С задержкой рейса, пожалуй, хоть раз в жизни сталкивался каждый путешественник. И однозначно это не то, что хочется повторить. Ведь в лучшем случае приходится несколько часов сидеть в аэропорту, в худшем — нарушаются все планы на поездку. Однако в ряде случаев за испорченное настроение и бездарно потраченное время можно получить компенсацию.

airport
Источник фото

Когда можно требовать компенсацию

Начнем, пожалуй, с того, что авиакомпании обязаны компенсировать только те неудобства, которые произошли по их вине. Например, ваш рейс задержали из-за того, что самолет не готов к вылету — это вина перевозчика.

А вот на плохую погоду или проблемы аэропорта авиакомпания повлиять не может, поэтому и компенсацию платить не должна. Впрочем, вполне может попытаться как-то скрасить ожидание пассажиров. Но это, так сказать, исключительно жест доброй воли авиаперевозчика.

Портал Aviasales, в случае задержки рейса рекомендует для начала узнать ее причину у представителя авиакомпании непосредственно в аэропорту или же на горячей линии перевозчика.

И если в ходе переговоров вы выяснили, что отложенный вылет был по вине перевозчика, можно требовать компенсацию. Она, к слову, зависит от того, из какой страны вы летите и где зарегистрирована ваша авиакомпания-перевозчик.

Казахстан

Права казахстанских пассажиров защищает закон Республики Казахстан «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации». А точнее его 86-я статья, которая предусматривает ответственность перевозчика перед пассажиром при отмене или задержке рейса (в том числе денежная компенсация в размере 3% от стоимости билета за каждый час задержки), если авиакомпания не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы. Это именно то, о чем мы говорили выше.

В том случае, когда в задержке все же виноват перевозчик:

  • если вы путешествуете с ребенком младше 7 лет, то вам должны предложить комнату матери и ребенка.
  • если вы ждете рейс больше 2 часов, то имеете право на бесплатные прохладительные напитки и на 2 телефонных звонка (включая международные направления) до 5 минут — или на отправку 2 сообщений по электронной почте;
  • если рейс задерживают более 4 часов, то авиакомпания обязана обеспечивать вас горячим питанием каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов — в ночное;
  • если ожидание затянулось на 6 часов ночью или 8 часов днем, то вас обязаны разместить в гостинице и доставить туда от аэропорта и обратно.
  • если рейс задержали на 10 часов, то перевозчик не только обязан предоставить все эти услуги, но и обеспечить вам перелет ближайшим рейсом другой авиакомпании до места назначения или полностью возместить стоимость билета.

При отмене или задержке рейса по вине перевозчика на срок свыше 10 часов он обязан либо обеспечить перевозку пассажира ближайшим рейсом до пункта назначения, указанного в билете, либо возвратить пассажиру полную стоимость билета. Выбор компенсации в этом случае, разумеется, за пострадавшей стороной. То есть пассажиром.

И все это авиакомпания обязана делать бесплатно. Если она вдруг отказывается предоставлять эти услуги, то на нее можно пожаловаться в Комитет по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан и в Комитет гражданской авиации МИР РК. Но сначала стоит все-таки обратиться на горячую линию перевозчика — он может решить эту проблему быстрее.

Россия

Здесь права пассажиров защищают федеральные авиационные правила. В частности, пункты 74, 99 и 227 статьи 120 кодекса РФ, которые обязывают обеспечить вам:

  • если вы путешествуете с ребенком младше 7 лет, то вам должны предложить комнату матери и ребенка;
  • при задержке рейса на 2 часа — бесплатные напитки и 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте;
  • при задержке рейса  4 часа — горячее питание каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью.
  • при задержке рейса  на 8 часов днем или 6 часов ночью — гостиницу и транспорт до неё.
  • вне зависимости от длительности задержки, всем пассажирам обязаны обеспечить бесплатное хранение багажа;
  • компенсацию — 25 рублей за каждый час задержки, но не больше половины стоимости билета. Плюс возмещение убытков, если вы покупали еду или напитки в аэропорту самостоятельно;
  • если авиакомпания предложит другой рейс, то вы сможете улететь на нем без доплаты, но самостоятельно выбрать его не получится.

Эти правила действуют на рейсах, которые вылетают из российских аэропортов или производятся российскими авиакомпаниями.

Европа

Поскольку основная часть Европы — это Евросоюз, то разбираться будем именно с их правилами. Если точнее — статьями 4–9 регламента  EC № 261/2004 и Монреальской конвенцией.

В Европе компенсации зависят от дальности полета. Иначе говоря, чем больше расстояние, тем на большее время должны задержать рейс. Например:

  • если маршрут меньше 1 500 км, то напитки и еду можно получить при задержке всего на 2 часа, а если от 1 500 до 3 000 км — то если рейс опаздывает уже на 3 часа;
  • если задержка превышает 5 часов, можно отказаться от полета и получить полную компенсацию;
  • если не отказываться и долететь до пункта назначения, то можно претендовать на компенсацию от 125 до 600 евро за задержку.

Кстати, конкретно в этом случае под Евросоюзом подразумевается не только 28 стран-участниц, а еще и Исландия, Норвегия, Швейцария, Гваделупа, Французская Гвиана, Мартиника, Реюньон, Майотта, Сен-Мартен, Асориш, Мадейра и Канарские острова.

А если вспомнить, что в Европе, помимо регламента  EC № 261/2004, действует еще и Монреальская конвенция, то требовать компенсацию можно и по этой норме тоже.

«По Монреальской конвенции авиакомпания компенсирует вред, причиненный пассажиру вследствие задержки рейса, повреждения или утраты багажа. Размер вреда рассчитывается индивидуально для каждого пассажира. Это могут быть, к примеру, расходы на такси и гостиницу — для подтверждения вреда пассажир прикладывает чеки и квитанции.

По регламенту ЕС 261/2004 пассажиру выплачивают денежную компенсацию за время, которое он потерял из-за задержки. Потеря времени — универсальная величина, единая для всех пассажиров.

Эти нормы предусматривают разные типы компенсаций, и их можно требовать одновременно. Моральный вред по этим нормам не компенсируют», — объяснил порталу Skyscanner менеджер EUclaim по Великобритании Аделин Нурдерхавен.

США

Здесь есть только один закон, касающийся задержек рейсов — по нему еду и воду должны предоставить при задержке рейса на 2 часа, но только если пассажиры уже сидят в самолете. Впрочем, местные авиакомпании частенько по собственной инициативе проявляют заботу о застрявших пассажирах.  

Американские правила действуют на всех рейсах внутри США и на рейсах из США, если это не рейсы европейских перевозчиков, вылетающие в ЕС.

Азия и Африка

Базовые нормы, в принципе, похожи на описанные выше: если рейс отменили или сильно задержали, вам почти всегда предложат возврат денег за билет или перелет другим рейсом без доплаты. Однако зависят они даже не столько от закона каждой конкретной страны (чаще всего в них указаны только примерные правила), сколько от внутренних правил каждой отдельно взятой авиакомпании.  То есть, когда вас будут кормить (и будут ли), предоставят ли гостиницу и выплатят ли компенсацию решает уже перевозчик. Особой заботы лучше не ждать. Поэтому перед покупкой билета стоит хорошенько вникнуть в условия перевозки — это сбережет кучу нервов, если рейс задержат или отменят где-нибудь в ЮАР.

При этом, если вы летите на самолете азиатского перевозчика из Европы, задержка и отмена рейса подпадают под Регламент 261/2004. Это значит, что вы можете рассчитывать на обычную европейскую компенсацию.

Исключение также составляет Королевство Марокко, которое в 2006 году подписало с Евросоюзом договор, по которому все марокканские авиакомпании, включая Royal Air Maroc и Air Arabia, подчиняются Регламенту 261/2004. Это значит, что при задержке или отмене рейса в Марокко вы можете рассчитывать на компенсацию по европейским законам.

Поделиться: