За последние годы локальный рынок fashion-ритейла сильно изменился. Не последнюю роль в этом сыграл крупнейший в Казахстане department store класса люкс Saks Fifth Avenue, которому в этом году исполнилось 10 лет. Мы поговорили с генеральным управляющим по коммерции и стратегическим вопросам VILED Group Андреем Копытиным о том, как Saks Fifth Avenue пришел на казахстанский рынок и добился небывалого успеха.
Андрей, как вы оцениваете для себя пройденный путь? Чего удалось добиться бренду за десять лет?
Важно понимать, что Saks Fifth Avenue стал первым магазином формата department store в Казахстане. Ни десять лет тому назад, ни сегодня проект не имел и не имеет аналогов, и одним из важнейших достижений можно считать тот факт, что благодаря SAKS наши соотечественники, совершая шопинг, получают опыт, ничуть не уступающий впечатлениям от посещения крупнейших премиальных универмагов планеты. Монобрендовые бутики легендарных Домов моды, одежда, обувь и аксессуары для всей семьи, ювелирные и часовые изделия, косметика и парфюмерия, подарки и товары для дома – SAKS Almaty стал первым и уникальным в своем роде пространством, где можно найти все перечисленное.
Как сильно изменился рынок fashion-ритейла глобально и локально за это время? Какие нестандартные задачи приходилось решать в ходе перемен?
Можно смело сказать, что период динамичного развития отечественного fashion-ритейла в соответствии с мировыми стандартами совпал с открытием SAKS, Esentai Mall и монобрендовых бутиков. Все эти события фактически позволили обозначить место Казахстана на модной карте мира как одной из важных и заслуживающих внимания точек. Изменений произошло немало: как на локальном, так и на глобальном уровне за десять лет ряд брендов из числа наших партнеров буквально вышли в стратосферу по темпам развития, их узнаваемость взлетела, а востребованность многократно возросла. Наряду с этим, были большие и знаковые лейблы, которые, несмотря на свою легендарность, славную историю, некогда высокий статус и показатели продаж, не выдержали испытания временем и не смогли полноценно адаптироваться к сегодняшним реалиям.
Если говорить о частных наблюдениях, касающихся нашего рынка, то нельзя не отметить то, как демократизировалась мужская мода – все больше наших клиентов, чьи гардеробы ранее состояли исключительно из строгих костюмов, сегодня выбирают элегантный, но все-таки куда более расслабленный стиль.
Что же до нестандартных задач, одной из таких безусловно является выход в digital и развитие направления e-commerce. Пандемия, среди прочих процессов, дала толчок этим переменам, и сегодня digital-направление при всех его фундаментальных отличиях является для нас не менее важным и перспективным, чем оффлайн-шопинг.
Насколько сложной задачей было перенимать опыт зарубежных коллег? Что адаптировать под нашу действительность оказалось увлекательнее всего?
До того, как открыть Saks Fifth Avenue в Алматы, мы как компания и как команда прошли ряд проверочных и подготовительных процедур. Безусловно, у SAKS высокие стандарты в отношении всех процессов, поэтому нам удалось выстроить не менее слаженно работающую систему, во многом основанную на гайдлайнах головного офиса компании. При этом нельзя не упомянуть, что благодаря многолетнему опыту работы с ювелирно-часовыми изделиями и сегментом luxury goods в целом, мы обладали пониманием и видением того, как привести SFA к высоким результатам и правильно локализовать все основные положения.
Быть оператором таких крупных брендов – это большая ответственность. Как вам удалось выстроить систему, позволяющую поддерживать операционные процессы, закуп, создание контента на таком высоком уровне?
Продолжая тему, затронутую в предыдущем ответе, могу сказать, что наша команда постоянно находится в контексте всего, что происходит не только в Казахстане, но и за его пределами. Мы непрерывно поддерживаем связь с коллегами из Нью-Йорка и других модных столиц планеты. При этом, обладая многолетним и уникальным опытом и научившись буквально предвосхищать желания клиентов, мы применяем собственные знания на практике, создавая некую синергию международных стандартов качества и нашего собственного bespoke-подхода к организации всех рабочих процессов.
Что вы можете сказать о казахстанском рынке fashion-ритейла? В чем его отличительные черты? В каком направлении, на ваш взгляд, он движется? И какую роль в этом играет SAKS?
На сегодня многие тенденции носят всемирный характер – благодаря социальным сетям и тому, как с ними работают бренды, условный список must have вещей сезона для трендсеттеров Нью-Йорка, Дубая и Алматы будет если не одинаковым, то совпадающим по многим параметрам. Среди по-настоящему характерных отличий я могу отметить разве что следующий факт: немалая доля продаж в Saks Fifth Avenue Almaty приходится именно на одежду, в то время как за рубежом «в топе» продаж неизменно находятся обувь и аксессуары.
Это говорит о том, что наши соотечественники и соотечественницы умеют и любят одеваться, подбирать образы под тот или иной повод и экспериментировать со стилем.
Что же до роли, которую во всем этом играет SAKS, она предельно проста: наша задача (с учетом того, что закупки производятся задолго до начала сезона) – предвосхитить желания наших клиентов и превзойти их ожидания.
Какие отношения с модой сложились у вас за годы работы в ритейле?
Как и многие мужчины, за прошедшую декаду я стал чаще предпочитать деловому стилю более свободные опции. Однако, в силу рода деятельности, на моду я все еще смотрю с сугубо профессиональной точки зрения, а в собственном гардеробе больше всего ценю комфорт, функциональность и универсальность.
Какими планами на развитие франшизы вы можете поделиться?
С радостью могу сообщить, что контракт с Saks Fifth Avenue был продлен, процедура due diligence в очередной раз успешно пройдена – а значит, нас ждет еще больше увлекательных событий, долгожданных новостей и запусков. Планы действительно амбициозные и долгосрочные – в нынешних реалиях это, наряду со стабильно растущими показателями, является важнейшим фактором успеха.