тех порах мало кто пользовался личными сообщениями. Зато в шапке профиля сразу была видна и дата рождения, и даже политические взгляды!

Впрочем, золотой век детища Павла Дурова продлился не так долго. В 2014 году, когда на создателя «VK» «наехала» ФСБ с требованием передать ключи к личным данным создателей оппозиционных пабликов. Дуров отказался, продал свой бизнес и уехал из России. «VK» слилось с Mail.ru и полностью перешло под контроль российского государства.

Одноклассники

Для широкой публики когда-то все началось именно с этой соцсети. Создатель «Одноклассников» Альберт Попков участвовал в подобных проектах для других европейских стран. До 2006-го его детище живет как хобби. А к 2008 году аудитория соцсети достигла 20 миллионов. Это и вправду было явлением: потерянные, казалось бы, навсегда, и имевшие порой лишь призрачную связь через одного-двух общих знакомых, одноклассники, однокурсники и прочие знакомые из далекого прошлого разыскивают друг друга. Особенно рады расставшиеся в доинтернетную эпоху и прежде не имевшие шанса получить хоть какую-то весточку. В конце нулевых это было чем-то сродни путешествию на  машине времени.

Шутки шутками, но в России на исходе нулевых зафиксировали кризис браков из-за соцсети: большинство семейного населения страны «в реале» прежде не имело возможности засмотреться в сторону, а тут миллионы людей выставляют себя — мол, не желаете ли познакомиться?

Впрочем, довольно скоро «Одноклассники» обрели статус пенсионерской соцсети. Молодежь почти сразу предпочла Контакт, а впоследствии и Инстаграм. А «ОК» обрели репутацию сродни старым отрывным календарям, потому как контент там вполне соответствующий котики, рецепты, полезные советы, астропрогнозы. В последние годы, в особенности после покупки соцсети олигархом Алишером Усмановым, «ОК» пытается несколько ребрендироваться: производит актуальный видеоконтент. Но если его и смотрят, то опять же в YouTube, а избавиться от репутации пенсионерского портала у «Одноклассников» так и не вышло.

Живой журнал

Социальная сеть для читающей публики. Впрочем, специалисты по сей день спорят: считать ли Livejournal социальной сетью или просто порталом, где публикуются колумнисты? Если же считать ЖЖ соцсетью, то в этом году ей исполняется аж четверть века. Впрочем, здесь только тексты и их обсуждения – ничего лишнего. Чуть позже появится возможность вставлять видео из YouTube.

 Собственно, именно с этой странички берет начало явление «блога» - электронного дневника. Блоги заводит большинство деятелей публичных профессий: политики, писатели, журналисты, актеры, священнослужители. Бывало, что ЖЖ заводили и компании. Задолго до того, как коллективные аккаунты войдут в привычку уже в период расцвета «Инстаграма». Самым грандиозным достижением было стать блогером-тысячником – публицистом с четырехзначным количеством подписчиков.

В Казахстане ЖЖ едва успел раскрутиться, как в 2011 году попал под жесткий запрет. Официальные власти говорили, что площадка распространяет дезинформацию и экстремистские материалы. Хотя вся политически подкованная аудитория прекрасно понимала, что дело все в набравшем популярность блоге опального экс-зятя экс-президента Рахата Алиева. К слову, первые анонимайзеры и VPN казахстанцы опробовали именно тогда, когда пытались обойти блокировку Livejournal. Блокировка ли властей или что-то другое, но популярной площадкой ЖЖ так и не стал, уступив в этом плане Фейсбуку место для политизированной аудитории.

– Живой Журнал так и не стал популярным в Казахстане. Это все-таки так и осталось нишевой социальной сетью для столичной читающей тусовки. Возможно, если бы не блокировка, ЖЖ может получил бы чуть большее распространение, но массовым он так бы и не стал. Потому что сам движок ЖЖ был устаревшим. В той же России они не смогли удержать позиций, потому как появились сети более легкие, простые для понимание и продвижения – там и дизайн посовременнее. Когда-то я читал там только Илью Варламова и Алексея Навального, но когда они стали продвигать свой контент на других площадках, ЖЖ просто отпал за ненадобностью. К слову сказать, очень похожая история произошла с нашей, схожей платформой- Yuvision. Но, к сожалению, бездумная гонка за деньгами убила подающий надежды проект, – рассказывает Алишер Еликбаев.  

Инстаграм

Существуя несколько лет как второразрядная локальная соцсеть, Instagram произвел настоящий фурор, когда в 2012 году его выкупил за миллиард долларов компания «Facebook» (ныне – «Мета»). Инстаграм символизировал переход на новый уровень – это соцсеть прежде всего для владельцев гаджетов.

Сначала инстаграм был доступен лишь владельцам айфонов, но потом им «овладели» и другие модели смартфонов.  Количество подписчиков в «инсте» довольно быстро стало главным мерилом популярности. Когда-то крутым считался блогер с тысячами подписчиков в ЖЖ или Фейсбуке – в 2010-е годы они быстро превратятся в лузеров в сравнении с тем, у кого сотни тысяч и миллионы подписчиков в Инстаграме.

Пожалуй, впервые соцсетью стал глобальный фотоальбом. Текст поначалу и вовсе практически не предполагался, но потом, «повзрослев,» соцсеть предусмотрит и большие текстовые фрагменты. впрочем публицистические тексты так и приходится частично переносить в комментарии или же визуально размещать в качестве фотографий.

Источник фото

Мало кто помнит, но довольно долго Instagram не поддерживал видеоформата. Также далеко не сразу там появились сторис – смешно ведь без этого сегодня Instagram попросту не представим. Плюс ко всему Instagram - это соцсеть, которая в полной мере официально легализовала селфи! Если раньше это считалось баловством, то сегодня фотографии в режиме селфи признаются даже для подачи на визы. Опять же спасибо Инстаграму! Ну и конечно это первая соцсеть, в которой торговля разного рода товарами и услугами развернулась на полную катушку. Соцсети «старой школы» надолго остались в положении догоняющих – они перенимали у «инсты» то сторис, то их временной отрезок, то «рилсы», да и много другого.

Источник фото

– Для развития инстаграма как массовой соцсети нужно было прежде всего развитие скорости интернета. Напомню, что в начале 2010-х годов она была очень далека от нынешней, фотографии с компьютера загружались довольно долго. Но когда скорость выросла, то соцсеть стала действительно массовой. Особенно, когда туда стало возможным загружать видео. На сегодня Инстаграм, думаю, остается самой главной соцсетью, потому как там «сидит» самое платежеспособное население. «Тик-ток» тоже постепенно набирает обороты – его аудитория воспринимает «Инстаграм» как территорию своих родителей и не особо им овладевает. Но аудитория «Тик-Тока» скоро вырастет и, возможно, главный звездный час этой соцсети еще впереди, – считает Алишер Еликбаев.

Тик-Ток

Еще пять лет назад Тик-ток воспринимался исключительно как место, где дурачатся малолетки. Сегодня глупо отрицать, что эта соцсеть превратилась в отдельную империю, в некую параллельную вселенную. Если Инстаграм предусматривался как фотоальбом и лишь потом подтянул возможность размещать фото, то Тик-Ток изначально создавался как видеоприложение.

Собственно, начинался он с того, как люди смешно танцевали и открывали рот под известные хиты. Потом дело продвинулось дальше - снипеты (короткие клипы) для Тик-Тока стали снимать целенаправленно. А потом и большие звезды открыли его для себя. Собственно, «Тик-Ток» – едва ли не первая соцсеть, которая стала продуцировать суперзвезд в промышленных масштабах. Понятие «тик-токер» тоже просто так неосвященным объяснишь. Нужно пусть хоть немножко, но знать особенности этой сети, чтобы понять что это такое.

О масштабах популярности этой вселенной достаточно увидеть дворцы спорта, которые под завязку набиваются тинейджерами во время фестивалей тик-токеров – даже в Алматы концерты с участием Дани Милохина, Дины Саевой, Вани Дмитриенко и прочих проходят при битковых аншлагах. «Тик-Ток хаусы» же стали чем-то вроде современный реинкарнации телевизионных реалити-шоу и талант-шоу. А уж то, как тик-токеры изменили представления о видеомонтаже отмечают даже профессиональные кинематографисты.

За последние 15 лет социальные сети из досуга превратились из вида досуга в основной канал коммуникаций, где люди общаются, переписываются, делают покупки, принимают решения, в том числе и политические. Поэтому влияние соцсетей на аудиторию сегодня огромно. Для многих людей они полностью заменили СМИ, - резюмирует Алишер Еликбаев.

Продолжение следует..

Константин КОЗЛОВ

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше