Вместе с развитием современных технологий развивается и система образования — возникают новые формы обучения, возможности, появляется большое количество профессий, которые можно освоить и получить диплом, не выходя из дома.
При этом современные школьники не всегда спешат поступать после школы в высшие учебные заведения, а часть не доучивается до получения диплома, отдавая предпочтение узкоспециализированным курсам и получению знаний на практике. Создатель образовательной платформы Soho.LMS Михаил Уколов разбирается, смогут ли онлайн-курсы заменить вузы и если да, то при каких условиях.
Сфера образования в Казахстане: от стагнации к цифровизации
По словам аналитиков FinReview.info, в Казахстане лишь 13% вузов оказывают качественные образовательные услуги. Знания, которые получают студенты, часто не имеют ничего общего с практикой. Уровень школьного образования тоже страдает: согласно опросам, проведенным национальной Ассоциацией учреждений частного образования, в стране наблюдается высокий уровень неудовлетворенности качеством обучения в муниципальных школах — именно по этой причине 64,6% казахстанских семей вынуждены оплачивать детям частных репетиторов или различные курсы. Диплом без опыта работы не имеет значения — работодатели не спешат брать на работу выпускников, что становится препятствием при трудоустройстве молодежи.
Обусловлено это сразу несколькими факторами: постоянные изменения на рынке труда, сокращение жизненного цикла профессий, быстрое устаревание информации, медленная адаптация системы образования ко всем происходящим изменениям.
Вузы против онлайн-школ
Конкуренцию высшему образованию составляют корпорации, которые запускают курсы для подготовки кадров под себя, а также разного рода онлайн-курсы и онлайн-школы, которые дают возможность за меньший срок освоить применимые на практике навыки и востребованные на рынке профессии.
Цифровые технологии делают процесс получения знаний более доступным: время, удобство, комфорт и персонализация — основные факторы, которые привлекают людей к онлайн-обучению. А если вспомнить о том, что все стремительно меняется, возможность быстро сменить направление сферы деятельности за считанные месяцы — является еще одним фактором растущей популярности онлайн-образования в Казахстане. На развитие рынка EdTech влияет также рост продолжительности жизни населения и рост желания людей после 40 доучиться, сменить профессию или получить докторскую степень, но не желающих тратить 4-5-6 лет своей жизни на классическое образование. Современные школьники тоже не спешат идти в высшие учебные заведения или не доучиваются до получения диплома, отдавая предпочтение онлайн-курсам по цифровым профессиям, которые наиболее востребованы на рынке труда. Все это приводит к логичному вопросу: способны ли онлайн-школы стать альтернативой высшему образованию?
Все решает образовательный трек
Классическая образовательная система инертна — она не может оперативно откликаться и перестраиваться на любой крутой поворот отрасли. Однако онлайн-школы как раз таки откликаются на требования рынка и отрасли. Но есть проблема — как не утонуть в многообразии образовательных программ и не потратить время впустую? Составить свой образовательный трек.
Что такое образовательный трек? Это дорожная карта получения необходимых знаний и навыков для их последующего применения.
В классическом высшем образовании образовательный трек за студента разрабатывает вуз: что учить, когда учить, сколько учить, все это решает образовательное заведение без какой-либо персонализации под каждого студента, без учета его опыта и планов. В каких-то учебных заведениях есть попытки пойти в сторону персонализации, но в целом для всех есть шаблонная программа, по которой необходимо следовать.
Однако можно этот трек разработать себе самостоятельно. Если грамотно подойти к делу, то та образовательная траектория, которую составил себе человек, может дать намного больше знаний и навыков за меньший срок и быть более востребованной у потенциальных работодателей, чем классическое высшее образование. Сложность лишь в том, что не каждый может ее правильно составить и, что не менее важно, ей следовать, поскольку из рычагов воздействия здесь только собственная мотивация, в отличие от вузов, где есть система оценки и риск отчисления.
Как же составить образовательный трек правильно?
Формирование учебного трека стоит разделить на две части: междисциплинарная часть и внутридисциплинарная часть.
Проблема классического образования в рамках междисциплинарной части в том, что ученик получает много лишних дисциплин, которые важны с точки зрения фундаментального образования, но никогда не пригодятся на практике. В рамках классического обучения таковых от 60 до 90%. Т.е. почти все время обучения тратится впустую с точки зрения моментального применения их на практике. Большинство же онлайн-университетов дают возможность формировать набор дисциплин самостоятельно обучающемуся исходя из его видения профессии.
Этот подход больше похож на классическое образование в техникумах и ПТУ, когда за 2 года получается специалист, умеющий работать в профессии, но лишенный фундаментальных подходов к получению знаний.
С точки зрения частного бизнеса, который смотрит на специалиста с онлайн-образованием и классическим дипломом, между ними нет никакой принципиальной разницы, если только не рассматриваются кандидаты на руководящие позиции.
Когда бизнес набирает руководителей, ему важно, чтобы кандидат не только мог "делать что-то руками", но и учить других, изучать новые области самостоятельно. А именно эти навыки и скрываются за теми 60-90% "ненужных" предметов.
Применительно к внутридисциплинарному подходу любая самокастомизация выглядит более вредной, нежели полезной, т.к. выпадения "кусков" знаний и навыков внутри дисциплины, которые почти всегда строятся по принципу дома (фундамент-стены- крыша-отделка), приведет к тому, что значительно увеличивается риск ученика столкнуться на практике с ситуацией, обрезанной кастомизацией.
Надо хорошо понимать, что кастомизировать внутридисциплинарный трек может ТОЛЬКО преподаватель (или запрограммированная аналогичным образом учебная логика), который понимает пробелы и сильные зоны ученика, и, соответственно, может добавлять там, где это нужно и пропускать места, с которыми все ок.
Риски онлайн-образования
Вебинары, лекции в зуме и онлайн-марафоны стали обыденностью. Предложения настолько много, что у человека разбегаются глаза, при этом качество онлайн-продуктов в сфере образования нередко неудовлетворительное, что порождает недоверие в отношении онлайн-школ. Свою лепту в общее восприятие онлайн-образования вносят и представители рынка инфобизнеса, предлагающие огромное количество курсов и запускающие свои школы по обучению новым профессиям и освоению самых разных навыков за очень короткое время.
Люди хотят волшебную таблетку и охотно ее покупают. К тому же, нас с детства приучают к тому, что можно ничего не делая добиться успеха: вспомним сказки про Ивана-дурака или Емелю. Блогеры транслируют “легкие деньги”, хотя за кадром остается тяжелый труд.
И качественное образование, особенно бизнес-образование — очень интенсивное и сложное, здесь нужно прилагать усилия. Не все к этому готовы.
Чтобы не потратить время и деньги впустую при выборе онлайн-курса или онлайн-школы, выбрать качественное онлайн-обучение, важно ориентироваться на три критерия:
- опыт автора(ов) образовательной программы. За каждым онлайн-курсом, за каждой школой стоит автор или команда авторов, которые свои знания и навыки превращают в образовательный трек. Это кажется очевидным, но на деле мы видим сотни курсов, где авторы учат тому, чего на практике не касались. Увы, знания и навыки здесь будут поверхностные, а то и не имеющие никакого отношения к реальности, а следовательно не смогут быть применены на практике. Как проверить: у авторов должны быть доказанные достижения и опыт работы в той сфере, в которой они обучают.
- умение авторов образовательного продукта создавать и передавать знания. Мало обладать знаниями, важно уметь аккумулировать их и передать другим, не все обладают таким навыком. И получается, что автор именитый, а подача хромает, и как результат — опять же некачественные знания. Один из показателей, что навык имеется — опыт академических исследований или кандидатская.
- наличие системы образования для формирования практических навыков. В такой школе должны работать преподаватели, люди, которые тренируют практические навыки. Кураторы, так распространные в сфере инфобиза, редко обладают знаниями в изучаемой области и уж тем более навыками для передачи этих знаний и отрабатывании их на практике. Итог тот же — нет качественного обучения. Как проверить: просите подробную информацию о преподавателях, а также подробную информацию о том, как будет проходить отработка практических навыков.
Конкуренция, которая всем на пользу
Онлайн-образование становится все более доступным и востребованным среди населения благодаря постоянному развитию учеников с ориентиром на современные тренды. Главное преимущество — быстрее освоить нужные навыки, быстрее начать работать и получать опыт, поскольку просто наличие диплома не является подтверждением квалификации для многих работодателей. Чтобы выдерживать конкуренцию, классические учебные заведения вынуждены меняться и идти в ногу со временем: внедрять инструменты цифровизации, адаптировать программы под требования рынка и переориентация с теоретической подачи знаний на практико-ориентированную. Так, недавно в Казахстане был разработан проект закона «О профессиональных квалификациях», цель которого — развитие национальной системы квалификаций и разработка образовательных программ под реальные запросы современных компаний за счет привлечения к их разработке будущих работодателей.
Любая конкуренция — это движение вперед. Конкуренция заставит казахстанские вузы наконец перестать учить "по учебникам" (когда лекции читает лектор по чужому учебнику), а перейти в формат авторских курсов (дисциплин, когда лектор дает то, что является результатом его размышлений). А это в свою очередь заставит вузы звать на работу не только "профессиональных профессоров", но и реально практикующих специалистов, которые умеют структурировать знания в своих областях.
В области подготовки (формирования практических навыков) практических специалистов онлайн-образование с его точечной логикой приложения усилий дальше будет значимо обыгрывать вузы. В области подготовки руководителей, научного персонала, педагогов и т.д. — онлайн-образование будет дополнением к вузам, т.к. не решает задачу "научить учиться".