Многие так называемые «шала-казахи» на самом деле изучают родной язык, но ведь для его полноценного закрепления в памяти необходима речевая практика. Но как практиковаться «шала-казахам», если их же сородичи смеются над их акцентом и «коверканием» языка?

Нужно прекратить делить казахов на «шала» и «нағыз»
Фото: altyn-orda.kz

Многие казахи привержены к пуризму, то есть к соблюдению «чистоты» языка, традиций и обычаев. Однако порой этот пуризм доходит до непонятных недоразумений, в первую очередь, к делению казахов на нағыз и шала.

Казахов и так мало, к тому же сегодня возрастают разные угрозы безопасности государственности, когда деление казахов ни к чему. Тем более, что «выделение» шала-казахов из-за их незнания родного языка не совсем правомерно. Об этом пишет портал Platon Asia.

Казахские «национал-патриоты» заявляют, что главным фундаментом построения государственности Казахстана является возрождение и укрепление культуры казахского народа. В этой программной установке казахского национал-патриотизма нет ничего криминального и предосудительного. Культура является базой, фундаментом этничности.

При этом значительная часть казахских национал-патриотов сосредоточили свои усилия в продвижении идеи о необходимости развития казахского языка. В этом также нет ничего предосудительного — казахский язык, как государственный, является атрибутом государственности. И его развитие не должно вызывать никаких сомнений и возражений.

Но дело в том, что этот процесс принял в лагере казахских национал-патриотов какие-то непонятные формы. Значительная часть казахских национал-патриотов полагая, что язык является главным элементом этничности, стала называть тех казахов, кто не владеет своим родным языком, «шала-казахами».  

Между тем язык выступает способом реализации культуры, т.е. феноменом цивилизации. Этничность является культурным феноменом, а язык — одним из инструментов ее реализации.

Получается, что не язык, а именно культура, в данном случае самосознание, является главным фундаментом этничности. Другими словами, самосознание себя казахом является главным моментом в самоидентификации себя как казаха.

В этом плане не правы те национал-патриоты, которые относят в лагерь «шала-казахов» даже тех, которые ощущают, самовоспринимают себя как казахов.

Незнание кем-то своего языка не означает, что он не является носителем своей этничности. 

Многие так называемые «шала-казахи» на самом деле изучают родной язык, но ведь для его полноценного закрепления в памяти необходима речевая практика. Но как практиковаться «шала-казахам», если их же сородичи смеются над их акцентом и «коверканием» языка?

Ведь так вырабатывается «языковой барьер», когда у человека развивается боязнь говорить на определенном языке. Кроме того, подавляющее большинство «шала-казахов» в действительности радеют о развитии и укреплении казахской государственности, культуры, казахского языка.

Эта часть казахов пытается развить этническое самосознание своего народа, учитывая веления времени, достижения передовых наций мира. Таким образом, нужно прекращать делить казахов на нағыз и шала, ибо в единстве казахов заключается главная сила Казахстана.