С 11 по 15 июня в столице Кыргызстана прошёл второй международный Бишкекский кинофестиваль. В этот раз смотр состоял из четырёх программ, включая международный и Центрально-Азиатский конкурсы, неделю иранского кино и ретроспективу кыргызских картин. Помимо фильмов у гостей была возможность посетить всевозможные лекции и мастер-классы, а молодые кинематографисты из нашего региона смогли презентовать готовящиеся проекты в CAF- питчинге с призовым фондом в полтора миллиона тенге.
Среди 30 полнометражных картин смотра кинокритик Ораз Керейбаев, побывавший на Бишкекском кинофестивале, заприметил необычную ленту «Белек» кыргызской режиссёрки Дальмиры Тилипберген. Фильм впервые был показан на Венецианском кинофестивале в 2023 году, а сейчас участвовал в конкурсе Центральной Азии, где помимо «Белек» было представлено ещё десять проектов, включая казахстанские «Бауырына салу» и «Тұл».
Что примечательно, ленты из Казахстана получили несколько призов на церемонии закрытия. К примеру, «Тұл» Шарипы Уразбаевой был удостоен статуэтки «За лучший сценарий», а режиссёрский дебют Асхата Кучинчирекова принёс ему победу в номинациях за «Лучшего актёра» и «Лучшего режиссёра». Однако «Гран-при» конкурса Центральной Азии и приз за «Лучшую актрису» домой себе забрала именно кыргызская картина, рассказывающая личную историю девочки, живущей в многодетной семье в горной местности. Лента поразила зрителей своим трогательным сюжетом и великолепной операторской работой. О том, почему работа Дальмиры Тилипберген заслуживает главного приза и почему казахстанскому зрителю следует ждать выход этого фильма в национальный прокат рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.
Сюжет
Картина рассказывает историю жизни одной традиционной кыргызской семьи, в которой рождаются только девочки. К этому моменту их уже пятеро, а жена вот-вот родит шестого ребёнка. Отец мечтает о том, чтобы хотя бы в этот раз у него наконец появился сын. Иначе, как боятся дочки, он уйдёт к другой женщине, которая будет способна подарить ему наследника.
Все события фильма происходят на летнем пастбище, близ небольшой кыргызской деревнИ. Местные жители хорошо знают друг друга, и поэтому часто позволяют себе фамильярные высказывания в сторону отца семейства Имана, подшучивая над его неспособностью зачать сына. Сюжет фокусируется на том, как вторая дочь Ууларно справляется с жизнью в таком традиционном обществе. Она не понимает, почему мужчины ценятся в семье настолько больше, чем девушки. Сначала, в попытках порадовать своего папу, девочка даже начинает одеваться и вести себя как мальчик, чтобы заменить отцу сына. Однако ближе к концу она и её сёстры принимают свою идентичность, начиная новую главу в своей жизни.
Традиции и новый мир
«Белек» — это в первую очередь разговор о сложившихся традициях Кыргызстана, которые очень легко адаптируются на реалии Казахстана. При этом, это ещё и очень личный разговор, ведь постановщица сняла фильм на основе своей жизни. Как и главная героиня картины, Тилипберген тоже является вторым ребёнком в многодетной семье, состоящей из пяти дочерей и одного сына.
По сюжету все пять дочерей носят говорящие имена. К примеру, «Ууларно» переводится как «желаю сына». Точно так же имя старшей сестры Сандажок означает «не считается». Даже мать семейства зовут Улту, что буквально значит «роди сына». Тот факт, что отец Иман назвал всех дочерей в качестве чего-то мало значимого, прося вместо них сына, многое говорит о персонаже. Но ещё больше это говорит об устройстве кыргызского общества, в котором весь фокус направлен на мужской пол.
Постановщица Дальмиры Тилипберген мастерски показывает процесс осознания этих традиций и постепенной борьбы с ними через имена. Так, влияние отца в семействе ослабевает в первую очередь, когда девушки начинают менять свои имена на более подходящие. К примеру, Сандажок просит называть влюблённого в неё парня «Сандабар», а Ууларно сокращает своё имя до Арно, символически убирая обсессию вокруг мужской фигуры.
В этот момент старый мир начинает разрушаться. Об этом крайне красиво заявляет арка в центре пастбища со слоганом «Мир, труд, май». В начале из-за ветра падает «Май», позже «Труд» и вот в конце на арке едва держится «Мир». Конечно, тут можно говорить и об исчезновении мира СССР, но этот знак также является аллюзией на патриархальный мир Кыргызстана, воплощённый в образе отца семейства. Благодаря попыткам девушек обрести власть над своей идентичностью, старому миру в итоге приходит конец, а у зрителя остаётся вопрос: «Что же теперь делать?». Ответ на это даёт финальная сцена фильма: идти вперёд и строить новый мир.
Визуальное повествование
«Белек» соткан из множества красивейших метафор и аллюзий, исследовать которые доставляет одно удовольствие. Хотя какие-то из них переданы зрителю через имена героинь и различные диалоги, большая часть фильма строится на визуальном повествовании. Так, все те идеи вокруг исчезающего старого мира не проговариваются, а показываются зрителю.
Также интересно наблюдать, как Тилипберген передаёт чувства главной героини на экране через движения камеры. Во время более спокойных сцен зритель видит статичные планы бескрайних горных просторов, стада скота, заполняющие весь экран и магические зелёные пастбища. Каждый такой кадр захватывает дух, погружая зрителя в деревенский быт кыргызов. Вместе с этим более драматические эпизоды сопровождаются съёмкой с ручной камеры. В одной сцене публика и вовсе не понимает, что происходит на экране, ведь камера просто беспорядочно кружится на одном месте. Но, несмотря на то, что понять этот эпизод изначально невозможно, эмоции, переданные через него, точно показывают состояние девочки Арно в этот момент. Именно ради таких сцен, напоминающих знаменитые кадры из «Летят журавли», и следует смотреть «Белек» Дальмиры Тилипберген.
Вывод
Картина «Белек» — это великолепный пример того, как можно через личную историю поговорить о национальной травме целой страны и даже региона. Если в Кыргызстане есть Ууларно, то в Казахстане — Улболсын. Поэтому лента Тилипберген получит отклик не только на её родине, но и у наших зрителей. Смотреть такое кино нужно, ведь в нём поднимаются важные проблемы для нашего общества. При этом такие фильмы дают надежду публике, что старый мир может исчезнуть. И хоть этот процесс будет болезненным, он способен привести к чему-то более светлому.
Автор: Oraz Kereibayev