Неизвестная Алма-Ата


СМИ нередко делают сравнительные материалы  – о том как изменились знаковые для города места. Коллажи по типу «было-стало» сегодня очень популярны: у людей постарше они вызывают ностальгию, люди помоложе удивляются, что было и такое в нашем городе.

Мы же сейчас предлагаем вашему вниманию фотографии зданий прошлых лет, некогда очень известных, но за давностью лет совершенно забытых горожанами. А между тем, сохранись они, многие места в нашем городе сейчас выглядели бы совершенно иначе.

Первые полноценные концертные площадки стали появляться в нашем городе лишь в ХХ веке. Концерты во времена Верного проводились, как правило, в зданиях собраний: военного – ныне Музей казахских музыкальных инструментов, и общественных – сейчас это Алматинский государственный театр кукол. Правда, первые концерты, как правило давались исключительно для элиты и были по сути музыкальными вечерами в салонах. Пришедшие в 1917 году большевики провозгласили лозунг «Искусство в массы!», а для массовых представлений потребовались куда более вместительные концертные залы. И в 1920-30 годах такие площадки в Алма-Ате стали появляться.  Конечно, поначалу их не строили, а переоборудовали из уже существующих. Таким был и Дворец Труда, где ставились идейные театральные постановки (часто любительские), проходили торжественные собрания советских организаций.

Это здание – одно из самых таинственных и загадочных в городе. По сей день точно неизвестно – что же было в этом месте до того, как там разместился Дворец Труда. Построен он в редком для Верного тех лет смешении стилей модерна и авангарда – продолговатые треугольные крыши совершенно нетипичны для городских пейзажей начала ХХ века. Зато резные крыши, характерная форма окон и ворота вполне были весьма распространены в купеческих домах.

В 1920-е годы это была одна из главных концертных площадок города. Но со временем у нее появились «конкуренты» - сценические площадки, которые уже строились специально. Как, к примеру, клуб НКВД (ныне Уйгурский театр музкомедии), Дворец Культуры (ныне Казгосфилармония). А когда в 1941 году появился Театр оперы и балета, а после войны стали массово строить театры и ДК, значение Дворца Труда и вовсе снизилось. Просуществовав до начала 1970-х, он был снесен в рамках реновации улицы Карла Маркса. Впоследствии на этом месте была построена академия моды «Сымбат».

Долгое время северные железнодорожные ворота нашего города выглядели именно так: это вокзал Алма-Ата-1 до своей перестройки в 1970-х годах. Крайне аскетичное здание, выполненное в духе «малого конструктивизма» выглядело непрезентабельным для столичного вокзала. Ведь первый поезд прибыл в Алма-Ату, когда она уже была столицей Казахстана.

Более того, сам вокзал тогда располагался почти в девяти километрах от города и добраться до него было непросто.

В 1936 году власти поняли эту ошибку и принялись за строительство вокзала уже в центре города. В 1939 году свет увидел вокзал «Алма-Ата-2», но старый вокзал продолжал существовать в прежнем виде вплоть до 1974 года. Тогда построили новый вокзал, который уже в 2007 году потерял свой облик, подвергшись очередной сомнительной реконструкции.

Пересечение улиц Гоголя и Пушкина. Сейчас это место выглядит совсем иначе, чем в начале 20-х. А на фото, между прочим, первый алматинский кинотеатр. Открылся он в 1911 году на средства предпринимателя Абдуллы Сейфуллина. У кинотеатра имелась даже своя небольшая электростанция в 14 лошадиных сил, английской системы «Петтер». Залы были рассчитаны на несколько десятков человек, а в фойе находился музыкальный автомат.  Для своего времени это было самое технически продвинутое место в Алматы. Особенно, если учесть, что уличное освещение тогда состояло из масляных фонарей, а дома освещались керосиновыми лампами или просто свечами. Просто настоящий кусок будущего. Увы, техническая оснащенность его и сгубила. О пожарной безопасности в постреволюционной суматохе никто не думал, и в 1918 году кинотеатр «ХХ век» сгорел.

Похоже, парк федерации (нынешний парк 28 панфиловцев) просто притягивал всех, кто желал открыть кинотеатры в городе. Что неудивительно – и в начале прошлого века, и сейчас это место было самым любимым местом прогулок горожан.

Посему здесь был открыт кинотеатр уже в 1920-е годы с очень характерным для того времени названием «Прогресс». Со временем его переименуют в «Алма-Ата». К слову сказать, шансы уцелеть у него были минимальными. Поскольку строительство мемориала славы предполагало максимальную зачистку этого участка парка. В конце 1960-х кинотеатр почил в бозе.

Совершенно иной выглядела бы и любимая алматинцами «старушка» - «Старая площадь», ныне площадь Астана. Вообще, квадрат улиц Кабанбай-батыра – Панфилова – Толе-би – Абылай-хана сегодня выглядит настолько устоявшимся в представлении горожан, что трудно поверить – 90 лет назад о нынешнем облике этого квартала не напоминало буквально ничего. Изначально, во времена Верного, это было место дислоцирования казарм. А нынешняя площадь Астаны именовалась тогда Военно-Соборной площадью. Примерно на том месте, где сегодня располагается сквер между нынешними улицами Толе би и Богенбай батыра, Военный Свято-Алексеевский собор (находился в квадрате нынешних улиц Абылай хана – Богенбай батыра – Панфилова – Карасай батыра находился Алексеевский собор, представлявший собой военный храм. Его судьба типична для соборов своего времени – после революции там разместили музей истории религии и атеизма, а потом и вовсе снесли – квартал решили застроить по-новому. На рубеже 20-х и 30-х появились Дом Совнаркома и прилегающие к нему административные здания, в 1936 году началось строительство Оперного театра. А когда в 1940-х начнется строительство нового Дома правительства – ныне КБТУ, от старого облика площади не останется и следа.

Название мечети «Исхакия» сегодня вспомнят, пожалуй, лишь только любители истории Алматы. Старожилы, пожалуй, вспомнят его под названием «Клуб «Нацмен» и то далеко не все. А ведь мечеть с медресе «Исхакия» было одним из главных зданий на Торговой улице конца XIX века. Когда-то с минарета открывалась панорама на исторический центр Верного. Много обзорных фотографий того периода сделаны именно с этой точки. В 1930 году мечеть закрыли, в здании открыли клуб «Нацмен» - по сути, творческие кружки малых народов, населявших Казахстан. Как концертный зал здание просуществовало до конца 1970-х годов, когда здесь открыли Центральный универсам. В начале нулевых годов XXI века это пространство подверглось еще одной перестройке, когда торговым центром загородили целый уличный квартал.

Когда коренные алматинцы слышат словосочетание «Кинотеатр Алатау», они сразу вспоминают здание на пересечении улиц Толе би и Кунаева, павшее жертвой очередной реновации. Появившаяся там закусочная одной из популярных франшиз стала своего рода символом отношения к историческим памятникам архитектуре в нашем городе. Между тем, это второй кинотеатр с таким названием в Алматы. К слову, первый «Алатау» также умер «не своей смертью». Большинству горожан старшего поколения он известен как ТЮЗ. Хотя далеко не все помнят, что открылся он в 1930-е год именно как кинотеатр. И выглядел в те годы совершенно иначе: в духе характерного для начала 1930-х конструктивизма. Уже после войны, когда здание уже передали театру, ему добавили помпезности. А в 1989 году «старый» ТЮЗ стал жертвой пожара. Сегодня на его месте возвышается ЖК «Столичный центр», а горожанам остается лишь ностальгически вздыхать, предполагая, как бы выглядел этот перекресток, сохранись там кинотеатр «Алатау» хотя бы в виде ТЮЗа.

Интересующиеся историей наверняка припомнят несколько фамилий известных купеческих семей дореволюционного Верного: Пугасовы, Габдулвалиевы, Шахворостовы и т.п. Мало кто вспомнит в этом ряду фамилию купцов Кургановых, равно как и мало кто вспомнит их фамильный особняк, некогда возвышавшийся на пересечении нынешних улиц Пушкина и Кабанбай батыра. Судя по размаху своего строения, семья была довольно состоятельной, ибо строить себе дома с башнями, причем со столь высокими, позволяли себе далеко не все богачи города. Здание снесли во второй половине 1960-х – сейчас здесь стоит жилой дом. Да и среди ретро-фотографий этот снимок не столь распространен. А ведь как живописно здание выглядело в те времена, да и сейчас бы могло украсить город.

По эти фотографиям можно наглядно увидеть, как сильно меняется облик целого района, когда из него исчезает то или иное здание. И, как мы видим, далеко не всегда сносимое здание, к сожалению, заменяется столь же архитектурно ценным строением.


Константин Козлов

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше