Письма из Африки. Такая неказахская учеба

Казахстанский специалист и общественный деятель Айнура Абсеметова, уехавшая по линии ООН работать в Малави, в своем тридцать первом письме рассказывает о том, чем отличается казахстанская система образования от африканской.– Мама, мне надо написать речь для выступления, я – кандидат в Headboy школы! Ты мне поможешь? – с этими словами в машину влетел сначала рюкзак, потом сам Жаник. Headboy – это что-то вроде президента школы. «

– Ну вот еще, – отмахнулась я сначала, – конечно, я помогу тебе, но писать будешь сам.

На носу последняя неделя первой половины триместра, в течении которого должно пройти несколько мероприятий школьного значения и завершится все объявлением результатов выборов. С тех пор как Жаник пошел в частную школу под названием «Paramount Academy School» незаметно пролетели два месяца. За это время было много такого, что заставляло меня задерживать дыхание. Был даже момент, когда я кинула клич в поисках другой школы…

Первый школьный день начался для нас с сыном пятнадцатого августа. Уже в машине Жаник вспомнил, что мы не купили цветы учителю: «Мы всегда же всегда 1 сентября ходим с цветами!» Но было поздно что-либо делать, нам строго-настрого велели не опаздывать и быть в школе ровно в семь утра. В груди громко стучало сердце, я волновалась больше Жаника, потому что у самой в детстве был болезненный опыт новичка в пяти школах.

Отвлеченные праздные мысли мигом улетучились, когда я внезапно увидела перед собой громадную пробку. Все подъезды в школу еще за квартал были блокированы вереницей машин, которые медленно заезжали в одни ворота и выезжали в другие. Уже заехав, между внешними воротами и двором школы мы увидели учителей, стоявших через каждый метр и указывающих куда двигаться дальше. Машина подъезжает, останавливается у свободного бортика с учителем. Он открывает дверь вашей машины с дружелюбным приветствием и широкой улыбкой, как швейцар в хорошей гостинице и помогает ученику выйти с рюкзаком из машины. Затем держа за руку ребенка выводит его на безопасную платформу за бортиком. А машина тем временем проезжает дальше, уступая место следующей. И так учителя встречают каждого ученика. Создается идеальный конвейерный порядок без суетящихся мамаш, выбегающих из машин с криком «Вылезай быстрее!», без детей рискующих попасть под колеса. Нет суеты и пробок из-за паркующихся и выезжающих машин. Если мне надо задержаться в школе чуть дольше, следует проехать на отдельную парковку. Я подумала, что это в первый учебный день они так красиво начинают. Посмотрим, что будет дальше. Но к моему удивлению, такую картину я наблюдаю и по сей день. Таков порядок школы: безопасность и внимание к каждому ученику индивидуально.

Сама по себе школа не большая, всего 120 учеников. В каждом классе не более 15 детей, в классе Жанали – восемь. Школа работает третий год и растет по мере взросления своих учеников. Нам повезло, в этом году открыли шестой класс, куда попал Жаник и это самый старший класс в школе. В следующем году откроют седьмой класс, на этом сформируется среднее звено. Затем откроют High School (старшие классы). Сейчас уже идет строительство филиала, где будет учиться среднее и старшее звено. Там обещают больше специализированных кабинетов, олимпийский бассейн и постоянный школьный театр. Вообще школа внешне похожа на школу семейного типа или школу-бутик. Это длинная одноэтажная постройка шириной в один кабинет, а в длину – ровно шесть кабинетов. На другой стороне двора – домик для дошколят. Отдельным домиком в две комнаты располагается администрация школы. Посередине двора – ухоженная лужайка с цветами и раскидистое дерево. В заднем дворике есть небольшой бассейн для малышей и поле для игр.

Первая учебная неделя пролетела быстро. Первый день был посвящен правилам школы, знакомству. Жаник был разочарован: «Я так и не понял, как мы будем учиться и что будем проходить. Наша апайка всегда нам рассказывала в самом начале, а тут какой-то детсад. Знакомились друг с другом, ходили по кабинетам. Знаешь, какое домашнее задание нам дали? Подумать, какие правила я хочу установить в классе! И учебников не дали, а повели в библиотеку и попросили выбрать себе книги для чтения…»

И так мой шестиклассник ворчал всю дорогу. Ну это только первый день, успокаивала я его и себя. Однако всю первую неделю уроков в привычном понимании казахской системы образования так и не случилось. Все выглядело как-то несерьезно: какие-то встречи, какие-то «не серьезные» учителя и слишком легкие уроки. Судя по тому, что рассказывает Жаник, в классе нет дисциплины, учитель по урокам истории и географии дает задания как для дошколят, разукрасить или нарисовать, а где и вырезать, приклеить что-нибудь на тематическую тему. Один раз Жаник пришел возмущенным: учитель истории не смогла подтвердить, что во Второй мировой войне участвовал многонациональный Советский Союз, а не одна Россия. Жаник весь урок рассказывал на своем ломаном английском, что его прадедушки воевали, и не только они, а более ста национальностей. В конце его тирады один одноклассников понял все по-своему и выдал: «Так ты оказывается русский!» По географии они клеили материки, где Европа шла отдельно от Азии. Придя домой, Жаник встал перед нашей картой и никак не мог понять, почему учитель не видит, что евразийский материк – единый. Пришлось вмешаться и объяснить разницу между материками и частями света.

Ранним утром директриса школы наблюдает за утренним заездом учеников с кружкой кофе и в уютной шали, под которым легкое летнее платье в цветочек. Никакого пиджака, платья-футляра темного цвета и каблуков. Я робко подхожу к ней, готовая к отпору и агрессии на мои вопросы по поводу качества образования. Мисс Эванс, англичанка из западной части Британии приехала в Малави 20 лет назад молодым педагогом, обучающим Кембриджской методике местных учителей. В ней чувствуется британская принципиальность и сдержанность, которая так и не растворилась в малавийской культуре. Я начала свой разговор издалека, у нас-де система обучения другая и нам не привычна такая расслабленность. Чего же нам ждать, если выпускник казахстанского четвертого класса сидит и скучает в шестом классе? Помогите понять, это разная система обучения и распределения детей по классам или что-то другое? Я получила ответ, что детей распределяют в классы не по возрасту, а по уровню знаний, проверенным кембриджским тестом. Каждые полгода дети тестируются снова, результаты отправляются в Кэмбридж, и уже оттуда приходят рекомендации по распределению. Предметы преподаются ровно час, но в зависимости от восприятия детьми, могут прерваться на что-то другое и потом снова возвращаться. Одним словом, учитель сам решает как планировать урок, в какой дозировке давать что-либо, ориентируясь на скорость усвоения каждого класса и ученика в частности. Поэтому все выглядит довольно хаотично и расслаблено. Но каждый учитель помнит, что в итоге ребенку нужно пройти тестирование, и настраивается на конечную цель – качество знаний, которое ребенок должен продемонстрировать.

Я до сих пор пытаюсь понять, на сколько система образования и методика в этой школе лучше или хуже классической или, точнее сказать, привычной нам? На что ориентироваться? Такие предметы, как история и география, сильно хромают – причина в отстутствии предметника. Зато математика, английский язык и литература даются очень даже неплохо, хотя иначе. В математике уклон на решение логических задач на скорость. В литературе, английском языке упор на понимание текста и качество изложения. Через чтение книг и регулярные изложения и сочинения по прочитанному материалу, через разбор текста познается грамматика и стилистика. Такой предмет как наука включает в себя физику, биологию и химию. Природные явления изучаются исходя из процессов либо физики, либо биологии, либо химии. Мне все это напоминает ранние советские уроки по природоведению.

С другой стороны, нравится, что ученик может с позволения учителя помочь провести урок по теме, в котором он силен. Так же меня впечатляет, что выбирая классические книги для чтения, им дается срок в две недели. Потом они пишут сочинение, меняются книгами и снова читают, обсуждают, пишут сочинение и так далее. То есть тут усиленно прививают привычку читать и рассуждать о прочитанном. Есть такие предметы как социальные науки (Social Studies), где дети обсуждают устройства общества. Создав в школе ассамблею учеников, они учатся основам демократии, проводят выборы, голосование, дебаты, публично выступают на разные темы. Учатся поддерживать разнообразие, демонстрировать свои сильные стороны и уважать оппонентов, решать школьные проблемы через совместную дискуссию, не разделяя по классам и возрастам. Пространство школы устроено таким образом, что дети всех классов знают друг друга и не чувствуют разделяющих их границы.

Я вижу, что в такой среде у маленького человека хорошо развиваются социальные навыки взаимодействия. Мне импонирует открытость и демократичность среды, где дети свободно выражают свое мнение, не переходя границ. Учителя относятся с уважением к каждому ученику, как и ученики относятся к каждому учителю как к родному человеку. Все это создает атмосферу дружелюбия, безопасности и открытости.

Но академическая сторона вопроса продолжает беспокоить. С целью компенсировать эту слабую сторону, я тут уже организовала целую систему: наняла репетитора по математике и записала сына в математическую школу онлайн. Историю и географию взяла на себя. Химию и физику, думаю, догоним в следующем году. Дополнительное чтение помогает поддерживать развитие русского языка. Апашка-же подпитывает знания по казахскому.

Однако я все еще одним глазом поглядываю на другие школы. Прошло два месяца с момента, как мы сюда пришли. За это время Жаник со всеми подружился. Выступил с предвыборной речью, что заставило всех аплодировать ему – от первоклассников до директрисы – и выиграть выборы. Буквально вчера он принес клятву служить верой и правдой на посту HeadBoy, следовать обязанностям, быть честным и представлять интересы учеников перед учителями. Родительского собрания в классическом понимании мы так и не дождались. Вместо этого школа устроила чаепитие для всех родителей разом, во время которого мы знакомились друг с другом и с учителями, делились впечатлениями и советами в милой обстановке, а дети нас обслуживали. Если уж очень хочется обсудить своего ребенка, тут есть открытый час для родителя с учителем. И самое главное, никаких чатов с родителями, никаких сборов, поборов, подготовок от родителей. Все это на себя берет школа. Родитель в школе – только гость.

Несмотря на всю эту няшность и красоту, вопрос с образованием сына все еще открыт. Одни говорят, что главное научить ребенка искать информацию и заниматься самообразованием. Другие говорят, что базовое и широкое образование обязательно, а самообразование – удел взрослых людей. Единственное, чему я точно рада – здесь не убивают личность ребенка, а дают возможность развиться в той мере, в какой позволяет родитель. Ну а пока в ближайшее время нас ожидает в школе неделя литературных героев, неделя экологии, неделя творчества и неделя спортивных достижений.