На туристическую целину. Чем Костанай интересен для приезжих


В последнее время казахстанцы заново начали открывать для себя собственную страну. Если раньше поездка на выходные или в отпуск по Казахстану вызывала недоумение, то сейчас искренний интерес. Правда, есть города, которые в Казахстане ну никак не ассоциируются с туризмом. И зря – например, Костанай вполне достоин того, чтобы стать туристическим направлением. 

У нас Костанай ассоциируется с целиной, хлебом, комбайнами - в общем, образ всеказахской житницы. Что правда! Однако Костанай привлекателен еще и богатой историей города, хотя как город он относительно молод - ему нет еще и 150 лет. Но период становления Костаная совпал с периодом культурного, общественного и политического подъема в казахской степи. Здешние улицы и дома помнят великих казахов - Ибрая Алтынсарина, Ахмета Байтурсынова и многих других. 

Чтобы ощутить атмосферу старого города, надо пройти несколько кварталов от набережной. «Старый город» сосредоточен в основном в районе улиц Алтынсарина, Аль-Фараби и Каирбекова. Здесь сохранилось немало старинных зданий. Вообще, архитектурное наследие рубежа прошлого и позапрошлого веков в Костанае довольно неплохое.

Большинство зданий старого города имеют один неизменный признак. Почти все они построены из красного кирпича. До революции здесь было невиданное множество краснокирпичных заводов: местные породы глины позволяют производить качественный кирпич. Часть дореволюционных кирпичных заводов базировались прямо здесь, в Кустанае, часть красного кирпича завозилась из Челябинска. К слову, оттуда его продолжают завозить и по сей день.

Костанайцы очень ценят свое архитектурное наследие и даже новые частные дома предпочитают возводить именно в купеческо-заводском краснокирпичном стиле. Иногда даже опытный глаз путается – где историческое здание, а где новодел. Распознать это не так сложно - надо лишь приглянуться к цвету раствора. В новых домах «прожилки» между кирпичами свежие и белые. А стилистически их порой различить довольно сложно. 

Из красного же кирпича построено и бывшее здание «Народного дома», где сейчас находится управление культуры Костанайской области. Когда-то это был торговый дом известного купеческого клана Поклевских-Козелл. Здесь были погреба для оптовой торговли вином, винная лавка и трактир. После введения государственной винной монополии здание уступили в аренду, а потом продали городскому обществу попечения о народной трезвости, которое открыло чайную и общедоступную библиотеку-читальню. А в 1903 году здесь устроили Народный дом, которые в преддверии революции открывались повсеместно. Они были призваны обеспечить доступ рабочего класса к культуре и как-то утихомирить их революционные настроения. Народный дом стал центром досуга: на небольшой сцене на втором этаже играли любительские спектакли, проводились концерты, музыкальные вечера, научно-популярные лекции.

Своего рода архитектурная доминанта этого квартала - это краеведческий музей. Располагается он в некогда самом роскошном магазине Костаная - в пассаже купцов Яушевых. Вообще каждое второе старое здание Костаная – наследие этой купеческой династии. В свое время залов и хранилищ этого пассажа хватало, чтобы в эвакуации хранить здесь фонды Исторического музея Москвы. 

А если заглянуть во двор, мы увидим довольно нетипичную достопримечательность для наших времен. Пожалуй, нигде в Казахстане не осталось столько мемориалов представителям «красной» стороны гражданской войны 1917-1921 годов. Возможно потому, что этот эпизод очень уж кровавый и бесчеловечный, показывающий то, как быстро война расчеловечивает и будит в людях самое низкое, темное и звериное.

Этот мемориал посвящен истории подавления Кустанайского крестьянского восстания. В годы «гражданки» грабежом крестьян славились не только большевики с продразверсткой, но и белые с их карательными отрядами. В марте – апреле 1919 года здесь вспыхнуло восстание, которое охватило значительную часть уезда. Пятого апреля повстанцы сумели выбить белогвардейцев из Костаная. Но уже восьмого апреля направленные на подавление восстания карательные части колчаковцев начали артиллерийский обстрел города.

После ожесточенных боев повстанцы оставили город, и началась кровавая расправа над его жителями. Город был усеян трупами, а вода в Тоболе окрасилась в темно-красный цвет. На этом месте осталась изрешеченная пулями стена – место расстрела повстанцев. Гражданская война сильно прошлась по Костанайской области: в 1919 году власть здесь менялась по нескольку раз в несколько месяцев.

Этот мемориал довольно впечатляющий. Хотя со стороны не так заметен – он словно спрятался в стенах старого города.  

Прогуливаясь по местному «прогулочному Арбату» и его окрестностям, можно обратить и на другие примеры купеческой застройки в стиле модерн: дом купца Каргина, дом промышленника Столя и т.п.

Однако главная достопримечательность «старого города» и Костаная в целом – большие городские куранты. Этому атрибуту могут позавидовать жители многих казахстанских городов. Даже алматинские часы на башне Главпочтамта никак не желают работать, сколько бы их не реставрировали и не перезаводили. Костанайские же  работают безотказно. Само строение довольно причудливое. Построена башня с курантами в конце 1980-х годов как архитектурная вставка между двумя жилыми зданиями (1960-го и 1970-го гг). Автор проекта – архитектор Иосиф Иосифович Искаков. Может быть, из-за старинных поверий о башенных часах построенную Искаковым не так давно башню стали воспринимать как старинное здание из прошлых веков. Что неудивительно - кажется, что куранты всегда там стояли. Что ж, прижившийся новодел – лучшая оценка истории.

Другая важная достопримечательность исторического центра – музей Ибрая Алтынсарина. Великий педагог, просветитель и поэт – пожалуй, самый именитый костанаец. Музей создан на месте одной из основанных Алтынсариным школ и имеет подробную экспозицию. Здесь можно увидеть много атрибутики, посвященной жизни Алтынсарина. Это и его личные вещи, и образец класса в одной из основанных Алтынсариным школ. Особое внимание приковывают фотографии, сделанные в последние месяцы жизни Алтынсарина. Лишь в 1880-е годы в Костанае появился фотоаппарат, позволивший запечатлеть великого просветителя. В основном с него писали портреты.

Пожалуй, ни один другой человек в 19 веке не сделал так много для развития образования в Казахстане. Система школ-гимназий-училищ в Костанае и во всем Северо-Западном Казахстане создана усилиями Алтынсарина. Более того, особое внимание Алтынсарин уделял образованию женщин. По сути, его можно считать феминистом. Именно Алтынсарин настаивал на скорейшей эмансипации и предоставлении женщинам больших прав. Одно можно сказать точно: появлению первых по-европейски образованных казахских женщин мы должны быть благодарны Ибраю Алтынсарину.

К слову, почтить память великого просветителя можно не только в музее, но и в мавзолее на его могиле. 

В историческом центре расположены старые церковь и мечеть, пережившие лихие времена. Мечеть 1893 года построена на пожертвования купеческой семьи Яушевых – об этом купеческом клане мы уже упоминали. Здесь совершили никях - мусульманское венчание - великий казахский лингвист, поэт и просветитель Ахмет Байтурсынов со своей возлюбленной Александрой Журавлевой (Бадрисафой) В общем, место историческое. В 1930-е годы здание мечети было передано под клуб. А после войны здесь располагался КТЮЗ (кинотеатр юного зрителя), затем здание было перестроено под концертный зал областной филармонии, которая и располагалась здесь до конца советской власти.

Через несколько кварталов от мечети сохранилась старая церковь святых Константина и Елены. Сегодня в храмовом комплексе есть сразу две церкви. Новая, построенная уже в XXI веке, и старая деревянная, много повидавшая на своем веку. Небольшая деревянная церковь сегодня пребывает не в лучшем состоянии – все-таки за весь переменчивый ХХ век она не раз находилась на грани сноса. Когда-то здесь располагался госпиталь, а после войны здание вернули верующим. Впервые открылась эта церковь в 1900 году. Сейчас здесь служат, в основном, отпевания. В городской акимат руководство епархии постоянно ходатайствует о присвоении церкви статуса памятника архитектуры. Возможно, тогда процесс восстановления памятника пойдет быстрее.

Загородный релакс можно «поймать» в небольшом селе Боровском с папоротниковыми лесами и озером – здесь в самую пору снимать триллеры про затерянный мир. В каком-то смысле так оно и есть. Это затерянный от казахстанских туристов мир. Самое время его обнаружить. 

Автор: Константин Козлов

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше