Пожалуй, нет человека, который не видел спецэффектов в кино или видеоиграх. Но не так много тех, кто бывал по ту сторону экрана.  3D motion-дизайнер, художник, визуальный дизайнер платформы для онлайн-изучения языков Mango Languages Константин Жабинский знает все об обратной стороне компьютерной графики. Основываясь на своем более чем 10-летнем опыте, он рассказал Esquire, как построить карьеру успешного специалиста и каких ошибок стоит избегать на старте профессии.

Опыт решает? Как стать востребованным 3D-дизайнером и заключить контракт с иностранной компанией

В 3D тесно пересекаются искусство и технологии. С одной стороны, эксперт должен создавать выразительные формы, грамотно строить композицию, работать с текстурами и светом, но также ему нужно обладать техническими навыками. Именно это сочетание привлекает дизайнеров, поскольку даёт больше возможностей для развития, позволяет чаще переключаться в работе и не выгорать на сложных задачах.

Какие направления существуют в 3D?

Индустрия дизайна очень перспективна – только за последние 5 лет появились виртуальная и дополненная реальности, метавселенные и NFT-аукционы. При этом специалист с базовыми навыками сможет практиковать любое из этих направлений. Какие области более востребованы и чем отличаются задачи у экспертов, рассмотрим подробнее.

Моушн-дизайн. Специалисты этой сферы создают анимированные картинки или видео для рекламы, презентаций, заставок фильмов и любой другой области. Здесь главное требование к финальному продукту – чтобы он был красивым. Это и определяет необходимые навыки – дизайнер должен уметь работать с формой, композицией, материалами, светом и обладать отличным художественным вкусом. При этом глубокие технические знания не столь важны.

Геймдев. В видеоигре каждую секунду появляется большое количество объектов на экране. Из-за ограниченных возможностей компьютеров и телефонов 3D-модели персонажей, предметов и локаций требуют качественной инженерной проработки – оптимизации. Иначе машина попросту не сможет отрисовать столько изображений. Финальный продукт деятельности художника – оптимизированные модели, которые следуют общей стилистике игры и укладываются в технический бюджет. Поэтому дизайнеру требуются хорошие навыки в этой области.

Индустрия кино. Эта сфера во многом пересекается с игровой, но менее строго относится к технической составляющей. Это связано с тем, что 3D-графику отрисовывают и добавляют в кино заранее, а не в режиме реального времени. Поэтому здесь упор делают на красоту и реалистичность модели, особенно если в фильме ее покажут крупным планом.

В целом, в индустрии игр и кино очень много областей – существуют художники по персонажам, по окружению, реквизиту, материалам и другие более технические профессии. Главное – понять, над чем будет нравиться работать, и начать двигаться в этом направлении.

Что выбрать – высшее образование или курсы?

Сейчас в индустрии много художников, которые не проходили даже курсы. Хорошей практики на персональных проектах уже может быть достаточно, чтобы попасть на позицию стажера. Поэтому всегда рекомендую начать с YouTube, посмотреть несколько часов обучающего контента и попробовать сделать первые небольшие проекты. Потом, если действительно понравится — идти на курсы или получать дополнительное высшее.

Среди зарубежных курсов, где можно получить практические навыки, стоит выделить CGMA, CG Spectrum, Think Tank. Среди русскоязычных – XYZ School.

Что касается высшего образования, в вакансиях зарубежных компаний часто указан Fine Arts degree – бакалавр изобразительных искусств. Также есть много школ в Европе с программой обучения 3D Generalist, где ребята работают над всеми аспектами дизайна — персонажами, анимацией, созданием окружения, спецэффектов и т.д. На выходе они получают много практических знаний, которые можно развивать в любом направлении.

Таких людей ценят гораздо выше, поскольку они всегда могут помочь запустить проект в срок в случае форс-мажора, например.  Образование будет дополнительным плюсом при найме, но это не обязательное условие, и часто достаточно релевантного опыта в индустрии.

На какую работу можно рассчитывать с базовым образованием без опыта?

Студии 3D-дизайна привлекают начинающих специалистов для разных задач, но чаще им доверяют только промежуточные этапы работы. Важно сказать, что если эксперт прежде не имел дело с клиентами, у него обязательно должно быть портфолио с персональными проектами. Если нет совсем никакого опыта, дизайнер не сможет принести пользы заказчику.

Много возможностей для новичков открыто во фрилансе – здесь работа, которую получит специалист, напрямую зависит от того, как хорошо он сможет себя продать. Например, я взял проект по созданию полноценного 3D-ролика для компании, хотя прежде никогда этого не делал. Это получилось только потому, что смог рассказать о процессе на каждом этапе работы и этим вызвал доверие. И конечно, заказчику понравилось портфолио.

Что «выдает» новичка и как ему стать экспертом, которого ищут клиенты

Работы в портфолио новичков оторваны от реальности — дизайнеры не знают, на чем сделать акцент, часто показывают очень простую презентацию модели и упускают техническую часть работы. Когда при найме HR смотрит такое портфолио, ему не за что зацепиться: сильной художественности пока нет, технической части уделено мало внимания, а подача работы ограничивается 1-2 отрисовками объекта.

Как же избежать типичных ошибок новичков?

Сконцентрируйтесь на одном направлении. Допустим, начинающему дизайнеру интересны предметные модели для игр – оружие, интерьер и объекты. В этом случае стоит разобраться в деталях, которые важны для работы над играми: хорошая UV-развертка, запечка карт, чистая low-poly сетка. Чтобы погрузиться в эти темы, можно использовать Artstation или форумы типа Polycount. Если дизайнер сделает упор на этих навыках, то вскоре станет профессионалом геймдева.

Прокачайте техническую часть и покажите в портфолио, какие задачи умеете решать. Если ответственность за художественные решения в игровой студии делится между большим количеством людей, то качественную техническую работу ждут от 3D-дизайнера. Поэтому в начале пути стоит концентрироваться именно на этом.

Покажите, что вы художник. Несмотря на то, что в приоритете технические навыки, не стоит экономить время на красивой визуализации и хорошо поставленных кадрах модели для портфолио. Эти навыки будут сами улучшаться в процессе работы, но дополнительные усилия покажут вашу заинтересованность и быстрее выведут проекты на новый уровень.

Определитесь со стилистикой. Можно показать в портфолио разные стили, но более опытные 3D-художники концентрируются на одном — например, кто-то лучше чувствует форму мультяшных объектов и работает в стилизованном жанре. Другие хорошо передают фактуру объектов через текстуры и выбирают реалистичную стилистику. Кстати, последняя всё больше набирает популярность в крупнобюджетных играх и кино.

Покажите, что умеете мыслить за рамками своей роли. Например, если художник по материалам заболеет, понадобится человек, который сможет его заменить – самостоятельно создать текстуры и довести проект до конца. Для этого не нужно быть профессионалом во всем – достаточно понимать принципы работы. Поэтому при найме концентрируйтесь на одном направлении, но также укажите, что имеете навыки из других областей.

Собирайте персональные презентации работ для новых клиентов. Например, если к вам обратилась Coca-Cola, чтобы создать новогодний ролик, покажите отдельно снежные сцены или грузовики. Это выделит вас на фоне остальных и покажет погруженность в проект.

Будьте активными на дизайнерских площадках. Одна из самых популярных – Artstation. Живой профиль, который в любой момент можно показать потенциальному заказчику – это очень полезный инструмент. Кроме того, там размещают вакансии, и работодатели сами могут связаться с автором работы.

Универсальный совет, который работает с любым проектом для портфолио: найдите на Artstation 10-15 хороших работ из одной области от опытных художников и посмотрите, на чём они расставили акценты. В своем проекте постарайтесь добиться похожего результата.

Где искать зарубежных клиентов?

Моушн-дизайн. Лучшие площадки для представления своих работ и поиска клиентов – Dribbble и Behance. Когда выкладывал туда свои работы, раз в несколько недель приходил отличный проект.

Индустрия кино и геймдев. В этой сфере лучшая площадка – Artstation. Дополнительные — Polycount (есть хороший раздел с вакансиями в команду и на проект), Discord и Slack сообщества – например, DiNusty.

Общие варианты, которые подходят почти для всех фрилансеров – площадки Upwork и Fiverr. Здесь можно активно откликаться на новые предложения и легко находить клиентов. С ростом рейтинга они сами начнут приглашать вас в проекты.

Многие приходят в 3D из других областей дизайна. Например, я около 2 лет руководил командой в Icons8, и в свободное время занимался 3D — учился строить сцены, моделировал объекты и даже скульптил персонажей. Из учебных проектов сформировал портфолио на странице в Dribbble, и именно оттуда пришли первые клиенты. Как и все новички, сначала переживал, что ничего не умею, но людям нравились мои работы, и не оставалось ничего, кроме как идти и делать.

Этот помогло попасть в американскую компанию Mango Languages. При найме я также поделился опытом, не связанным с 3D: рассказал, как работал с крупными клиентами – Icons8, Generated Photos, Skyeng, AliExpress, LG, Hyundai, и руководил продуктовыми дизайн-командами. Позже узнал, что это сильно помогло им с выбором кандидата. Поэтому используйте все возможности и смело указывайте опыт, который хоть немного приблизит вас к желаемой должности.

Поделиться: