Казахстанский ученый София Омарова пишет научную работу, посвященную сравнению Казахстана и Азербайджана в одном из университетов Оксфорда. Поскольку про Казахстан мы все знаем, Esquire попросил ее написать эссе про то, что происходит в Азербайджане.
С каждым годом увеличивается интерес казахстанцев к путешествиям в страны ближнего зарубежья. По данным министерства культуры и туризма республики Азербайджан, около 30 тысяч наших соотечественников ежегодно посещают Баку. Возможно, это не такая впечатляющая цифра в сравнении с 7.5 миллионами иностранцев, отдыхающих в соседней Грузии, значительную долю которых также составляют казахстанцы.
Несмотря на возросший интерес к Азербайджану, что в сущности известно об этой стране, помимо богатых нефтяных месторождений и Нагорно-карабахского конфликта?
Мифы
С начала 90х годов среди стран СНГ существует тенденция к созданию внешнеполитического имиджа демократии как единственно приемлемой модели государственного устройства.
Несмотря на изощрённую трактовку демократических механизмов управления, национальные лидеры стараются отыскать серьезные основания для формирования мифа о создании их независимого государства.
Этот миф культивируется для определения значимости страны в мировой истории, ее основополагающих характеристик (национальных черт) и укоренения незыблемости власти действующего режима и его главы.
Подобно главенствующей роли партии «Единая России» в консолидации власти Путина, Гейдар Алиев, третий президент Республики Азербайджан, в 1992 году создает партию «Новый Азербайджан» (Yeni Azərbaycan Partiyası). Официальная позиция «Нового Азербайджана» гласит: «Партия была создана как инициатива азербайджанской интеллигенции в сложных исторических условиях, являясь результатом национальных движений 1988 года и логическим завершением социально-политических перемен того времени». Публичное обращение более 90 представителей интеллигенции к Гейдару Алиеву побудило его стать главой новой политической партии. Причиной подобного выбора послужила отличная репутация Алиева на посту Первого Секреторя ЦК Компартии Азербайджанской ССР (1969-1982) и председательство в парламенте от Нахчеванской Автономной Республики (1991-1993). Десятилетнее правление Гейдара Алиева на посту президента с 1993 по 2003 (год смерти) ознаменовано упорядоченной стабильностью, началом крупных инвестиций в нефтяные проекты, включая строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, и увеличением роли государства в жизни общества.
Сказания о Гейдаре
Современная интерпретация мифа о создании независимой Республики Азербайджан двояка и неординарна. С одной стороны, обустройство государственности относится к наследию Гейдара Алиева, практически обожествляя его самого и его вклад в становление суверенного Азербайджана. Согласно классификации социолога Макса Вебера, можно определить такой тип власти как «харизматическое господство», сложность которого заключается в индивидуальной харизме лидера, статус поддержания авторитета утрачивается с его уходом. Однако, в Азербайджанском сценарии преемником становится сын национального лидера, Ильхам Алиев, базируя свою власть отчасти на позитивной репутации отца. «У нас нет сильных политических институтов, только вездесущая государственная власть. Политика правящей партии и его лидера священна» (из интервью с местным экспертом, июль 2016).
Инаугурация Гейдара Алиева, фотовыставка в культурном центре Гейдара Алиева (Баку, июнь 2017)
Миф о былой демократии
Существует альтернативный миф о создании Азербайджана. Историк Айдын Балаев утверждает, что образовавшаяся в начале XX века Азербайджанская Демократическая Республика являлась первым национально-демократическим государством в мусульманском мире. Просвещенные идеалы азербайджанской нации легли в основу современной конституции Азербайджана, а также ее национальной символики: флага и гимна. Традиционно триколор флага ассоциировался с голубым как принадлежность к тюркской нации, красным как символом демократии, зеленым как проявление светского Ислама. Сегодня в официальном политическом пространстве превалируют два аспекта - пантюркизм и светский Ислам, оставляя политическую идеологию режима в стороне.
Отсутствие прочной идеологической основы в процессе легитимации власти современного Азербайджана отражает международную тенденцию разочарования в политических конструкциях. В долгосрочной перспективе, такой идеологический вакуум может быть заполнен радикальными течениями и подъемом националистических настроений.
Вездесущее Око власти
Дом-музей Леопольда и Мстислава Ростроповичей
В заключении, хочу описать комическую ситуацию, связанную с посещением дома-музея Ростроповича в Баку. В знаменитом доме талантливых музыкантов появился на свет Мстислав Ростропович. В коллекции музея представлены многочисленные международные награды виолончелиста, а также его детские нотные тетради и элементы декора Бакинских квартир начала XX века. Последняя экспозиция пестрила совместными фото Гейдара Алиева и Мстислава Ростроповича, повествуя о их крепкой дружбе и переписке. Радушный гид предложил оставить комментарий в книге отзывов. Мой муж-англичанин написал: «Nice museum, however, please, remove all irrelevant references to Aliyev's family.» («Хороший музей, однако, пожалуйста, избавьтесь от неуместных упоминаний о семье Алиевых»).
Эта история напоминает о зеркальной схожести с казахстанскими реалиями, где культ личности крепко проник в общественное сознание и пространство. Сегодня поколению независимости сложно представить улицы города без пропагандистских билбордов, сеющих «разумное, доброе, вечное», национальные музеи без напоминаний о главе государства и величии власти, существование политически неангажированных олимпийских чемпионов и деятелей искусства.
Возможно, мы рано стали употреблять термин «пост-советский режим», и впору рассуждать о превалировании «нео-советских» практик и механизмов управления. Власть становится вездесущей, когда политический режим сохраняет свое влияние дольше одного поколения.
Автор: Софья Омарова-ду Булей, политолог