Динамику потребительского настроения на постоянной основе отслеживает Комитет по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК.
Как отметил председатель Комитета Аскар Тынысбеков, для этого ведомство регулярно проводит соцопросы. В частности, в прошлом году независимые эксперты провели опрос 10 тысяч респондентов. В результате выяснилось, что:
- 65% недовольны качеством медицинских услуг: поступают жалобы на грубость и некомпетентность медперсонала, большие очереди и некачественные медуслуги;
- 52% пожаловались на услуги интернет-провайдеров: неправомерное взимание абонентской платы, некачественное предоставление услуг интернета, увеличение и изменение тарифов без уведомления потребителя;
- 52% пожаловались на сферу туризма: грубость и некачественное обслуживание со стороны персонала, испорченную еду, отсутствие меню на государственном языке, несоблюдение норм гигиены.
В разрезе регионов порядка 70% жителей Актюбинской, Акмолинской, Туркестанской и Северо-Казахстанской областей указали на нарушения их прав в туристской деятельности. А вот 80% жителей Алматы, Костанайской и Карагандинской областей жалуется на услуги пассажирских перевозок всех видов. Кроме того, жители Астаны (61%) и Алматы (62%) чаще всего выбирали вариант ответа «не удовлетворены услугами интернет-провайдеров».
«Озвученные результаты общественного мнения показывают, что проблемы сферы прав потребителей в отдельных отраслях носят по-прежнему системный характер и повторяются из года в год», – отметил Аскар Тынысбеков.
По его словам, для того чтобы решить этот вопрос, государству необходимо проанализировать причины недовольства казахстанских потребителей и ввести базовые принципы закона «О защите прав потребителей» в тех сферах, на которые граждане жалуются чаще всего.