Не только «Солтберн»: 7 фильмов для тех, кому понравилась социальная сатира с Джейкобом Элорди и Барри Кеоганом


Вот уже несколько недель в сети не утихает шумиха вокруг «Солтберна» — одного из главных фильмов конца 2023 года. Всем тем, кто еще не устал от бесконечных мемов и тик-токов по мотивам хита Эмиральд Феннел, рекомендуем ознакомиться с кинокартинами прошлого, выдержанными в том же духе.

«Талантливый мистер Рипли»

Первым делом при просмотре «Солтберна», конечно же, вспоминается «Талантливый мистер Рипли» — атмосферный и невероятно стильный триллер по мотивам романов Патриции Хайсмит. Дики — наследник многомиллионного состояния, вместе с женой Мардж транжирящий деньги в Европе. Именно о такой жизни мечтает бедняк Том Рипли, нанятый отцом Дики. Один из богатейших людей Америки рассчитывал, что Том за неплохую сумму вернет его несносного сына назад в США. Вместо этого молодой человек, не желая довольствоваться малым, решает занять место Дики. Между Мэттом Дэймоном и Джудом Лоу, сыгравшими афериста и жертву соответственно, возникает подлинная химия, а камера оператора Джона Сила фиксирует райские красоты итальянских курортов, от которых перехватывает дыхание. Кажется, что идеального триллера большего и не требуется.

«На ярком солнце»

И раз уж речь зашла о «Талантливом мистере Рипли», нельзя также не вспомнить о триллере «На ярком солнце» — первой экранизации культового литературного цикла Хайсмит. В версии Рене Клемана роль антагониста исполнил совсем молодой Ален Делон, после премьеры проснувшийся знаменитостью и новым секс-символом. По сюжету Рипли втирается в доверие к богачу Гринлифу, после чего планомерно прибирает его роскошную жизнь к своим рукам. Ради достижения цели Рипли готов идти на любые меры, включая убийство. Несмотря на то, что на экране показан расчетливый и хладнокровный преступник, зритель парадоксальным образом начинает за него болеть (не частое явление для кинематографа тех лет). И есть предположение, что дело не только в том, что психопат наделен внешностью Делона, но и в безукоризненной режиссуре Клемана. Наблюдая за неудачами мошенника, каждый раз надеешься, что находчивость вновь поможет ему ускользнуть от правосудия и довести свою идеально выверенную аферу до победного конца. Классика французского кинематографа, которая по-прежнему смотрится на одном дыхании.

«Теорема»

«Теорема» Пьера Паоло Пазолини — еще один фильм, который часто вспоминают кинокритики при разговоре о «Солтберне». Оно и неудивительно, учитывая схожую завязку и обилие провокационных сцен сексуального толка. Место действия — огромная вилла, принадлежащая состоятельному миланскому фабриканту. Однажды здесь оказывается загадочный парень, который поочередно совращает каждого из жителей дома: стареющего богача и его жену, их сына и дочь, а также служанку. Вскоре после этого гость бесследно исчезает, а привычный уклад буржуазного семейства разрушается до основания. «Теорема» — одна из вершин в режиссерской карьере Пазолини, определенно заслуживающая внимания каждого киномана.

«Девушка, подающая надежды»

Прежде чем снять «Солтберн», Эмиральд Феннел ярко дебютировала с фильмом «Девушка, подающая надежды», завоевав сценарный Оскар. Еще несколько лет назад Кассандра училась в престижном вузе и подавала большие надежды, однако теперь живет с родителями и работает в захудалом кафе. Каждую ночь она тайно посещает бары и ночные клубы, где имитирует алкогольное опьянение и охотится на падких до беззащитных женщин мужчин. Таким образом Кассандра мстит противоположному полу за события, произошедшие с ней в студенческие годы. «Девушка, подающая надежды» — чертовски стильное переосмысление жанра rape and revenge с потрясающим саундтреком, где уже есть все то, за что многие полюбили «Солтберн».

«Убийство священного оленя»

После международного успеха антиутопии «Лобстер» режиссер Йоргос Лантимос и актер Колин Фаррелл объединились во второй раз, подарив миру неординарный пост-хоррор «Убийство священного оленя» — античную трагедию в современных реалиях. Со стороны жизнь кардиохирурга Стивена может показаться идеальной: успешная карьера, признание со стороны коллег и любящая жена, подарившая ему двух прекрасных прелестных детей. Все меняется, когда в личное пространство уважаемого врача и примерного семьянина вторгается загадочный юноша, как-то связанный с его прошлым. С появлением незнакомца жизнь Стивена начинает рушиться, словно карточный домик, а над его близкими нависает смертельная угроза. Как и в случае с «Лобстером», несмотря на звериную серьезность, в «Убийстве священного оленя» полно сцен, вызывающих неловкий смех. Визитной карточкой киноленты стал Барри Кеоган, для которого роль инфернального юноши (такого же, что и затем в «Солтберне») стала актерским прорывом. Как и многоопытный Фаррелл, молодой актер органично вписался в холодный, тревожный и лишенный здравого смысла мир Лантимоса.

«Жестокие игры»

В основу молодежного триллера, послужившего очевидным источником вдохновения для Эмиральд Феннел при работе над «Солтберном», лег французский роман конца XVIII века «Опасные связи». События книги перенесены в наши дни. Себастьян Вальмонт и его сводная сестра Кэтрин Мертей — порочные подростки, привыкшие получать все что только возжелают. Современный Казанова и скучающая красавица манипулируют людьми не столько ради личной выгоды, сколько ради веселья. Чувствуя собственную безнаказанность, они рушат одну жизнь за другой, получая от этого нездоровое наслаждение. Так продолжается до тех пор, пока на пути Себастьяна и Кэтрин не возникает Аннет, далекая от их жестоких игр. Кинокартина Роджера Камбра может похвастаться не только интригующим сюжетом, но и потрясающим кастом: на экране блистают Сара Мишель Геллар, Райан Филипп и Риз Уизерспун, на игре которых во многом и держится фильм.

«Треугольник печали»

«Треугольник печали» — нашумевшая сатира Рубена Эстлунда, принесшая шведу вторую «Золотую пальмовую ветвь» к ряду. По большому счету фильм повторяет все то, что было в «Квадрате» того же Эстлунда, разве что юмора на грани кринжа стало побольше. Да и в целом злобное высмеивание богачей сейчас в моде: чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить недавние «Меню», «Белый лотос» и «Достать ножи 2». На борту роскошного лайнера оказывается компания безумно богатых пассажиров. Среди них — молодая пара моделей Карл и Яя, в отношениях которых наступила черная полоса. Поначалу все идет своим чередом: богачи наслаждаются красивой жизнью, а персонал трудится, обеспечивая им достойный отдых. Но кораблекрушение переворачивает ситуацию с ног на голову.


Автор: Максим Федоров