Одиночество и пустота. Почему «Космонавт» с Адамом Сэндлером оказался провальным

I
ileru Автор
05 марта 2024

1 марта на стриминговом сервисе Netflix состоялась премьера драматической ленты «Космонавт». Главную роль в картине исполнил Адам Сэндлер, который в последние годы всё чаще выбирает серьёзные фильмы, стараясь уйти от устоявшегося комедийного образа. Однако, несмотря на все усилия, «Космонавта» можно смело назвать очередным провалом Сэндлера. О том, почему проект от Netflix не оправдал ожиданий зрителей, рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.

Завышенные ожидания

На первый взгляд у «Космонавта» были все вводные, чтобы стать успешной картиной, соединяющей в себе авторское и зрительское кино. За режиссёрским креслом находился Юхан Ренк, снявший в 2019 году мини-сериал «Чернобыль» для HBO. Пятисерийный проект практически сразу получил культовый статус из-за нетипичной манеры повествования и социальных тем. Поэтому вовлечение Ренка в космическую драму о самом одиноком человеке в мире придавало надежду зрителям.

Точно так же вселяло уверенность появление Адама Сэндлера на главной роли. В последние годы актёр приложил немало усилий, чтобы отойти от привычных низкокачественных комедий компании Happy Madison Productions и переизобрести себя в качестве драматического исполнителя. Тут можно вспомнить его в «Неогранённых драгоценностях» (2019) от студии А24 и «Прорваться в NBA» (2022) от всё того же Netflix. В новом проекте Сэндлеру предстояло сыграть одинокого пилота космической станции. Поэтому у него была возможность показать всё своё актёрское мастерство в своего рода моноспектакле в открытом космосе.

Помимо Сэндлера «Космонавт» мог похвастаться ещё несколькими большими артистами. Так, любящую жену главного героя сыграла Кэри Маллиган. За свою карьеру актриса несколько раз была номинирована на главные мировые премии, а её роль в «Девушке, подающей надежды» (2021) в одночасье принесла Маллиган звёздный статус. Также в фильме появляется Пол Дано, который подарил свой голос огромному космическому пауку. Столь необычная роль, конечно же, тоже привлекла внимание зрителей. 

Наконец, фильм является адаптацией чешского романа «Космонавт Богемии» (2017) Ярослава Калфара. Книга была обласкана критиками, которые подмечали интересные метафоры и параллели между эмоционально подавленным состоянием главного героя и окружающей его космической пустотой. В совокупности всех вышеперечисленных элементов «Космонавт» от Netflix должен был стать мгновенным хитом. Однако финальный продукт не оправдал ожиданий и, более того, оказался до ужаса вторичным. 

Сюжет

Чешский космонавт Якуб (Адам Сэндлер) находится в открытом космосе уже более шести месяцев. Он занимается своей повседневной рутиной, собирая данные и отправляя их обратно на Землю. Мужчина ведёт аудиодневники, где делится своим состоянием, занимается спортом, чтобы его мышцы не атрофировались, и скучает по своей беременной жене Ленке (Кэри Маллиган). В открывающей сцене Якуб подключается к онлайн-пресс-конференции. Буквально первый же вопрос звучит следующим образом: «А правда ли вы являетесь самым одиноким человеком на Земле?». Конечно, речь здесь идёт, в первую очередь, о физической отдалённости мужчины от других людей, но главный герой и зрители воспринимают это как вопрос о ментальном состоянии Якуба. 

В открывающей сцене Юхан Ренк сразу же заявляет тему одиночества в качестве основной для своего фильма. Все дальнейшие события направлены либо на раскрытие изоляции главного героя через флэшбеки, либо на проработку этой проблемы через разговоры с гигантским пауком (Пол Дано). Так, мы узнаём, что Ленка отказывается отвечать на звонки Якуба и планирует подать на развод в ближайшее время. Все тревоги героя воплощаются в виде паука, который появляется на космическом корабле и начинает общаться с нашим протагонистом. Хотя Якуб изначально пытается убить космическое создание, в итоге паук помогает герою проработать свои страхи и вернуться к любимой.  

Избитые метафоры 

Как можно было понять из сюжета, основная тема фильма — это одиночество. Что интересно, изолированным в картине оказывается не только Якуб, но и его жена Ленка. Пока первый должен закончить свою миссию и при этом не сойти с ума на корабле, вторая обязана продолжать делать вид, что любит своего мужа. Оба персонажа жертвуют чем-то во имя общего блага. Но, как показывает лента, цена этой жертвы оказывается слишком велика. При этом, в фильме ни раз подчёркивается, что жертва Якуба была добровольной, в то время как у Ленки просто не было выбора, когда её муж улетел в космос. 

Параллели между физическим и ментальным одиночеством во многом приближают «Космонавта» к «Интерстеллару» (2014) и «Марсианину» (2015). Но качество этих метафор у Ренка оставляет желать лучшего. Уже в открывающей сцене вместо визуальных образов нам заявляют основную тему через прямой вопрос на пресс-конференции. Такая ленивая экспозиция и разжёвывание смыслов прослеживается на протяжении всей картины, что портит впечатление от ленты. 

Графика и сет-дизайн

«Космонавта» можно похвалить за проработанный сет-дизайн космического корабля. Наблюдать за буднями Якуба в первой трети фильма действительно интересно из-за особого внимания к различным мелочам и всяческим неурядицам, которые могут возникнуть во время длительного путешествия. Ретро-футуристический стиль корабля также цепляет глаз, отсылая на множество научно-фантастических картин, выходивших в странах «Восточного блока» в двадцатом веке. 

Тем не менее необычный сет-дизайн улетучивается из памяти, когда зрители подходят к третьему акту. Там главный герой оказывается в открытом космосе. В продолжительной сцене полёта Ренк пытается показать красоту бескрайнего пространства, копируя не то эпизоды из «Гравитации» (2013), не то «Космическую одиссею 2001 года» (1968). Однако качество спецэффектов, будто бы созданных с помощью не самого лучшего искусственного интеллекта, оставляет желать лучшего. Поэтому финал картины никак не цепляет глаз, а до ужаса избитая тема одиночества делает процесс просмотра ещё более невыносимым. 

Вывод

«Космонавт» от Netflix оказался очередным пшиком стриминговой студии. Наличие известных имён и неплохого первоисточника никак не помогли проекту. А вторичность тем и их скудное воплощение на экране лишь усугубили ситуацию. Наконец, дешёвая графика сделала финальную часть фильма о космосе практически несмотрибельной. Поэтому проект с Адамом Сэндлером — это фильм, который можно смело пропускать.

Автор: Oraz Kereibayev