Три года назад я приехал в Алматы как член жюри театрального фестиваля «Откровение», давал мастер-класс по современной драматургии. Зайдя в аудиторию, рассчитанную на 50 человек, я увидел в ней всего восемь человек. Среди них – театральный критик, продюсер, журналист, актеры, режиссеры и ни одного драматурга. В общем, тогда я и понял все про ситуацию с современной драматургией в Казахстане.

То, что происходит с драматургией в Казахстане сегодня, напоминает происходившее в России 15-20 лет назад. Там на сценах театров тоже шла одна классика и зарубежная драматургия, к современным авторам было недоверие, многие говорили, что новый материал зрителю не интересен. Ситуация изменилась постепенно благодаря читкам, конкурсам, лабораториям. Сегодня в России расцвет драматургии.

Наша лаборатория современной драматургии «Драма.KZ» финансовой поддержки не получает. Помогли только партнеры своими услугами, продукцией и площадками. Все делалось на добровольной волонтерской основе. Но для начала это нормально, что-то всегда можно и нужно делать из любви к искусству.

Классика классикой, но зрителю хочется посмотреть на себя со стороны, узнать в героях себя, своих соседей или родственников. Поэтому важно, чтобы в театрах ставились современные пьесы.

Вся история театра доказывает, что без развития современной драматургии не может быть развития театра. Благодаря Шекспиру получил известность театр «Глобус», благодаря Островскому Малый театр, Чехову – МХАТ. Благодаря новым драматургам появляются новые формы, новый язык. Обидно, что в Казахстане эта важная часть театрального процесса отсутствует.

Что такое современный текст? Если заменить дату создания пьесы на старую, и ничего при этом не изменится – это старомодный текст. Современная пьеса должна взывать к актуальным проблемам, даже если используется историческая тема. Например, моя пьеса «Хан» посвящена казахскому ханству 16 века, но я писал, обращаясь к современникам, и получилось так созвучно настоящему, что это невозможно не понять. Звучит парадоксально, но в пьесе «Хан» отражены проблемы нынешней России, ее внешнеполитические вызовы, и то, на что готовы идти люди ради сохранения власти.

Читка – очень важная форма представления пьесы. Многие авторы удивляются, когда слышат свой текст из уст профессиональных актеров. Вроде бы слышат то, что написано ими, но после работы режиссера, в устах актеров текст зачастую получает совершенно иное звучание и трактовку.

Куда идти со своим материалом молодому автору? Люди просто не знают, поэтому многие опускают руки, уходят в более стабильные и прибыльные сферы. Не каждый может обивать пороги театров и настойчиво предлагать свой материал.

В России все читки пьес проводят молодые режиссеры, это и отличная школа для них, и элемент продвижения. Благодаря публичным читкам мы узнаем новые имена. 17 лет назад на драматургическом фестивале «Любимовка» Кирилл Серебряников сделал читку пьесы Василия Сигарева «Пластилин». Читка произвела такой сильный эффект, что после этого режиссер поставил спектакль и стал, собственно, тем Кириллом Серебренниковым, которого мы все теперь знаем.

В Казахстане нужно делать то же самое. Только так современная драматургия станет полноценным элементом театрального процесса. И пусть сначала это будет не так масштабно, но постепенно появится драматургическое движение, которое невозможно будет не замечать, и театр повернется к молодым авторам лицом.

Российскому театру около 300 лет, а казахстанскому – меньше ста, поэтому отставание объяснимо. Но развитие театра в Казахстане сейчас происходит в геометрической прогрессии. За три года, что я слежу за происходящим здесь, я вижу, как много театральных коллективов появилось, произошел мощный скачок. Потому что много открытой информации, идет постоянный культурный обмен, можно учиться на лучших примерах. Такой же путь Россия преодолевала медленнее.

Современному театру в Казахстане все еще мешают предрассудки. Образование тоже надо усиливать, знакомить студентов с происходящим в мировой театральной сфере, давать правильную мотивацию. Есть ощущение, что у многих начинающих профессионалов мотивация к саморазвитию очень слабая. Большинству свойственны иллюзии о быстром успехе и славе. Молодежь, как говорил Станиславский, любит не искусство в себе, а себя в искусстве.

Мир глобализирован. Сегодня можно все что угодно смотреть в сети и учиться, главное – хотеть. Но многим молодым ребятам это как будто не нужно.

Сегодня в России существует около двух десятков различных драматургических конкурсов, куда можно отправить свою работу, и там точно нет никакого блата, и связи не работают. Это я говорю как человек, который однажды отправил свою пьесу на конкурс и, победив, что называется, проснулся знаменитым.

Мне очень понравилось, что у нас получилось на проекте «Драма.KZ». Все что мы наметили сделать – сделали. Все 13 человек, которых мы собрали в нашей лаборатории, пишут в разных жанрах, в разной стилистике, и это классно. Это возможность учиться друг у друга, понимать и открывать для себя, что можно писать иначе.

У масштабных личностей и цели крупные. Но есть и обратная зависимость – большие задачи тебя укрупняют как личность, делают значительнее в собственных глазах, помогают быстрее развиваться. Поэтому всегда нужно ставить перед собой серьезные цели.

Казахстану нужен фестиваль молодых драматургов по типу «Любимовки». Ежегодные читки предварительно отобранных произведений на протяжении нескольких дней. Наш проект кардинально в Казахстане ничего не изменит. Чтобы произошли серьезные изменения, нужна регулярность, нужно многообразие. Тогда через несколько лет драматургия по-настоящему оживет.

Если даже у зрителей после читок возникает желание написать пьесу, как было у нас, то это говорит о том, что всё прошло здорово.

Меня порой спрашивают: «А как и на какие темы надо писать, чтобы тебя поставили?» Ответ у меня всегда один: вы должны писать, чего сами хотите, внутренняя цензура – опасная вещь. Мой любимый тезис: «Искусство – это пространство абсолютной свободы». Нужно забыть обо всех законах, конъюнктуре, советах, мнении критиков и т.д. Нужно выражать себя полностью, писать только о том, что тебя лично волнует, пусть даже кажется, что это больше не интересно никому.

Все классики когда-то писали о проблемах своего времени, а теперь нам многое в их текстах видится белым и пушистым. Так и сегодняшние острые, неудобные авторы лет через пятьдесят будут казаться невинными. Такова жизнь.


Записала Юлиана Алексеенко

Источник фото