"Наука, как хорошее вино, в ней нет срока давности". Как молодые преподаватели AlmaU ломают стереотипы


Современную науку двигают амбициозные, энергичные ученые, для которых исследования давно уже вышли за рамки академических кабинетов. Ломаем стереотип о том, что наука - это скучно, вместе с преподавателями AlmaU.

Дмитрий Огай, профессор практики Школы экономики и финансов

Я не хотел сидеть в кабинете все время, меня всегда привлекали полевые исследования или, как раньше называли, экспедиции. Термин «наука» у меня всегда ассоциировался больше с практическими экспериментами и известными исследователями-первооткрывателями, такими как Фритьоф Нансен, Роберт Скотт, Никола Тесла и Джеймс Кук. И я долго не мог понять, почему наука такая: нужно читать все, что есть по данной тематике в разных журналах, но нельзя самому увидеть, потрогать, свое мнение изложить. Поэтому, когда я подошел к этому осознанно, хотелось хоть немного сохранить тот старый подход к научным исследованиям. Хотелось отличаться от современного стереотипа научного работника, увязшего в куче научных статей. Хотя, безусловно, без публикаций в авторитетных изданиях никуда не деться в современном научном сообществе.

Ученые - это особая каста любознательных людей. У исследователей разных стран и даже континентов есть много общего. Они думают одинаково, дышат одним воздухом, в них, можно сказать, течет одна кровь, независимо от рас и национальностей. И, конечно, они всегда готовы помочь друг другу. Поэтому с коллегой решили пойти другим путем - мы изучаем лучшие практики в различных университетах по всему миру и стараемся посетить их, чтобы на практике увидеть, как тема нашего research воплощается в жизнь там.

Коллаборация происходит практически между всеми областями науки. Если раньше в статьях было по один-два автора, то сегодня в статье может быть от 5-10 авторов из разных стран, разных направлений и обязательно будут дата-аналитики.

Идея для исследований может прийти совершенно случайно. Я вдруг обратил внимание, что один из самых доступных и потребляемых в мире и Казахстане тропических фруктов - бананы вдруг стали стоить дешевле отечественной морковки. И меня понесло. Как они попадают к нам? Почему они не портятся в течение двух месяцев на этапе логистики, а чернеют на следующий день после покупки? Сколько они вообще стоят в Эквадоре и сколько зарабатывают ритейлеры на сбыте?  Решили отправиться в Эквадор, чтобы узнать об этой индустрии и какую роль они играют в экономике стран, которые их производят. Благодаря поддержке руководства нашего университета и нескольких вузов-партнеров AlmaU в Южной Америке это оказалось сделать даже проще, чем можно себе представить.

Мы даже стали собирать стикеры с бананов от разных производителей. Вы, кстати, знали, что эти маленькие наклейки абсолютно безопасны для здоровья и даже съедобны? Насчитали более 50 компаний, занимающихся экспортом бананов в нашу страну. Каково же было наше удивление, когда эквадорские студенты были сами поражены количеству компаний, занятых в этой ключевой для экспорта страны индустрии. В итоге мы собрали колоссальный контент, полученный как в результате интервью с руководством одной из крупнейших в мире компаний по производству бананов, которой владеет известный промышленный холдинг из… Японии. Да, вы не ослышались…, так и материал собранный прямо на плантациях в банановой провинции Гуаяс.

У ученых одна проблема - куча идей. Когда мы разбирались с темой бананов, заметили, что студенты часто используют их на перекус. Тогда пришла в голову идея - исследовать питание студентов и выявить, как оно влияет на академическую успеваемость. Нашли поддержку у тех, кто занимается нутрициологией и изучением студенческого питания. Это университеты в Германии и Норвегии, а именно в городе Берген - у них есть достаточно серьезные исследования в этой теме, есть обязательная программа для школьников по правильному питанию. Началось все с простого письма директору центра нутрициологии. Она нашла время среди своей клинической работы, опытов и нескончаемых встреч, чтобы проконсультировать нас и дать экспертную оценку. В очередной раз мы поняли, насколько известные ученые готовы помогать начинающим исследователям даже из таких далеких для Северной Европы стран.

Мы были в этих столовых, пробовали еду, говорили с местными студентами и школьниками. Столовая старейшего в Германии Гейдельбергского Университета вообще отмечала 100-летие в дни нашего посещения. Невозможно передать все эмоции, когда ты прикасаешься ко всему этому, а не просто читаешь об этом статью в авторитетном журнале. Теперь, на следующем этапе, мы хотим сделать то же самое, но уже в другом регионе планеты – Филиппинах.

Мой путь в науке - больше практический. Кабинетные исследования – точно не самая интересная составляющая часть научных исследований. Хотя, безусловно, собранные данные нуждаются в качественной обработке и глубокой аналитике с использованием современной методологии и различных научных подходов.

Хожу пешком по 15-20 км в день. Приходиться держать себя в некоторой форме и придерживаться здорового питания. Это неотъемлемая часть самого исследования. Если ты спрашиваешь студентов об их питании – покажи им пример. Есть мнение, что в целом студенты, которые придерживаются правильного питания, более дисциплинированы. Теперь ее нужно проверить с научной точки зрения. Было бы идеально, если получиться имплементировать результат в родном университете. Государство безусловно выделяет финансовые средства на питание школьников, но подкреплять эти программы научными фактами крайне необходимо.

Наука переживает глобальные изменения. Практически 99% всех мировых исследований направлены на устранение последствий, к которым человечество само себя и привело. Я имею в виду достижение целей устойчивого развития. Я постоянно задумываюсь: что мы с ней творим… и вообще как она до сих пор все это терпит.

Про цели устойчивого развития, изменение климата, ответственное потребление мы слышим каждый день по многу раз. Почти каждое научное исследование так или иначе затрагивает эту чувствительную тему, поэтому я стараюсь быть причастным к этому сам.

Я практически два года не ездил на автомобиле. Даже редкие поездки на такси оставляли какой-то осадок из-за того, что автотранспорт по-прежнему является одним из главных источников выбросов. В наших поездках мы всегда стараемся арендовать электрокары. Поэтому отчасти чувствую себя «зеленым». И мне очень нравится, как молодое поколение чувствительно к этим вопросам. Стараются подбирать себе экоодежду, используют электросамокаты и электрические автомобили. У меня очень большая надежда на нынешних студентов. Они уже будут другими.

Мне нравится американский подход в науке - под любое решение есть куча исследований. Если в Казахстане что-то случается, мы только тогда начинаем думать, что делать: собираем совещание, решаем экстренные вопросы. А у них подход другой - в науку вливаются огромные средства крупного бизнеса либо государства, чтобы таких ситуаций экстренных не происходило. Они знают, что исследователи все просчитают.

И когда что-то происходит, они не думают что делать. У них уже есть инструкции на каждый шаг. Не думай, просто - бери и делай. За тебя уже подумали, смоделировали, проверили, потом уже будешь анализировать. На каждый вариант развития событий составляют план. И этим занимаются университеты.

Я хотел стать моряком. И даже первое свое обучение начал в военно-морском училище, потом не сложилось и мне пришлось дослуживать срок военной службы в военно-морском флоте. Ни одного дня я не пожалел. Возможно, это были одни из лучших 2 лет в моей жизни. Я считаю, что это очень важный этап в жизни для становления мужчины. Посмотрите, до сих пор в таких экономически развитых и прогрессивных странах сохранилась обязательная военная служба: Австрия, Норвегия, Швейцария, Израиль, Финляндия, Южная Корея и даже Эмираты… Возможно, отчасти этим можно объяснить высокий уровень дисциплины как в бизнесе так и в обществе в целом. Но это уже тема отдельного исследования…) 

Быть ученым - значит, иметь свободное мышление. Преподавателем стал случайно и ни дня не пожалел. Быть частью академического сообщества дает такие неоспоримые преимущества и возможности, что перечислять их заняло бы достаточно большое время. Но главное - это свобода. Не только иметь более свободный график работы, но чувствовать себя свободным мыслить и не придерживаться стереотипов. У нас в университете нет такой жесткой субординации. Это и не нужно. К примеру, если вы придете к нам в университет, то обратите внимание на то, что двери в кабинетах ректора и всех проректоров всегда открыты. Вы просто можете идти мимо, зайти и поговорить практически на любую тему. Мы просто все - часть одной команды.

Со многими студентами поддерживаем связь после завершения обучения. С некоторыми становимся друзьями. Мой коллега и друг по нашим совместным исследованиям, с которым мы создали AlmaU Research Team, мой бывший студент. Самые восхитительные моменты ты испытываешь, когда видишь как они добиваются успеха и делятся первыми своими достижениями. Представляете, даже не с близкими и родными, а с тобой. Это очень трогательно.

Тайны успеха очень просты - не опаздывай на работу, делай все в срок, не молчи и задавай вопросы, занимайся дополнительно. Знания сейчас доступны как никогда.

Никогда не забуду слова одного проректора из одного из Университетов Караганды: со студентами нужно разговаривать на их языке. Кстати, о языках...

По моему глубокому убеждению, языки - это богатство, которое никто никогда у вас не отнимет. Всегда говорю студентам: учите языки пока есть время. У меня были студенты, которые на спор, или в наказание за не очень успешную сдачу экзамена осваивали немецкий или французский языки практически с нуля, примерно за один-два года. А иногда и оба сразу. И награда не заставляла себя ждать. Это могла быть и стипендия в одном их европейских вузов и даже стажировка в Европейском Парламенте и Совете Европы, но чаще всего это уверенность в поведении, восхищение окружающих и, как правило, более высокооплачиваемая заработная плата и качество жизни. Считаю, языки сильно влияют на человека, они придают ему какую-то колоссальную уверенность. В знании языков я сильно давлю на студентов.

3 книги, которые советую прочитать: Фредерик Мишкин «Экономическая теория денег и финансовых рынков», Виктор Суворов «Аквариум», Борис Акунин, Анатолий Брусникин, «Герой иного времени».

Алишер Садыков, старший преподаватель Школы экономики и финансов

Все началось со статьи. Когда поступил в университет, заинтересовался темой Таможенного союза. Преподаватель посоветовал написать исследование - статья попала в сборник МГУ, тогда были Ломоносовские чтения. Честно, я удивился тому, что наука такая объективная и честная. Неважно, какой ты - молодой, без бэкграунда, если ты копаешь тему, показываешь свои знания, анализируешь, то невозможно здесь что-то подстроить. Так я попал в научную среду.

Наука - это крутой трамплин для роста коммуникаций. Еще во время учебы я начал участвовать в различных конференциях, написал более 40 статей. Сформировал более четкие темы для исследования: критика возможности Таможенного союза, темы, связанные с международным брендингом. Тогда я понял, оказывается, с первого курса уже пишу свою дипломную работу: управление экономикой Казахстана за 30 лет независимости. Мне посчастливилось проходить практику в ООН, в региональном хабе, я был стажером и все свои данные сверял с их данными. На защиту пригласил представителей ООН, были мои профессора, мы так хорошо подискутировали.

Это был такой молодой, горячий взгляд, но это помогло мне вкусить, что такое наука.

Профессор пригласил нас в паб. Это было в первый день учебы в Англии, я поступил туда по Болашаку. Он пришел на лекцию и сказал: давайте знакомиться, но не здесь, а пойдем в паб. Все студенты пошли и два часа общались. Тогда я понял: преподаватель - это не тот, кто карает, а тот, кто поможет, подскажет. В советской системе был такой подход - провести экзамен и завалить студента. А у меня - провести экзамен, чтобы поддержать студента, чтобы он мог идти дальше. Экзамен - это просто экзамен, он не влияет на твою личность, не влияет на твою успешность.

Студенты - народ прогрессивный. Я говорю: окей, сегодня вы можете получить двойку по моему предмету, но это никак не повлияет на мои отношения с вами. Не думаю, что преподаватель должен быть боссом и говорить, что делать. Такая модель не принесет ничего. Мы все в одной лодке и мы все друг у друга учимся. И у нас в AlmaU такой подход, заточенный на западную модель: есть офис-часы, когда студенты могут просто прийти в кабинет к преподавателю, мы можем обсудить предмет, лекцию или поговорить о жизни, что у них происходит. Они вправе задать свои вопросы и все это останется между нами. Такой мостик доверия позволяет студентам больше полюбить предмет.

Мы в одной тусовке с коллегами по всему миру. Научный мир очень открытый, все друг друга поддерживают, совместно пишем статьи, помогаем друг другу. В прошлом году в составе команды AlmaU Research Team у нас была большая поездка по Латинской Америке - Эквадор, Колумбия, Коста-Рика, Мексика. Мы там исследовали вопрос национального брендинга. Какие инструменты используют эти страны для привлечения туристов. Мы ранжировали страны, которые хотели посетить с обменом опытом. И было три критерия: страна должна была быть развивающаяся, иметь определенные показатели ВВП. В стране - еще не демократия, или они на пути к демократии, в переходном процессе. Или может быть даже автократия. Третий критерий - эти страны должны как-то заявить о себе в мире. Все это очень похоже на Казахстан. Цель была - изучение стран, с нами конкурирующих, чтобы понять, чему можно учиться у них, в чем мы можем помочь им.

Во всех этих странах устанавливаем контакты с вузами-партнерами. Это позволяет работать в коллаборации. Давать лекции, проводить исследования, обмениваться опытом. Отношения с коллегами по всему миру - это игра вдолгую, и дружба, и партнерство.

Фильм “Борат” мог бы принести пользу Казахстану. Мое мнение может кому-то показаться абсурдным, но почему тогда, на волне информационного бума, не пригласили в Казахстан Сашу Барона Коэна? Можно было привезти его в страну, предложить снять передачу по туризму. И он бы рассказывал про Казахстан. Многие восприняли его в штыки, и я понимаю чувства казахстанцев, но он же высмеивал не нашу страну, а высмеивал американскую политику - как они воспринимают реальность. К сожалению, негативное отношение подогрело интерес, но Казахстан мог бы извлечь плюсы для себя.

Сейчас Казахстан много что делает в развитии нацбрендинга. Но то, что есть, было бы хорошо оживить.

Есть много факторов, влияющих на нацбрендинг. В частности, президент недавно говорил - провести унификацию всех символов регионов, городов. Нужно создать единый понятный образ. Это мы увидели в Эквадоре. У них слоган: Эквадор - земля огня. И они везде его пиарят, привлекают туристов и целое государственное агентство заточено под это дело.

В Казахстане много за последние годы открылось агентств, которые якобы отвечают за нацбрендинг, при министерствах есть свои департаменты, но это все разношерстно, у каждого свои цели. Было бы неплохо иметь единого агрегатора, который бы занимался продвижением нацбрендинга. В этом направлении есть конкретные шаги, мы их видим. Но некоторые страны уже опережают нас, почему бы нам не учиться у них, обмениваться опытом.

Надел костюм с надписью "Президент". Помню такой момент в детстве: Когда нужно было надеть какой-то костюм и рассказать, кем ты хочешь быть. Мы с мамой купили новый костюм-тройку, я его надел и написал "Президент". Логически же все правильно - вот костюм, вот президент (смеется). Не знаю, хотел ли быть на самом деле, но вот такой случай был.

Наука, как хорошее вино, в ней нет срока давности. Карьера хорошего научного сотрудника начинается лет в 40-50, до этого он только готовится. Многие профессора-экономисты уже на пенсии, но читают лекции в Гарварде.

Почему выбрал экономику? Все, что мы видим, все, что нас окружает - это экономика. Экономисты - это такие люди, которые не могут поставить научный эксперимент. Они всегда постфактум могут пояснить реалии. Экономистов в науке у нас, к сожалению, недостаточно. А влияние экономистов в мировую науку колоссально. И меня это вдохновило.

Привычка - отдавать. Посоветовал бы молодым людям: после школы год потратить на поиски себя, на западе есть такая практика. Если не получается сразу после школы, то после университета. Ездить по миру, участвовать в волонтерских организациях, увидеть другой взгляд на мировые проблемы. И потом уже поступать на работу или на учебу. Когда вы видите, какие проблемы волнуют людей во всем мире, у вас появляется такая привычка  - отдавать, служить обществу.

Главное достижение в жизни. Мама здоровая и счастливая. Думаю, это самое важное сокровище.

Мечтаю о том, чтобы быстрее закончилась война. Чтобы было меньше страданий в мире и чтобы наши медики и ученые смогли изобрести лекарства и лечение от неизлечимых болезней сегодня.

Прогулки по Алматы - это мой отдых. Стараюсь находить время для покоя, у евреев есть прекрасный день - Шаббат, когда все отдыхают и этим чтят друг друга и Господа. Поэтому в свободное время стараюсь отдыхать умом и телом. Читаю, общаюсь с друзьями из разных стран. Из хобби - собираю открытки из разных стран мира.

3 книги, которые советую прочитать: Библия, Сейдахмет Куттыкадам «Служение нации», Сергей Гуриев «Мифы экономики».

Рим Абдуллин,

академический декан Школы политики и права

У меня всегда было много вопросов, на которые не всегда были ответы. Когда я учился на последних курсах, мне очень хотелось попасть работать в академическую среду. Моя альма-матер КИМЭП очень сильно отличается от вузов Казахстана, там была некая свобода, мода на то, чтобы быть умным. Он тогда только зарождался, а сейчас это тренд. И мне всегда казалось, что академическая среда - она настолько конкурентная, но в то же время настолько дружелюбная. Что она действительно помогает в саморазвитии.

Бизнес - он высококонкурентный, но он не любит людей. А в образовании высокая конкуренция, но все пытаются что-то вокруг себя улучшить. При этом наука - это дружелюбная экосистема. Если у тебя не получается, то окей, давай попробуем сделать еще раз, не проблема, это же эксперименты.

Наши студенты чувствуют свободу и транслируют ее в своих работах. В AlmaU одна из главных ценностей - свобода, она транслируется в нашей культуре и все влияет на нашу экосистему. Студенты исследуют то, что хотят, что им интересно. Если они фейлят что-то, то не опускают руки, ищут другую нишу. Либо пытаются заново. И это вдохновляет.

Не нужно равнять всех людей на себя. Общаясь со студентами, всегда напоминаю себе об этом. У каждого свой бэкграунд, своя рефлексия. И это нормально, что она понимает этот мир не так, как я.

Допустим, даю задание: прочитайте сказку Андерсена про платье короля. Они читают и приходят совершенно не к тем выводам, которые я от них жду. И вот это классно, когда тебе постоянно напоминают, что люди разные. Не нужно думать, что человек глупый, если он сделал выводы не те, что ты от него ждешь. Он просто не умеет, значит ему нужно еще раз объяснить.

Я не супермен, а обычный человек. Что-то могу, что нет и это нормально. Нужно принять, что у человека есть слабые стороны.

Ничего невозможно без правды. Принятие правды - это самое важное. Наука для чего вообще нужна? Чтобы мы максимально приблизились к правде, максимально правдиво ответить на вопросы, поэтому на своих лекциях по критическому мышлению учу студентов искать правду.

Мир полностью изменился. Мой ресерч по международной безопасности - исследую американскую стратегию в Афганистане, начиная с 2001 года и по сегодняшний день. В новейшей мировой истории 11 сентября - это ключевое событие. Все изменилось. В науке появился официальный термин “война с терроризмом”. Феномен терроризма мало кто изучал до этого момента. Феномен исламского терроризма никто не изучал. И то, что Буш объявил войну с терроризмом - это было беспрецедентно. Раньше мы воевали с людьми, теперь мы воюем со смыслами.

Как победить терроризм? Никак и никогда вы его не победите. Надо делать условия, чтобы его стало меньше. Вы никогда не поборете идею человека. Помните фильм “Начало”: если вложить идею в голову, она не даст ему покоя, пока человек не воплотит ее в жизнь. Поэтому людям тяжело бороться с идеями.

Я хотел быть футболистом. Я даже играл за дубль “Кайрата” до поступления в университет. И тогда уже надо было выбирать: либо идешь в физкультурный и становишься футболистом, либо идешь по другому пути. Выигрывал чемпионаты Казахстана, международные кубки. Если бы это было сегодня, я бы наверное выбрал спорт. Но в то время, когда мы, играя за профессиональный футбольный клуб, покупали за свои деньги экипировку, - это было странно. Ничем нас не обеспечивали, все было за свои деньги. И будущее было малоперспективным.

Сейчас играю в футбол два раза в неделю. Занятие футболом мне помогает быть в тонусе, дает моему телу ресурсы для занятия наукой.

Самое мое большое достижение - я батя, хороший отец. Ну, мне так кажется, хотя надо спросить у моего сына, но других-то отцов не видит: одного отца знаю, он вроде нормальный (смеется).

Люблю с ребенком своим тусоваться, ему 6 лет. И все свое свободное время с ним провожу, ходим, гуляем. С ребенком классно. Он всегда говорит правду. Мы общаемся на равных. Если он говорит, почему мне нельзя, а тебе можно. Аргумент: потому что я взрослый - не работает.

Мне нравится следить за трендами. Нравится изучать что-то новое, следить за трендами, спорить с коллегами. Мне нравится, когда я могу одним из первых что-то кому-то сообщить.

Каких-то вершин достигаю и эти позиции мне позволяют делать что-то еще лучше. Не боюсь говорить о проблемах. Если после разговора со мной, после книг, которые я советую, после материала на лекциях,  хотя бы один-два студента смогли изменить мнение, то это классно.

Говорите правду, ищите правду, добивайтесь правды. Правда - это стержень, то, что делает из нас тех, кто мы есть. Что бы мы не говорили на людях, каждый внутри про себя знает правду. Признание правды - открывает новые возможности для нас.

Я когда-то начинал бизнес, у меня не получилось, я это признал и успокоился. И мне стало легко, я люблю то, чем занимаюсь, это приносит мне доход, я ни не что не жалуюсь. Когда я признаю то, в чем силен, это приносит и доход, и наслаждение.

3 книги, которые советую прочитать: Я бы порекомендовал взрослым перечитать сказки, потому что в них - вся жизнь. Почему для детей пишут сказки? В таком раннем возрасте закладываются доброта, любовь, эмпатия. А взрослые со временем забывают об этом.

На английском языке новая книга Сергея Гуриева Spin Dictators: The Changing Face of Tyranny in the 21st Century и Никколо Макиавелли “Государь”.

Данияр Медетов, директор программ, профессор практики Школы предпринимательства и инноваций

Изучаю феномен “кладбище стартапов”. Все начали говорить о стартапах в 2016-2017 годах, запускать бизнес-инкубаторы, приглашать успешные компании. Но очень мало кто говорил о таком феномене, как кладбище стартапов. В чем причина провалов? Мой опыт стартап-компании был именно таким.

Во время учебы в Великобритании мы основали компанию FeedMyPet. В Великобритании очень развита культура ухода за домашними животными.

Очень много британцев не имеют семьи и единственная их семья - домашний питомец. Скучают, часто уезжают - приходится оставлять в гостиницах. С моим сооснователем компании изучили рынок - были гиганты, которые создавали кормушки для домашних питомцев, но мы решили видоизменить и посмотреть на другие ценности для клиентов - внедрили камеру в кормушку.

И шквал интереса был сумасшедший - подняли кое-какие инвестиции. Но мы не были готовы к такому вниманию, не были готовы ресурсно к такому спросу. Заказывали кормушки из Китая, но были проблемы с поставками. Второй момент: командная работа. Мы поняли, что у нас разная философия, разные ценности. И мы приняли решение - закрыть компанию.

Сидеть и ждать инвестиций - неправильный подход. Я вернулся в Казахстан и начал этим опытом делиться, ушел в трекерство.

Хотелось поработать с молодыми ребятами, которые только начинают.

Есть такое понятие - токсичное финансирование, они сидят и ждут инвестиций. Я не признаю такой подход - когда ребята не хотят вкладывать свои сбережения в развитие компании, а идут к инвестору просить деньги - это проигрышный вариант. А когда ты, к примеру, продаешь машину, или берешь кредит или тебя поддерживает семья, то есть ты начинаешь вкладывать свои деньги, тогда есть устойчивый прогресс.

Когда мы говорим о стартапах на ранних стадиях, минимальные вложения в проект - 50 тысяч долларов.

Я в постоянном балансе. Идет обновление практических навыков как трекера, помимо этого провожу фокусное исследование. Основные темы: экосистема семейного бизнеса, предпринимательские системы развивающихся стран и институты развития - бизнес-инкубаторы, акселераторы.

Так как преподаю в Школе предпринимательства, просто читать книги и писать статьи не получится, ты постоянно должен обновлять свои знания. 90% преподавателей нашей Школы - это практики, владельцы бизнеса, startup-компаний либо они работают в крупных корпорациях. Приходится успевать.

В моем портфолио более 100 компаний-стартапов на ранней стадии, не только в Казахстане, также в странах Азии, Польше и Великобритании. В какой-то момент я захотел более детально изучить феномен системы стартапов и единственной возможностью, которую я видел на тот момент, было написание диссертации на программу PhD.

В Казахстане избегают неопределенности. Это наша культурная особенность. Посмотрите, что творится с поступающими абитуриентами. Родители озвучивают такой месседж: давай, ты поступишь на бакалавриат, диплом тебе все равно нужен. Говорят: поступай на финансиста - работа будет. Но статистика показывает, это совсем не значит, что ты получишь эту работу. Родители поколенчески влияют на детей, хотя мы видим - этот тренд меняется. Избегая неопределенности, ребята начинают торопиться, хотят быстро заработать.

Одной идеи недостаточно для стартапа. В рамках своего исследования я проинтервьюировал более 100 представителей компаний - тех, кто провалился, и тех, кто сейчас на плаву. Интересный факт - на первых порах у всех одна проблема: я знаю, потому что я знаю. У них есть бизнесовая идея, они приходят к экспертам и первое, что говорят: у нас залетит.

Когда начинаешь узнавать у них: а ты протестил рынок, в чем ценностное предложение? Часто слышишь: нет. Они просто хотят быстро получить деньги, не имея доказательную базу. А мы предлагаем: не надо создавать прототип или приложение и тратить на это большие деньги. Представь, что продукт уже есть - попробуй его продать. Это оптимальный ход развития стартапа.

Бывает, что ребята приходят с идеей и говорят - у нас нет конкурентов на рынке. Но это провал. Если нет конкурентов, значит нет рынка, даже такую логику они не выдерживают.

Мое хобби - гороскопы, нумерология, сюцай. Мне это помогает принимать решения. Не зная человека, могу определить его гороскоп - в 7 из 10 случаев точно. Использую это для предварительной работы, если, например, встречаюсь впервые с человеком. Понимаю, как буду выстраивать алгоритм коммуникации, каким будет процесс.

За год обучаю 3 тысячи человек. Это разные проекты, не только AlmaU. Что интересно, что в регионах ребята горят, они приходят на тот или иной тренинг, может быть не до конца понимают, зачем они пришли. Но они точно знают, что хотят получить новое. В крупных городах как Астана, Алматы ребята не заходят с конкретным запросом. Когда студенты приходят ко мне в класс, мы тратим иногда по 2 часа на то, чтобы сформулировать количественно-качественные метрики: зачем пришли. Я их мотивирую к тому, чтобы они видели точку итоговую, у многих сейчас неправильное целеполагание.

В бизнесе важно мышление. Есть несколько основных компонентов, которые я дополнительно развиваю у студентов, помимо своей дисциплины. Это критическое мышление, правильная интерпретация и интегрирование разных источников, активное слушание и эмпатия.

Если работаешь в команде, научись делегировать и доверять. Я не пойду на встречу, которая будет длиться 3 часа, если могу сделать в это время другие задачи, но я могу попросить коллегу, которой будет это более интересно. Это такой обмен. Выстраивать четкие приоритеты и запросы.

Дружба - это Win-Win. Потребительского отношения в дружбе быть не должно.

У меня есть миссия в этом мире - не давать советы, не учить, а выслушивать и где-то провоцировать своими вопросами к действию, это некое проявление эмпатичности, без токсичности.

Люблю ходить в караоке, петь песни Элвиса Пресли. Считаю себя творческим человеком. Меня вдохновляют Опра Уинфри, Вахтанг Джапаридзе.

3 книги, которые советую к прочтению: «Дилемма основателя» Ноам Вассерман, «От нуля к единице. Как создать стартап, который изменит будущее» Питер Тиль, «Интернат наны» Мухтар Ауэзов.