«Оленёнок» от Netflix — очень личная история о травмах и одиночестве

I
ileru Автор
26 апреля 2024

Недавно на Netflix вышел мини-сериал «Оленёнок» (в оригинале Baby Reindeer). Проект мгновенно стал хитом, крепко укрепившись в топе просмотров стриминговой площадки. 

Обо всех достоинствах «Оленёнка» рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев. 

Сюжет 

Англия 2015 года. Молодой парень Донни врывается в полицейский участок и заявляет, что его преследует взрослая женщина по имени Марта. Однако история, которую тот вкратце рассказывает офицеру, звучит скорее комично, поэтому представитель правопорядка не придаёт особого значения опасениям мужчины. Тут уже закадровый голос Донни решает посвятить зрителей в подробности последних шести месяцев своей жизни, когда наш протагонист впервые встретил Марту.

Донни работает барменом, попутно мечтая об успешной карьере стендап-комика. Одним прекрасным днём в заведение заходит женщина в два раза старше Донни по имени Марта. У неё нет денег и наш герой решает угостить девушку чашкой чая. Та в ответ начинает рассказывать о своей успешной жизни и карьере адвоката. Донни лишь задаётся вопросом, почему, имея столь престижную работу, она не может оплатить заказ. Вскоре Марта становится постоянным клиентом заведения, проводя часы за разговорами с барменом. 

У Марты быстро возникает нездоровая привязанность к Донни. Она находит адрес его электронной почты и начинает слать сотни сообщений мужчине. В какой-то момент главный герой устаёт от столь настойчивого внимания и решает прогуглить Марту. К своему ужасу мужчина выясняет, что милая, но местами приставучая женщина оказывается известной сталкершей, за которой числится несколько громких кейсов. Тем не менее, там где большинство людей попыталось бы оборвать какие-либо связи с преследователем, Донни принимает её запрос в друзья на Facebook. Ни зрители, ни главный герой не догадываются, к каким ужасным последствиям приведёт это решение.

От комедии до трагедии

Посмотрев первый эпизод, у зрителей возникнет ощущение, что они включили чёрную комедию о в меру странных, но забавных персонажах. Оно и неудивительно, ведь «Оленёнок» кишит классическим английским юмором. Тем не менее с каждой новой серией комедийный тон повествования уходит всё дальше и дальше на второй план, в то время как трагизм истории Донни оказывается в центре внимания. 

Если в открывающей сцене крики главного героя в полицейском участке вызывают лёгкий смех, то уже к третьему эпизоду зрителям становится искренне страшно за персонажа. Переломным моментом истории можно назвать четвёртую серию, которая работает как самостоятельная история в отрыве от остального сериала. Именно здесь Донни рассказывает публике о том, как пять лет назад он стал жертвой изнасилования. Обстоятельства, приведшие к злополучным событиям, ужасают, ведь взрослый продюсер обманывал, накачивал наркотиками и пользовался отключенным телом Донни на протяжении нескольких месяцев. 

Узнав столь шокирующие подробности жизни главного героя, зрители уже не могут смеяться над шутками Донни или же поведением персонажей. Да и сериал больше не пытается нас развеселить. В течение оставшихся трёх серий мы наблюдаем, как трагическое событие пятилетней давности находит своё отражение во всех аспектах жизни Донни. А длительный стендап-монолог из шестой серии превращается в громкий крик о помощи, направленный аудитории в зале и зрителям за мониторами.

Жизнь после 

«Оленёнок» не сразу показывает свою истинную сущность. Лишь к середине сериала автор проекта Ричард Гадд раскрывает, что это история о жизни человека, пережившего сексуальное изнасилование. До четвёртого эпизода главный герой преподносится как вполне обычный и даже весёлый парень со своими «тараканами в голове». Однако уже к концу сериала мы видим, что Донни — это тяжело травмированный мужчина, который всё ещё не может собрать себя. 

Через столь интересный подход к раскрытию персонажа и нелинейный сторителлинг Гадд даёт нам возможность познакомиться с героем в первую очередь как с личностью и уже потом увидеть в нём жертву. Этот приём не только работает в качестве сильного сюжетного хода, но и напоминает публике, что жертвы насилия находятся среди нас и часто умело скрывают свои раны.

Но Гадд уходит намного глубже в исследовании темы, проводя параллели между насильником-продюсером Дариеном и сталкершей Мартой. В то время как последняя технически не нанесла никаких физических травм герою (во всяком случае до определённого момента), она вскрыла старую психологическую травму Донни. Именно поэтому мужчина продолжает общаться со своей преследовательницей, несмотря на все красные флаги. Это постоянное возвращение к своей травме отлично показано через попытки Донни понять поведение Марты, раз за разом перечитывая её сообщения и переслушивая аудио. Так, главный герой верит, что, решив загадку Марты, он сможет наконец разобраться в себе.

Основано на реальных событиях

Самое страшное в «Оленёнке» — это даже не гнетущие сцены из четвёртого и шестого эпизодов, а тот факт, что сериал основан на реальных событиях. Ричард Гадд сам когда-то стал жертвой насилия, а после его действительно преследовала более взрослая женщина. Поэтому темы, поднятые в проекте, взяты из личного опыта Гадда, который написал сценарий, срежиссировал и сыграл главную роль в шоу. Он же когда-то поставил соло-спектакль, где впервые рассказал о пережитом на публику.

Вывод

«Оленёнок» — это очень смелый и личный проект. За семь получасовых эпизодов мужчина не просто поднимает важные темы, но показывает их с абсолютно разных сторон, оголяя душу перед зрителями. Иногда наблюдать за этим становится тяжело, но увлекающий сценарий и глубокое исследование последствий изнасилования заставляют продолжать просмотр. «Оленёнок» — это не лёгкий вечерний сериал, а скорее продолжительный сеанс психотерапии, через который публика проходит совместно с главным героем и шоураннером Ричардом Гаддом.


Автор: Oraz Kereibayev