В России термин «тёмная кухня» вошёл в оборот пару лет назад, но в мировой практике рестораны, которые работают исключительно на доставку, появились раньше и стремительно набирают обороты. Собственник и основатель компании Dostaевский Владимир Овелян поделился с нами идеей создания бизнеса и сложностями на пути его становления.
Владимир, с чего начался ваш предпринимательский путь?
В 2011 году я устроился в маленькую компанию «3 пирога», которая производила и доставляла осетинские пироги на заказ. Это был мой первый опыт работы после студенческих лет. Там же я получил свой первый опыт руководства. Мне предложили занять должность управляющего. Проработав 1 год, я ушел из неё и создал собственную компанию по производству и доставке еды. Того года мне хватило, чтобы понять азы и специфику работы этого бизнеса. Впервые я захотел стать предпринимателем именно тогда. Я чётко видел, как должен функционировать бизнес такого характера, какие процессы должны происходить внутри него и горел желанием это воплотить в реальность. Я подробно расписал собственное видение проекта, которое включало в себя 3 аспекта: производство, логистика и IT для нашего удобства и удобства клиентов. С того момента уже больше 12 лет я в этом бизнесе.
У Dostaevsky собственная IT-платформа, аналогов которой нет в России и СНГ. Расскажите, как вы ее создавали и в чем преимущество?
Как раз в момент, когда я открывал компанию, повсеместно стала развиваться сфера IT-технологий. У многих сервисов появлялись собственные приложения. Сейчас кажется, что такие приложения были всегда, но 10 лет назад себе это могли позволить лишь редкие компании. На тот момент я уже чётко понимал, что будущее за мобильными приложениями и за сервисом доставки. Я решил, что моей компании тоже нужно приложение для удобства, собрал команду из IT-специалистов, и мы разработали собственный продукт — платформу DostaВизор. Она управляет этапами жизни заказа в Dostaеvsky и состоит из веб-интерфейса для администратора кухни, приложений под планшеты для поваров и шеф-поваров, мобильного приложения под iOS и Android для курьеров. Эта одна платформа заменяет 30 сотрудников.
Перед созданием платформы мы изучали аналоги, но поняли, что не хотим копировать, а хотим создать свою уникальную систему. Основная фишка в том, что мы следим не за заказами, а за их содержимым – за блюдами. Это позволяет нам лучше рассчитать нагрузку на производство. Сейчас к DostaВизору подключены все производства Dostaevsky, они используют систему ежедневно. Платформа повысила скорость обработки заказов в Dostaevsky на 10%, общий оборот компании вырос более чем на 45%. Как вы понимаете, система оптимизировала процесс и увеличила скорость приготовления заказа. Кроме того, это сильно изменило бизнес и дало возможность масштабирования в регионы.
Презентовав DostaВизор как уникальный продукт в сфере IT, вы стали резидентами научного центра «Сколково». Расскажите об этом опыте.
Несколько лет назад в «Сколково» появилась программа для IT-компаний из России, которые сделали уникальный продукт. Нужно представить и защитить перед комиссией свою IT-разработку. Он может быть как самостоятельным, так и функционирующим внутри компании. Мы, конечно, представили DostaВизор. Нам важно было доказать его уникальность, показать, как он влияет не только на нашу компанию, но и на рынок в целом. Наш DostaВизор управляет всей компанией и, как я уже сказал, оптимизирует процессы, повышая качество еды и производительность сотрудников.
Нужно было пройти комиссию, чтобы получить определенные льготы. В итоге нам удалось это сделать с первого раза.
Достижения есть не только у платформы DostaВизор, но и у всей компании. Например, гран-при «Акар» и победа в номинации «Лучшая маркетинговая кампания». Это огромный успех — с нуля дойти до такого уровня. Расскажите об этой награде.
Да, эту награду мы забрали около пяти лет назад. Ассоциация Коммуникационных Агентств России (АКАР) — это ведущая и крупнейшая профессиональная ассоциация участников российского рынка рекламы и маркетинговых коммуникаций. Конечно, получить награду от такой организации – это наполняет гордостью за свою работу.
Как мы к этому пришли? На тот момент у нас активно развивалась компания, мы запускали разные рекламные активности и всячески вкладывались в маркетинг. Мы выбрали многоуровневый подход, объединив силы нашей внутренней маркетинговой команды с аутсорсинговыми и брендинговыми агентствами. Все свободные деньги бизнеса направлялись на маркетинг и чтобы задействовать каждый доступный инструмент — как онлайн, так и оффлайн. Результат даже превзошел наши ожидания. Мы закрыли все планы, которые себе намечали.
Также компания участвовала во всевозможных конкурсах, чтобы получить еще больше шансов оказаться среди узнаваемых, престижных, крутых брендов. Меня пригласили на мероприятие, на котором принимали участие лидеры рынка — «Бургер Кинг», московский футбольный клуб «Спартак», некоторые дочерние компании «Газпрома».
В разных категориях жюри выбирало лучшие компании, которые провели наиболее заметные рекламные кампании за год. Затем среди лучших выбирали победителя Гран-при. Получилось, что мы выиграли в своей категории, а потом выиграли еще и Гран-при.
Если говорить в формате было-стало, каких показателей достигла компания?
Свое первое производство мы развернули практически на заброшенном заводе. Тогда мы осуществляли доставку по всему Санкт-Петербургу. У нас был маленький коллектив — не больше 15 человек. Спустя 10 лет нам удалось значительно увеличить количество вовлеченных партнеров и на сегодняшний день компания Dostaevsky работает в 7 городах России, имеет более 50 производств, открытых по партнерской схеме, а идею компании воплощают в жизнь уже более 3 тысяч сотрудников. В 2014 году ежемесячный оборот компании и партнеров-франчайзи суммарно насчитывал примерно сто миллионов рублей. А за последующие пять лет оборот вырос в 7 раз.
Мы много трудились для этого, вкладывали все свои силы и ресурсы. А главное, что я сделал — поверил в идею, которая сработала.
Что бы вы могли сказать начинающим предпринимателям? Какие тенденции рынка им стоит учесть?
Сфера производства и доставки еды растет во всем мире, в России тоже. Всё больше людей отдают предпочтение этому способу закрыть свои базовые потребности в еде и времяпрепровождении. Ресторанные сети начинают создавать собственные службы доставки под собственным брендом, чтобы избежать высоких комиссий со стороны агрегаторов. Также активнее, чем раньше, развиваются концепции в формате dark kitchen, то есть кухонь, работающих исключительно на доставку, без посадочных мест. Уменьшение времени доставки также является важной тенденцией для всего рынка, так как для потребителя время с каждым днем становится всё более значимой ценностью.
Эти аспекты важно учитывать, если вы хотите выходить на этот рынок со своим предложением. И так же к этому бизнесу, как и к любому другому, надо подходить комплексно, четко прорабатывать схему, не тушеваться, а с напором идти, веря в свои убеждения.