"Не смотри наверх" или трагикомедия современной жизни

I
ileru Автор
29 декабря 2021

Роман Райфельд решил высказаться о самом обсуждаемом фильме конца 2021 года, который непременно стоит посмотреть. Хотя бы потому, что в нем досталось всем и даже космодрому Байконур...

В седые времена под праздник смены одного года другим, телеканалы обычно демонстрировали что-нибудь эдакое, особенное, со снегом, еловыми лапами, музычкой, романтикой, иронией и непременным хэппи-эндом. “Нетфликс” (более 210 млн. платных подписчиков) в своей борьбе (в первую очередь с “Амазон”) делает все с точностью до наоборот. Их рождественская сказка, вышедшая в эфир в Сочельник, - это мрак, над которым создатели предлагают посмеяться. А что еще остается делать, если развернутое в не самой дорогой картине (бюджет: 75 млн. долл.) повествование происходит в реальности во всех уголках мира? 

В фильме целый хоровод звезд разных поколений. Здесь Мэрил Стрип - президент Америки, голосистая певица Ариана Гранде - "плюс-минус" играет себя, хип-хоппер Кид Куди - ее экс-бойфренда, а Лео ДиКаприо и Дженнифер Лоуренс - “чокнутых ученых”, узнавших, что осталось 6 месяцев 10 дней 2 часа 11 минут и 41 секунда до момента, когда огромная комета рухнет на наш шарик. Кейт Бланшет и Тайлер Перри - слащавые пластиковые и “омерзительно приветливые” ведущие телешоу. А Рон Перлман, которого я помню как безумного монаха в “Имени Розы”, поет кантри и играет астро-героя, чуть не улетевшего в космос спасать небесное тело, на котором мы обитаем. Почти, как в “Армагеддоне” с Брюсом Уиллисом и Беном Аффлеком. Ага, тут без сравнений с кучей фильмов не обойтись.

Кстати, в 1996 великий мастер Тим Бёртон снял картину, рецепт которой, похоже, и адаптировали для своих нужд сценаристы Дэвид Сирота и Адам Маккей (он же и режиссер). Речь про “Марс атакует”. И сюжетом схожи - и там, и тут угроза планете первой степени. И фишкой со звездами: в той картине - прогуглите - их тоже тьма. Но если там (как и в “Армагеддоне” Майкла Бэя), герои искренне хотят спасти наш общий дом и в итоге спасают, то здесь... “комета размером с гору скоро врежется в планету, чтобы у фирмы, делающей мобильники, выросли акции”. Как мило! И знакомо.

Но ни отсылки к прошлым кинокартинам, ни карт-бланш из знаменитостей, ни угроза существованию Земли является козырем “Нетфликса”. А жестокая, черноюморная правда о нас с вами, о людях. Вне зависимости от страны проживания, пола, расы, национальности, рода и прочего ничего не значащего бэкграунда. Тут есть над чем посмеяться, остроты сыпятся каждую минуту, но лучше всю глубину юмора поймут люди разбирающиеся в изысках мировой новостной повестки последних лет, Кали-юги и всех этих соцсетевых наворотов.

Профессор, точнее - доктор Рэндал Минди, “секси пророк Судного дня” предпочитает прогулке с женой общество 250 тысяч своих подписчиков. Президентша отсылает члену Верховного суда фото своих интимных частей тела. ФБР устраивает публичное шоу из ареста ученых. Молодую правдорубку, открывшую смертельную комету и ставшую врагом народа, не пускают в дом собственные родители. Глава NASA - просто бывший анестезиолог и донор президентской кампании, а глава президентской администрации - ее сын. Симбиоз Билла Гейтса, Стива Джобса и, возможно, Илона Маска, аутентичного спектра товарищ, мистер Все-будет-хорошо и технологический миллиардер, презентует новый телефон и планирует обогатиться на комете. Ну а народ что? Безмолвствует? Отнюдь, если забыть про злобные комменты в соцсетях. Он бунтует, хулиганит на улицах и мародерствует, как обычно, когда узнает о приближающемся конце света, ну или о том, что на него сильно смахивает. А правительство открывает горячую линию для успокоения никак не желающих помереть землян. И что во всем этом такого, что не соотносится с нашей или любой другой страной мира? Досталось всем: и Штатам, и Южной Корее, и России, и Индии с Китаем... и даже космодрому Байконур, и рабочему классу, и капиталистам.

Итак, эпоха “Иронии судьбы” давно прошла. Но какую смену она себе вырастила, мы, похоже, увидели только в этом году. О дивный новый мир! Несмотря на свою комедийную и фантастическую составляющую, сей новогодний подарок как нельзя лучше отражает наше злое и даже мрачное сегодня. Уже не до будущего. Но “правда гораздо более удручающа” (слова героини Дженнифер Лоуренс), чем, какую нам показали в фильме. По сути не раз звучит чуть ли не призыв к революции - так все плохо. Патриции откровенничают с плебсом: “да, вы нам нужны”, и призывают их ни в коем случае не смотреть наверх.

Не просто черная комедия, а некий ее гибрид с трагикомедией - жанр, который призван помочь выжить среди безумства наших дней. Что ж, будем иронизировать по поводу неидеальности окружающего мира, и чем злее и саркастичнее, тем лучше. Но демонстрируется и еще один вариант: просто ужинать с людьми, которые вам близки и приятны, ни о чем таком плохом не думая. И пусть вас не смущает, что от окружающего грохота не слышно соседа, а на столе “последней вечери” посуда ходит ходуном из-за несущейся вам прямо в бокал с вином кометы.

Фильм, “основанный на действительно возможных событиях", останется актуальным долго, пусть даже новости постоянно его “апдейтят”. И так как часто звучащая здесь фраза “Мы все подохнем!” для меня не новость, после просмотра взволновало только вот что: почему американцев в любой непонятной ситуации всегда тошнит? Нет, ну правда?

Вопрос пока без ответа... А смотреть фильм нужно целиком, включая финальные титры.