Первыми дефицит дизтоплива около недели назад начали ощущать автовладельцы западных регионов страны. На днях отпускать топливо по картам, талонам или же по 20 литров в одни руки стали на некоторых алматинских заправках. А  1 сентября, проблема обозначилась и на столичных АЗС.

automobile
Источник фото

В Минэнерго в ответ на запрос портала «Колеса» пояснили, что дизеля и бензина в республике производится в достаточном количестве. По состоянию на 1 сентября совокупный запас бензина марки Аи-92 в Алматы составляет 25.7 тыс. тонн, что достаточно для покрытия 15-суточной потребности региона, а дизтоплива — 12.7 тыс. тонн, которых должно хватить на 18 суток.

Ежемесячное потребление по бензину Аи-92 составляет 51.3 тыс. тонн (1.7 тыс. т/сутки), по дизтопливу — 21.1 тыс. тонн (0.7 тыс. т/сутки). Сегодня розничные цены на АЗС Алматы по бензину Аи-92 находятся в диапазоне от 170 до 175 тг/л, по дизтопливу — от 195 до 203 тг/л. Все НПЗ работают в штатном режиме с ежесуточным производством и отгрузкой нефтепродуктов на внутренний рынок.

А вот по словам эксперта нефтегазовой отрасли Ерлана Жаукина, Агентство по защите и развитию конкуренции рекомендует сетям АЗС устанавливать цену на дизтопливо «на пистолете» около 202 тенге. При этом на большинстве заводов оптовые цены без стоимости доставки уже установлены от 197 до 205 тенге за литр.

Получается, что розничные реализаторы, закупив дизель, к примеру, в Павлодаре по 197 тенге, должны его привезти, оплатить услуги хранения, да ещё и продать по 202 тенге. То есть сработать в ноль или даже в убыток. Многие, особенно мелкие заправочные сети, не могут себе это позволить.

Эксперт отмечает, что антимонопольщики цену в 202 тенге только рекомендуют. Однако  превышение этого порога приводит к тщательным проверкам. В итоге с дизелем в такой ситуации реализаторы связываться не хотят.

Помимо этого, по словам эксперта, запасов дизтоплива в стране на самом деле не так уж и много. Сентябрь и октябрь всегда были пиковыми по потреблению дизеля, в первую очередь из-за уборки урожая.  Плюс в этом году из-за засухи раньше начался сенокос, что также нагрузило заправки. Фактически заводы, работая на максимальной загрузке, производят ежемесячно около 480 тыс. тонн дизеля. При этом только вчера было закрыто потребление августа — 530 тыс. тонн. В сентябре стране потребуется примерно столько же — около 510 тыс. тонн. Соответственно, порядка 30 тыс. тонн Казахстану не хватает. 

Единственное решение, которое сегодня предлагается на уровне правительства, — отказаться от контроля цены за литр дизеля. Улучшить ситуацию на нашем топливном рынке мог бы и ввоз нехватающих 30 тыс. тонн дизеля из России. Но оптовые прайсы там выше казахстанских (примерно на $70–80 за тонну или около 60 тенге за литр в розницу), и продать такое топливо у нас возможно только по высокой цене. А сделать это нельзя опять-таки из-за ограничений, установленных антимонопольным комитетом.

Поделиться: