Вечером 13 декабря, рэпер Oxxxymiron (Мирон) выпустил 8-минутный клип, в котором прошёлся по образу другого известного музыканта — Morgenstern’а (Алишера). За первые сутки композиция набрала 3 миллиона просмотров, став самым обсуждаемым топиком в русскоязычном рэп-сообществе. Esquire Kazakhstan разбирает, что предшествовало данному треку, а также объясняет, о чем читал Oxxxymiron. 

Oxxxymiron выпустил дисс на Morgenstern’а. Рассказываем о самом важном конфликте в русскоязычном рэпе

Предыстория

Конфликт двух исполнителей длится уже несколько лет, но до недавнего времени оба ограничивались лишь короткими колкостями в интервью и отсылками в треках. Сразу вспоминается речь Morgenstern’а на церемонии GQ 2020 года, где тот слово в слово повторил речь Oxxxymiron’а, произнесённую им восемью годами ранее на той же премии. Мирон впервые упомянул Алишера на своём третьем альбоме — «Красота и Уродство»:

«В профиль Мандельштам, в личке Моргенштерн

С непрослушанными голосовыми, сорян

Ваше мнение очень важно для нас, вам перезвонят».

Однако именно в 2022 году конфликт между реперами разросся до полноценных диссов (композиций, выпущенных с целью оскорбить оппонента). Сначала Morgenstern вставил в свой трек Teaser, открывающий альбом Last One, отрывок из песни Oxxxymiron’а — «Не с начала» — появившейся на пластинке «Горгород» семь лет назад. Неделю спустя Мирон выпустил композицию Bassline Business, подводящую черту череде синглов, выходящих на протяжении шести недель. В этом треке артист посвятил оппоненту целый куплет: 

«Твой TEASER — зря, я лишь разочарован

Не хами моим друзьям, даже их лирическим героям».

Двумя неделями позже Morgenstern выпустил полноценный дисс на Мирона — «Я убил Марка». Данное название отсылает на 10-минутный клип Oxxxymiron’а «Кто убил Марка?», ознаменовавшего возвращение рэпера в 2021 году. В новом клипе Алишер пародирует ранние работы рэпера («Я — Хейтер», «Мой менталитет») и упрекает его в несостоятельности как артиста. Спустя месяц молчания Мирон ответил Алишеру 8-минутным клипом The Story of Alisher.

Oxxxymiron выпустил дисс на Morgenstern’а. Рассказываем о самом важном конфликте в русскоязычном рэпе

Что значит название трека «The Story of Alisher»?

Название данной композиции отсылает прежде всего на трек Pusha T — «The Story of Adidon», где рэпер задиссил исполнителя Drake’а. Мирон упомянет Pusha T и в самом треке, что ещё раз подчёркивает связь двух композиций: 

«Я новый Pusha T, к чёрту Six Six Six,

Перебей лоб на Икс Икс Икс».

Этими строчками Мирон напрямую цитирует трек «The Story of Adidon», а также вспоминает татуировку Алишера с тремя шестёрками, которую тот предлагает заменить фирменными буквами «Х» из никнейма Oxxxymiron’а. 

Клоун-булава

«The Story of Alisher» можно условно разделить на шесть частей, каждая из которых фокусируется на разных проблемах Morgenstern’а. Начало трека длится чуть больше минуты и сопровождается анимационным видеорядом, где маленький Алишер получает шипастую булаву, также известную как моргенштерн. Ударяя этой булавой по земле, ребёнок обращает на себя внимание все большего количества людей, тем самым приобретая славу. Однако вместе с ней артист становится пленником собственного образа, представленного в виде огромного монстра-моргенштерна. 

Мирон в первой части трека читает о клоуне, пытающегося вывести его из себя. Так исполнитель отсылает к клоунскому образу Алишера, который тот использовал в качестве рекламной кампании к выходу двойного альбома Million Dollar Happiness и Million Dollar Business. Также в этих строчках он цитирует фразу Джокера из «Тёмного рыцаря» (2008): 

«Я бы шута игнорировал просто,

Но этот вот клоун чё-то слишком серьёзный».

Поклонники Oxxxymiron’а могут вспомнить, как тот уже сравнивал исполнителя Славу КПСС с Джокером, а себя с Бэтменом во время рэп-баттла в 2017 году. Спустя пять лет роль клоуна примеряет уже Morgenstern.

Сравнивая Алишера с клоуном и булавой, Мирон описывает противоречие его сценического образа, пытающегося найти любовь и одобрение, но не имеющего сил подпустить людей к себе слишком близко: 

«Клоун так хочет дружить,

Только с ним что-то не так.

Клоун горько язвит,

Больно в груди,

Снова отказ».

Первая часть трека заканчивается закадровым голосом Алишера, говорящем, как тот не хотел бы, чтобы кто-то копался в его голове. В этот момент камера направляется в голову нарисованного Morgenstern’а, где зрителей уже встречает Oxxxymiron. Таким переходом Мирон подразумевает, что именно он и будет копаться в голове молодого рэпера. Вместе с этим исполнитель намекает, что голова Алишера полностью забита Мироном (танцующем в женском платье).

«Твой дисс — это любовное письмо, Морген-Стэн»

Во второй части трека Мирон отвечает на все упрёки Алишера, попутно обвиняя его в излишней фанатичности и отсутствии оригинальности. Так, он сравнивает Алишера с известным пародистом Satyr’ом и вымышленным фанатом Eminem’а — Стэном. Наконец Мирон подтверждает слухи о том, что Алишер ни раз предлагал ему поработать над совместными треками: 

«Как звал меня на «Легендарную Пыль»,

На «Million Dollar», на «12», на «Last One»

И всякий раз после отказа хейтил».

«Давай поговорим об индивидуальности»

В третьей части Мирон продолжает попрекать Алишера во вторичности, сравнивая того с Big Baby Tape’ом, Скриптонитом и Face’ом. Помимо отсутствия оригинальности, рэпер вспоминает и сомнительные совместные работы Алишера с АК-47 и Клавой Кокой.

«Давай поговорим о твоём одиночестве» 

Далее Oxxxymiron начинает говорить о семье Morgenstern’а, которую тот часто обсуждает в интервью. Мирон утверждает, что Алишера покинули все его близкие, включая мать, отца и бывшую жену. Вместо них артист окружил себя недалёкими людьми, пытающимися заработать за счёт его имени. 

В то же время, сам Алишер яро скрывает своё одиночество посредствам дорогой одежды и аксессуаров: 

«Вечно голый торс, ты помешан,

Епты, Calvin Klein

И ты «синоним слова фэшн»

Но ты носишь Philipp Plein».

Oxxxymiron выпустил дисс на Morgenstern’а. Рассказываем о самом важном конфликте в русскоязычном рэпе

«Давай поговорим о нашей популярности»

В пятой части трека Oxxxymiron сравнивает отношение двух рэперов к своей славе. Пока Мирон спокойно прекратил на несколько лет выступать и выпускать треки, Алишер продолжает волноваться за каждый релиз, расстраиваясь слабым показателям. Рэпер сравнивает статистику просмотров клипов «Ойда», о котором мы писали ранее, и Bugatti Morgenstern’а, вышедшим в те же дни, что и релиз Мирона. По словам артиста, пик карьеры молодого рэпера был пройден несколько лет назад, и всё большее количество исполнителей это понимает и отказывается работать с ним. 

Пятая часть трека заканчивается вставкой из интервью Дилары — бывшей жены Morgenstern’а. В видео девушка рассказывает о том, как тяжело тот переживает неудачи в карьере.   

«Сегодня дед съел Моргенштерна»

В последней части трека Oxxxymiron предлагает Morgenstern’у два пути: принять себя в качестве заурядного артиста и прожить спокойную жизнь или триумфально завершить своё существование, пока популярность совсем не угасла. Мирон сравнивает Алишера с другими юными рэперами, которые либо быстро исчезли с радаров, либо умерли в молодом возрасте и остались легендами. 

Заканчивает Мирон свою 8-минутную эпопею отсылкой на свой сложившийся образ вечного деда в рэп-индустрии и старый трек Алишера — «Я съел деда»: 

«Помнишь, ты съел деда?

Сегодня дед съел Моргенштерна».

Так, Мирон говорит, что своим диссом он уничтожил образ Алишера, дав ему возможность стать обычным человеком или же попробовать потягаться с ним ещё раз и (метафорически) умереть на пике славы. 

Как ответил Morgenstern

Morgenstern написал несколько постов, восхваляющих новую работу оппонента: «Благодаря мне Мирон сделал первую нормальную песню и клип за 5 лет». На следующий же день Алишер записал видео обращение к Мирону, вызвав его на рэп-баттл. 

В чём смысл конфликта?

В конце хочется отметить, что вражду двух рэперов нельзя назвать серьезной. С одной стороны, данное противостояние — это конфликт разных поколений и, соответственно, диаметрально противоположных подходов к творчеству. С другой стороны, оба музыканта дают понять, что им этот конфликт нужен, в первую очередь, для пиара. Так, Алишер наконец показывает себя как баттл-рэпер и напоминает о своём альбоме Last One, а Мирон использует возросший интерес к его персоне для продажи билетов на свои концерты, которые тот планирует давать по всему миру в течение 2023-2024 годов. В выигрыше остаются все, включая и нас — слушателей.


Автор: Oraz Kereibayev 

Поделиться: